?

Log in

No account? Create an account

Категория: музыка

«По справедливости каждая нация могла бы гордиться тем делом, которое создал в музыкальной области В. В. Андреев, подарив своему народу им воссозданный национальный оркестр, который по праву должен занять первое место среди всех существующих ему подобных ансамблей у других народов. Этот оркестр состоит из истинных артистов. Исполнение их ярко, богато нюансами и экспрессией»
«Times», 28 сентября 1909 г


фильм Павла Петровича Кадочникова


Василий Андреев родился в городе Бежецке Тверской губернии в семье купца первой гильдии Василия
Андреевича Андреева и его жены, дочери отставного капитана Михаила Ивановича Веселаго Софьи Михайловны 3 января 1861 года. На центральной улице Бежецка сохранился дом, принадлежавший Андреевым, - большой, деревянный, темно-зеленого цвета, с мезонином и вытянутым балкончиком.
Отец его умер через год, а мальчика растил отчим - военный инженер железнодорожник Нил Николаевич Сеславин (племянник генерала А. Н. Сеславина, героя Отечественной войны 1812-го года).

В 1872 году семья переехала в Царское Село, так как Нил Николаевич получил назначение в управление путей сообщения на Царскосельской железной дороге. Отчим был заядлым театралом и буквально заразил Васю театром, у мальчика открылся и собственный драматический талант — он великолепно пародировал окружающих. На многочисленных любительских вечерах его тонкие ироничные пародии неизменно пользовались успехом.

В конце 1875 года, после тяжелой болезни Нил Николаевич умер. Софья Михайловна переезжает с сыном в Петербург. Вася поступает в гимназию, но превыше всего его интересует музыка, многообразие музыкальных инструментов. На какое-то время «фаворитом» становится скрипка. Софья Михайловна оплачивает занятия с профессором по классу скрипки Николаем Владимировичем Галкиным. Встреча с балалайкой еще впереди…
Читать дальше...Свернуть )
Бюст «Портрет П.И.Чайковского». По модели 1888 г. Роберта Робертовича Баха (1859-1933). Каслинский завод. 1900 г.
рассмотреть с разных сторонСвернуть )
Бюст «Портрет П.И.Чайковского». По модели 1888 г. Роберта Робертовича Баха (1859-1933). Каслинский завод. 1900 г.




Symphony No. 6 "Pathétique" in B minor, Op. 74 (1893)
П. И. посвятил её Владимиру Львовичу Давыдову, своему любимому племяннику.

...В Париже, перед самой поездкой в Америку, Чайковский пережил потрясение: из газеты он узнал о смерти своей сестры А. И. Давыдовой. Приняв решение не отменять поездки, он писал: "Я очень страдаю нравственно".

Перед отплытием из Руана в Нью-Йорк, Чайковский приобрел записную книжку. В ней и были сделаны первые наброски для новой симфонии с программными пояснениями. Так над наброском на с.11-12: "Мотив. Зачем? Зачем? Для чего?" Под ним другая помета: "Начало и основная мысль всей симфонии". "Мотив для финала после чего - Зачем? Сначала нет ответа, а потом вдруг торжест<венно>".
Чайковский продирижировал Шестой симфонией 16 октября 1893 года в Петербурге. Критики и слушатели не оценили симфонию по достоинству, а точнее - совершенно не поняли её. Безусловно, что это стало сильнейшим потрясением для композитора, который считал это произведение одним из самых главных своих сочинений. Второй раз симфония прозвучала под управлением Э.Ф.Направника уже в концерте памяти Чайковского. Имела грандиозный успех.Свернуть )

Огромная процессия провожала гроб с телом Петра Ильича от дома на Малой Морской улице, где он скончался, до Мариинского театра, а затем — отпевать в Казанский собор. Похоронный кортеж двигался от собора до кладбища Александро-Невской лавры два часа.

Впервые н«статское» лицо хоронили под звуки духового оркестра. Его похороны вылились в демонстрацию всенародной любви к великому композитору.

Спустя 20 лет Степан Гаврилович Скиталец (Петров) вспоминал:

Один из таких страстных меломанов как-то утром вбежал ко мне с известием, что Чайковский заболел холерой. Весть казалась дикой — Чайковский и холера, небо и земля, солнце и прах,— но мы поспешили в «город» (жили на острове) проверить на месте. Телефонов еще тогда было очень мало, а вечерних газет еще вовсе не было, до выхода утренних газет трудно было что-нибудь узнать...

Около дома Чайковского мы увидели небольшую толпу студентов и барышень. Да, он заболел холерой, но надежда еще не потеряна, — сейчас ждут Бертенсона, он приедет и спасет. Никто из собравшихся не знал Чайковского, видели его только на премьерах и в концертах, но всем казалось, что там, наверху, лежит и страдает самый близкий и самый дорогой человек.Свернуть )

Профессор Московской консерватории, музыкальный критик и друг Чайковского Николай Дмитриевич Кашкин писал:

"Общество русское понесло невознаградимую потерю, но вместе с тем получило и великое наследие в произведениях почившего; теперь на русском обществе лежит обязанность показать, что оно было достойно великого художника, посвятившего ему свою жизнь и свой талант,— обязанность достойно почтить его память. Этим оно сделает оценку и себе, ибо в уменье чтить великих людей ясно выражается уровень развития самого общества."
фоторепортаж trunov_dmitry



Вы не поверите, но с помощью блогтура по Югре я впервые побывал в филармонии, да еще в какой. Сургутская филармония - это интереснейшее место которое, безусловно, стоит посетить будучи в городе. Давайте обо всем по порядку.

Сургутская филармония была образована в январе 2003 года. Основными направлениями деятельности филармонии являются: предоставление населению концертных программ сургутских профессиональных коллективов и гастрольные проекты.Читать и смотреть дальше...Свернуть )
alexvadim : ПОСЛЕДНИЙ ЦЫГАН
Алеша
Алеша Димитриевич – наш современник, сегодня ему исполнилось бы сто лет. До него цыганское искусство было знакомо нам по советскому кичу театра «Ромэн». Но в чемоданах загранработников его песни долетали до нас легендой о русской эмиграции. Неповторимая интонация обволакивала, пел он старинные романсы или блатные песни. Самого его знали сотни людей в Париже, тысячи в мире, единицы в России. Высоцкий рвался в Париж, чтобы увидеть Алешу, Наташа Медведева выступала с ним еженощно. Ведь, родившийся в Петербурге (или Самаре?), выросший в Харбине, проведший полжизни в Париже, другую – в Аргентине, исколесивший в повозке бродячего цирка полмира и выступавший в самых роскошных его кабаре, Алеша оказался последним великим русским цыганом. С его смертью в 86-м году в Париже закончилась возникшая за два века до него музыкальная традиция, вдохновлявшая Пушкина и Толстого, заставлявшая офицеров стреляться, купцов проматывать состояния в «Яре», а писателя Жозефа Кесселя закусывать водку рюмками в «Шехерезаде». Но жизнь Алеши Димитриевича и его личность мифологичны и требуют подробного описания. Рассказать о своем друге любезно согласился Костя Казанский – болгарский певец, французский композитор и русский музыкант, знакомый очень многим как соавтор всех французских пластинок Высоцкого. Выступая в «Царевиче», «Распутине», других легендарных парижских ресторанах, Костя услышал, полюбил и увлекся на всю жизнь искусством Володи Полякова, Вали и Алеши Димитриевичей. Он будет выступать с ними как гитарист, аранжирует их пластинки, а позже напишет книгу, рассказывающую историю такого уникального культурного феномена, как «Кабаре Рюс».
Читать дальше...Свернуть )
***





cлушатьСвернуть )
vitaramm: Памяти Наталии Крымовой и Анатолия Эфроса
А эта ссылка о Вечном.
И внутри текста - невероятное: голоса из спектаклей Анатолия Васильевича.
Спасибо автору Елене Лариной и редакции портала.


голоса найдете здесь: http://oteatre.info/krymova_efros/
Светлый праздник Нового года в семье Крымовых навсегда породнился с горечью потерь. 1 января десять лет назад ушла из жизни Наталья Анатольевна Крымова, блистательный театральный критик и верная спутница Анатолия Васильевича Эфроса. Странная игра цифр переплела дни рождения и дни смерти в январе. Анатолий Васильевич умер 13 января, в Старый новый год, почти в день рождения Натальи Анатольевны (12 января). И Наталья Анатольевна тоже покинула этот мир в Новый год. Воспоминания Натальи Крымовой об Анатолии Васильевиче Эфросе, записанные осенью 1992 года, публикуются сегодня впервые.

Потому что человека лучше не было (1 часть)

Для меня этот разговор об Анатолии Васильевиче — еще одна возможность передумать то, что есть главное содержание моей жизни, боль, которая не проходит, мое счастье. Одним из самых счастливых дней (и я тут не преувеличиваю) жизни Анатолия Васильевича Эфроса был тот день, когда он получил письмо от Шостаковича. Они не были знакомы до этого. Но однажды Шостакович пришел на спектакль «Женитьба», и, ничего не сказав, ушел. Я очень хорошо помню, как на театральной лестнице прямо перед собой увидела трудно идущего человека. И вдруг поняла, что это Шостакович. Мне стало очень страшно, потому что я знала, что этот человек означает в нашем доме. И поняла, что в этот вечер Анатолий Васильевич держит какой-то очень трудный экзамен. И вот пришло письмо,

Читать дальше...Свернуть )

Он видел все, но сказать что-то резко и бестактно для него было просто невозможно. И вот это переходило в искусство. Таких людей немного. И мне ужасно жалко сейчас, когда на волне потери, возникают какие-то люди, которые были не знакомы лично с Анатолием Васильевичем, но одной с ним духовной крови. Вот так сейчас возник дом Синявских. Я думаю: «Господи, если бы сейчас с Андреем Донатовичем сел Анатолий Васильевич и поговорили бы о Гоголе, а Мария Васильевна поставила бы чайник, но что могло быть лучше». Это те люди, которые нужны в жизни. Они одноприродны, или однопородны. Им бы надо держаться вместе, тогда в театре, и вокруг театра, и в культуре было бы лучше.

Наталья Крымова, сентябрь 1992

Записала Елена Ларина (опубликовано впервые)


Мы, работницы животноводческой бригады колхоза имени Великого Октября, обращаемся к вам, дорогая редакция, чтобы вы исполнили в концерте по заявкам хор и квинтет из оперы Бенджамина Бриттена "Поворот винта". И ответ редакции: "Дорогие работницы животноводческой бригады колхоза имени Великого Октября, пожалуйста, не выпендривайтесь, и послушайте "Полонез" Огинского".

Старый советский анекдот того времени, когда "Огоньки" показывали по телевизору не чаще трех-четырех раз в год, когда раз в три месяца все ждали программу Александра Иванова "Вокруг смеха", зато каждую неделю по радио Дмитрий Кабалевский рассказывал том, какую музыку надо любить и за что. В это время Давид Ойстрах, Эмиль Гиллельс и юный Мстислав Ростропович вместе с корифеями Большого и Кировского театров выезжали в заводские цеха, чтобы в обеденный перерыв удовлетворить эстетические потребности рабочих, а также разъезжали по городам и сельским весям для просвещения горожан и колхозников. В школе преподавали пение и рисование, и у кинематографистов был шанс снять вполне серьезный фильм "Учитель пения".

Напомню, что эту картину Н. Бирмана по сценарию Э. Брагинского и с музыкой В. Баснера, где солировал Андрей Попов, в первый год проката посмотрели почти 33 миллиона человек - они уважали эту педагогическую профессию. Словом, все просвещенные граждане могли иронизировать над тем, что доярки говорят о Бриттене, но никто не сомневался они твердо знают, что "Полонез" Огинского под названием "Прощание с Родиной" написал именно Михаил Огинский, а не Серафим Туликов или Исаак Дунаевский. Если их этому не выучили в школе, то они помнили об этом из радиопередач.

статья Швыдкого полностьюСвернуть )
__________________________________

ранее по теме:
Что такое образовательная среда?

В Москве появится культурный Центр Ростроповича.

На днях московское правительство приняло решение передать двухэтажный особняк на Кудринской площади Центру культурного и исторического наследия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, который создается в столице.

«Мы приняли решение о передаче в федеральную собственность межевых зданий на Кудринской площади, дом 46/54, строение 1 и строение 2, где будет создан Центр культурного и исторического наследия Ростроповича и Вишневской», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин.
целикомСвернуть )


Кому: г-же Ростропович О. М., президенту Фонда М. Л. Ростроповича

Уважаемая Ольга Мстиславовна!

Обнародованная на днях информация о том, что на Кудринской площади, дом 46/54, строение 1 и строение 2, будет создан Центр культурного и исторического наследия М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневской, могла бы считаться радостной новостью, свидетельствующей о внимании властей к развитию отечественной культуры. Вас можно было бы искренне поздравить, если бы не одно обстоятельство — а именно, сам адрес предполагаемого будущего Центра.

В сообщениях о том, что Центр культурного и исторического наследия Ваших выдающихся родителей будет располагаться по вышеуказанному адресу, нигде не сказано, что это единственный уцелевший в Москве адрес, по которому жил великий русский композитор, один из символов величайшей русской культуры — Петр Ильич Чайковский. Думается, что и Вы наверняка не располагали этой информацией. Будучи дочерью выдающихся музыкантов, Вы вряд ли посягнули бы на святое для каждого любящего классическую музыку место, так тесно связанное с Чайковским.

целиком и где подписаться под письмомСвернуть )

________________________________________

Вот, что значит чужак в городе. Принимая данное решение, назначенный мэр (и его подчинённые) жирно расписались в, извиняйте, но это так - в подхалимстве и полном отсутствии, если хотите, даже не культуры, а просто мозгов.

аналогичная история - на улице Забелина - так вылизывают Степашина и всех членов Императорского Православного Палестинского общества, что отобрали (по закону - хехе) у чувака, который вложился в реставрацию, дом, потом снесли вначале подлинную ограду, потом детскую площадку, закрывают магазины, перекрывают двор (общественное пространство) и вовсю строят и готовят юбилей (причём в нескольких залах). И всё это на НАШИ (бюджетные в смысле) деньги. Во как!

Хотя... какое отношение Степашин, глава управы Басманного района и префект Байдаков, мадам Романова-Гогенцоллерн
с милым упитанным юношей Георгием и другие чудесные честнейшие люди имеет к выдающемуся русскому человеку Великому князю Сергею Александровичу и его супруге Прп Елизавете Фёдоровне? и что они все такого сделали для страны, чтобы пасть перед ними ниц и тратить мильоны за наши нервы и наш счёт? - пусть хоть кто-нибудь объяснит.

UPD
из комментариев в посте Автора: оказывается, это вообще здание РГГУ было...
продолжение. начало здесь.
________________________________
Шостакович.
про "Условно убитого"

Условно убитый: музыка к зстрадно-цирковому представлению : соч 31 ; Большая молния : неоконченная опера

Дмитрий Шостакович - "Условно убитый", 4 романса Op.46, 5 фрагментов Op.42, Джазовая сюита №1 (City of Birmingham Symphony Orchestra, Mark Elder) скачать
 
Марш Советской милиции.
Сюита из музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый» в Ленинградском мюзик-холле. скачать

2 октября 1931 года на сцене мюзик-холла состоялась премьера спектакля «Условно убитый», главные роли в котором исполняли К. Шульженко и Л. Утесов. Режиссёр Петер Коля - Петров Николай Васильевич (1890-1964). Художник - Николай Акимов.
Для героини Шульженко Маши Фунтиковой Д. Д. Шостакович написал две песни — "Ах, как приятно вечерком" и "Милый, видишь там и тут…"


о Шостаковиче, Дунаевском, Шульженко, Утёсове и песне БубликиСвернуть )
Как заявлено, украшения выставляет на продажу «Фонд Людмилы Зыкиной».

- Мы не учреждали этот фонд, который продает украшения. У нас «Фонд памяти певицы Зыкиной», - заверил «КП» адвокат Сергея Зыкина, племянника певицы.

Я позвонила Ксении Рубцовой, у которой тоже Фонд Зыкиной. А вдруг под шумок она и вынесла на божий свет то, что было украдено?

«Нет, это не я выставляю на продажу украшения. У нас не «Фонд Зыкиной», а «Дом Зыкиной». - сообщила «КП» Ксения Рубцова.

Тогда что это за фонд? Откуда появились у не заявлявшего о себе ранее «Фонда Зыкиной» личные драгоценные, очень дорогие украшения народной певицы? Что же раньше фонд не заявлял о том, что у него хранятся изделия певицы, про пропажу которых два года назад трубила вся пресса страны?!

- Мы будем подавать в суд и на аукцион, и на некий, никому не известный «Фонд Зыкиной», который осуществляет самоуправство! - сказала адвокат. - Аукционы не должны торговать краденым! Это тоже преступление. Очевидно, что числившиеся пропавшими украшения певицы сейчас некие лица пытаются легализовать. Ведь если изделия будут проданы, то появятся добросовестные приобретатели украшений. И тогда родственники не смогут уже даже юридически ни на что претендовать. А родственники претендуют на наследство Зыкиной! Мы этим вопросом занимаемся.
отсюда

В адрес устроителей торгов было направлено официальное предупреждение от следственного отдела ОВД по Таганскому району Москвы. По версии следствия, выставленные на аукцион украшения являются вещдоками по уголовному делу, а значит, не могут быть проданы.

Примечательно, что основную массу украшений купил один аноним. Его не было в зале. Он торговался по телефону и каждый раз перебивал цены. Аукционщики сообщили, что он давний поклонник Людмилы Георгиевны.

отсюда

не далее, как вчера по НТВ, эти же лица нахально заявляли прямо противоположное, по всем пунктам.
___________________________

та самая коллекция
Д. Шостакович на защите блокадного города. 1941. Фото Р. Мазалева.
Седьмую (Ленинградскую) симфонию Шостакович начал писать в сентябре 1941 года, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады, Шостакович подал заявление с просьбой направить его на фронт. Вместо этого он получил приказ готовиться к отправке на «Большую землю».

Вскоре семья композитора была переправлена в Москву. 
Из Москвы, где снова обращался в военкомат с просьбой об отправке на фронт, Шостакович с женой и двумя маленькими детьми (Гале 5 лет, Максиму - 3) ехал около недели до Куйбышева вместе с композиторами P. M. Глиэром, А. И. Хачатуряном, В. Я. Шебалиным, Д. Б. Кабалевским, пианистом Э. Г. Гилельсом, дирижёром Б. Э. Хайкиным, скрипачом Д. Ф. Ойстрахом, художником Н. А. Соколовым.

А. И. Хачатурян вспоминал, как в вагоне вместо 42-х человек разместилось более 100... Какого-то парня, забравшегося на третью полку, долго убеждали уступить место Нине Васильевне Шостакович с двумя детьми.

читать, смотреть и слушатьСвернуть )

Значительные события в мире искусства происходят, часто не замеченные миром.
И прошло немало лет, пока своё признание получили шедевры Баха, Мусоргского и Прокофьева.
Так же неприметно, без помпы, прошёл юбилей 70-ти летия Юрия Маркина 21 февраля.
И лишь музыканты, которые всегда идут на один шаг впереди публики, осознали, что произошло.
Наконец мы смогли услышать ответ на тот вызов, который бросил Новый Свет всему миру рождением блюза, джаза, и рок-н-ролла. И в этих жанрах страна Мусоргского, Чайковского и Прокофьева пока не смогла создать ничего, что смогло бы сравняться с шедеврами Дюка Эллингтона, «Битлз» и Ллойда Уэббера. Конечно, можно назвать объективные причины: Это и «железный занавес», оторвавший музыкантов от мировой культуры и идеологический пресс, погубивший столько талантов.
Но, наверное, главная причина – это то, о чём говорил академик Борис Асафьев – «Синтаксис языка создаёт музыкальную речь». И в новых ритмических жанрах нет шедевров ни на одном языке, кроме английского. Ибо блюз, из которого произошли джаз и рок, – это, прежде всего песенная форма, и поэтому так плоско звучит джаз на любом языке, кроме английского. И у нас мало кто верил в возможность появления джазовых композиций «по-русски». Но вот в течение нескольких последних лет Юрий Маркин показал цикл джазовых опер в клубах «Джаз-арт» и «Мажор», президент которых Александр Эйдельман, обладает поразительным чутьём на музыкальные открытия. И стало очевидно, что Юрию Маркину первому удалось создать «русскоязычный джаз».

Причём, если на родине джаза это вылилось в форме миниатюры с вариациями, Маркин это сделал в крупной форме. Им написано и поставлено 12 одноактных джазовых опер.о многолетнем партнёре и друге пишет композитор, трубач, педагог Олег СтепуркоСвернуть )
от pravdoiskatel77 
впечатления alknew Ансамбль танца Сибири
     Вчера сходили на концерт Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им.М.С.Годенко. Очень красивое и профессиональное шоу. Эмоции только положительные. Заряд бодрости и оптимизма. Настоящая, самая обыкновенная красота. Почитать про ансамбль можно тут
     Зажигательных танцев из тех о которых я рассуждал когда-то, не было, однако и без них всё смотрелось великолепно. К тому же это ещё вопрос, какой из танцев самый русско-народный.
Видео с концерта

#1

Много фото...Свернуть )

от nazartm

Пианист по профессии и по духу



Петров окончил Московскую консерваторию по классу фортепьяно, работал в Москонцерте. Прийти в программу Гавань, которая тогда ещё шла на радио, ему посоветовала коллега, певица Кира Смирнова: "Иди, это твоё", - сказала она. Дмитрий Михайлович благословение принял и уже семь лет не расстается с передачей:

- Я постоянный человек, кроме того, если жизнь музыканта - постоянные гастроли, то работа на ТВ даёт возможность жить более оседлой жизнью.

У Дмитрия Михайловича замечательная семья:

- Моя жена - Танечка, дочь Милочка (ей тридцать три года), внук Гошечка. А сам я дома - Димулечка. А ещё у нас есть кошка Маруська породы двортерьер - настоящая парашютистка: два раза прыгала с 14 этажа, пришлось потом её спасать.

Дмитрий Михайлович уверен, что музыка для него скорее образ жизни, чем просто работа, так что хобби, помимо неё, нет:

- В свободное время играю на фортепьяно. Правда, ещё нравится смотреть спортивные программы, хотя сам спортом никогда не занимался - некогда было, надо было учиться. А послушать люблю старые песни ,романсы, например Вертинского, классический джаз".

Поклонникам Гавани наверняка полюбились импровизации замечательного пианиста. Дмитрий Михайлович говорит, что необычное звучание, казалось бы, всем известных песен просто приходит к нему каждый раз, и никаких предварительных заготовок нет:

- С исполнителями я привык работать без репетиций: когда слышу пение, кажется, десять пальцев просто знают, куда дальше пойдёт вокал. Поэтому всегда говорю: вы пойте, я сыграю. И получается, одна и та же песня каждый раз звучит по-разному! Правда, однажды певец, который исполнял свой номер лет 15 назад, отчего-то запнулся: "Слушаю, что вы играете, и забыл, что пою", - сказал он позже"
впервые в интернете
газета "Антенна", 04.10.2001
,
за текст статьи спасибо Виктору

В шутке Леонида Утесова, что джаз родился в Одессе,
была определенная доля правды.

Джаз-банда

И не только потому, что музыка, которую играли на слух бойкие одесские музыканты-клезмеры, приходилась родной сестрой новоорлеанскому джазу. Одесситы действительно присутствовали при рождении музыки, до краев заполнявшей весь американский быт. Однако не в меньшей мере то же самое можно сказать о жителях других европейских городов, в том числе и Петрограда начала века.
они из джазаСвернуть )

У истоков. 1921.

 snowman_john : Наука о музыке после Октября (Гарбузов Н.А.)


Логичным и естественным продолжением цитирования Л.Л.Сабанеева на тему «Музыкальной науки после Октября» будет на мой взгляд упоминание об одном из создателей советской науки о музыке, Николае Александровиче Гарбузове, основателе и руководителе ГИМНа - Государственного института музыкальной науки - (1921-1931 годы), руководителе акустического отдела Научно-исследовательского института радио и телевидения (1931 г.) и Лаборатории музыкальной акустики при Московской консерватории (с 1932 года и до последних дней жизни). Помимо этого Николай Александрович с 1923 года по 1953 состоял в Московской консерватории профессором по курсу музыкальной акустики и там же с 1937 года до начала Великой Отечественной войны был деканом историко-теоретического факультета. В 1944 году Н. А. Гарбузов принимает непосредственное участие в организации Института истории искусств Академии наук СССР и возглавляет музыкальный сектор этого института. С 1945 года Институт философии Академии наук СССР (сектор психологии) привлекает его для проведения работ по психологии слуха, которые развертываются на экспериментальной базе Лаборатории музыкальной акустики при Московской консерватории.

Читать дальше...Свернуть )
Спросите любого нашего джазмена – среди них теперь немало знаменитых –
и почти каждый скажет его увлечение джазом началось с Варламова.
А он не задавался, не отно­сился к себе как к родоначальнику.
Потомок яркого артис­тического рода, он был единственным остатком дворянской интеллигентности в советском джазе.
И любовь к нему была высокой...
Даже со стороны блатных, которые оберегали его от лесоповала, куда он загремел в голодном 1942 по доносу какой-то суки. Щиколотки арестованного были раскрашены в клеточку – у артистов в годы войны не было носков....



Вопреки тому нервному времени его сладкий тенорок пел нам и про коварство в глазах под сенью ночи, и про бледный свет луны, и про облака, безо всякой задней мысли толпой бегущие на запад.Свернуть )


В марте 1941 года появились большие красочные афиши:
Колонный зал Дома Союзов
премьера
Теа-джаз ЦДГВФ
под управлением Артура Полонского

Сегодня непонятный "ЦДГВФ" тогда расшифровывался просто - Центральный дом гражданского воздушного флота. Именно при этом известном москвичам клубе на Ленинградском проспекте появился появился новый коллектив, в котором Артур Полонский выступил с трёх ролях - композитора, дирижёра и пианиста. Изобретательно поставленная режиссёром Фёдором Кавериным первая программа стала и последней - грянула война.

читайте на здоровье и с Праздником, мои дорогие! С ПЕРВОМАЕМ!Свернуть )

Глеб Скороходов, 1986


Пластинка Полонского

Из старых газетных вырезок:

"Артур Морицевич (Моисеевич) Полонский был сыном знаменитого кантора Моисея Гедальевича Полонского (1866-1936). Отец происходил из семьи потомственного переплетчика в Василькове Киевской губернии. Прадед Артура воевал рядовым пехотинцем русской армии в Отечественную войну 1812 года и дошел до Парижа в 1815 году, за что был пожалован от имени Императора наградой и значительной суммой денег, на которую и была открыта в Василькове переплетная мастерская. Моисей Полонский с детства обладал незаурядными музыкальными способностями и уже в юности был известен как исполнитель еврейских и украинских народных песен и романсов. Он жил в Кишинёве, где поступил в светское музыкальное училище, чем вызвал недовольство у семьи и еврейской общины, так как ему прочили будущее кантора. После Кишиневского погрома Моисей уехал во Францию, где один год проучился в музыкальном училище. В Париже в одной из синагог состоялось с большим успехом его первое выступление в качестве кантора. В 1908 году Моисей Полонский вернулся в Россию и до Первой мировой войны служил кантором Киевской хоральной синагоги, у которой собирались толпы людей, жаждущих его услышать. Сценические выступления Моисея Полонского также имели неслыханный успех не только в России, но и в Милане, Стокгольме, Осло, Мюнхене и других городах Европы и Америки. О триумфе певца неоднократно писали нью-йоркские газеты в 1913-1916 гг. Моисей Полонский состоял в переписке с Шолом-Алейхемом... присутствовал на его похоронах в Нью-Йорке. В 1931-34 гг. кантор пел в Одесской синагоге. Он содержал благотворительную столовую для неимущих студентов всех вероисповеданий Киевского университета им. св. Владимира. Похоронен в Одессе на 2-м еврейском кладбище. Его огромный архив, в котором хранились письма Шолом-Алейхема, Х.-Н. Бялика, Шолома Аша, Давида Бергельсона, увы, не сохранился. В 50-ые годы был разрушен и его кладбищенский памятник. У Моисея Полонского было 4 сына и 3 дочери. Все они унаследовали музыкальные способности отца, но профессиональным музыкантом стал лишь старший сын – Артур Полонский, один из создателей советского джаза.

В 14 лет Артур работал тапёром в кинотеатрах Киева. В 1918 году стал учащимся Киевского института народного искусства – так новая власть назвала тогда консерваторию. Его первыми учителями были профессора Р. Глиэр и Г. Беклемишев. С одним из своих сокурсников А. Полонский встретился на исходе жизни, через 70 лет, в Москве, когда тот приехал на концерты со своим роялем. Два старика сидели за чаем и долго что-то вспоминали, обнимались, их фотографировали, и жена посла США незаметно утирала слезы – очень уж трогательной была встреча Владимира Горовица и Артура Полонского. А в 1919 г. семья Демиденко, жившая в дворовом флигеле на улице Михайловская, 22, укрыла Артура от деникинцев. В 1922 году в Ростове-на-Дону издаются первые произведения Артура Полонского – романсы на стихи поэта Евгения Борисова, мелодекламации, танцевальные пьесы. С конца этого года он снова в Киеве – работает в кинотеатре Шанцера.

С 1925 года Полонский живет в Москве. И тут он навсегда открыл для себя очень сложный жанр легкой инструментальной музыки. Уже в 1926 году он создает одну из первых джазовых композиций – "Джаз-фокстрот" - посвящение АМА-джазу по управлением Александра Цфасмана. В 1932 году Артур Полонский написал две пьесы с созвучными названиями – «Одесса» и «Дессау». Если в первой им были использованы интонации неповторимого одесского городского фольклора, то вторая – это яркая, экспрессивная, запоминающаяся мелодия… Через много лет «Дессау» вернулась в ином обличии, чтобы занять достойное место в репертуаре множества инструментальных оркестров.

Вот как это произошло.

1 мая 1948 года Артур Морицевич Полонский дежурил в помещении Всесоюзного Радиокомитета.
Он присел за рояль и едва коснулся клавиш, как из-под пальцев выпорхнули звуки давно забытой мелодии – «Дессау». Мелькнула мысль: «А что если переложить ее для небольшого эстрадного ансамбля?» И тут же возник ориентир – это должны быть солисты Всесоюзного Радиокомитета – Борис Тихонов, виртуоз-аккордеонист, Алексей Кузнецов со своей гитарой, тромбонист Иван Ключинский, Миша Ланцман, кларнетист, ну, а за роялем, естественно, сам автор. Так появилась танцевальная пьеса в ритме медленного фокстрота. Пьеса вскоре была записана на грампластинку и стала необычайно популярной. И до сих пор не иссякла эта популярность «Цветущего мая».

Летом 1940 года по инициативе прославленных летчиков В. Гризодубовой и М. Водопьянова в Москве был открыт Центральный дом гражданского воздушного флота и при нем Теа-джаз, руководителем которого был приглашен Артур Полонский. Свою первую программу «Веселый час» Теа-джаз показал в феврале 1941 года. Именно с ней поехал Теа-джаз в свою первую гастрольную поездку в Киев – на родину Полонского. Концерты с огромным успехом состоялись 21 и 22 июня 1941 года.

Многое связано у Полонского с именем Виктора Кнушевицкого, организатора и руководителя эстрадного оркестра Всесоюзного радио. Произведения Артура Полонского постоянно исполнялись этим замечательным оркестром – «Пальма», «Мечта», «Для тебя», «Очарование», «Весенний карнавал» и, конечно, «Цветущий май». И другие известные оркестры также включали в свои программы легкие, мелодичные и романтически возвышенные пьесы Полонского «Час свидания», «Я помню», «Ты со мной», «Мое обещание», «Золотые листья» и др. Все они часто звучали по радио, выходили огромными тиражами в грамзаписи и никогда не залеживались. Артура Полонского по праву можно назвать «рыцарем хорошего настроения». При этом он всегда оставался верен себе и не заигрывал с модой.

- С нежной грустью вспоминаю творческую атмосферу тех лет, - рассказывал Артур Полонский одному из авторов очерка Леониду Шемете, - мы прочно обосновались в фойе кинотеатров «Колизей» и «Ударник», и зрители иногда даже забывали, на какой фильм пришли. Помню, каким успехом пользовались мои ребята... У меня работал Паша Михайлов, безусловная звезда эстрады тех лет. Это он дал путёвку в жизнь всемирно известному танго «Утомлённое солнце». Пела у меня и Валечка Батищева. Она первая исполнила и записала на пластинку «Катюшу»...

В 1985 году Полонский стал Заслуженным деятелем искусств. Он известен и как автор «серьезной» музыки. Будучи музыкальным руководителем Тульского драмтеатра, написал музыку к 15 спектаклям, среди которых «Адмирал флота», «Давным-давно», «Профессор Полежаев», «Стакан воды». Кабинет Полонского в квартире на Таганке был маленьким музеем музыкальной культуры. Множество грампластинок, нот, от стен до потолка – фотографии с задушевными дарственными надписями А. Глазунова. А. Гречанинова, И. Стравинского, П. Робсона, А. Вертинского, Н. Обуховой, И. Дунаевского, Э. Рознера, В. Красовицкой, И. Юрьевой (он был аккомпаниатором певицы на ее первом публичном концерте в Ростове-на-Дону) и других звезд советской эстрады.

В приветствии Союза композиторов СССР в 1979 году по случаю 80-летия Артура Полонского было сказано: «С первых лет становления советской музыки Вы, как композитор и руководитель ряда ансамблей и оркестров, стали первым исполнителем сочинений отечественных авторов, а Ваше творчество находило у слушателей живой интерес. Ряд Ваших сочинений легкой музыки до сих пор является образцом хорошего вкуса и высокой музыкальной культуры».
Творческая и исполнительская деятельность Артура Полонского соизмерима с тем вкладом в развитие джазового искусства, что внесли в 20-30 годы А. Варламов, А. Цфасман, В. Кнушевицкий.
Творческая жизнь А. М. Полонского оказалась завидно долгой и полнокровной. Он не уходил от рояля до последнего дня своей жизни. Полонский умер в 1989 году, ему было 90 лет.

Автограф Артура Полонского

(По материалам статей В. Юрина "Серебряный голос", Л. Шеметы, В. Полонского "Рыцарь джаза")


***

Генрих Терпиловский, 1 фланг - Николай Минх, Александр Ривчун, Яков Тумаркин, Борис Крупышев (с орденами). За Ривчуном - Борис Лившиу. Сидят - Леонид Утёсов, Юрий Саульский, Артур Полонский. Дом композиторов. Октябрь, 1972.
Генрих Терпиловский, 1 фланг - Николай Минх, Александр Ривчун, Яков Тумаркин, Борис Крупышев (с орденами). За Ривчуном - Борис Лившиу. Сидят - Леонид Утёсов, Юрий Саульский, Артур Полонский. Дом композиторов. Октябрь, 1972.

***

Недаром пост озаглавлен именно так. В Израиле живёт дочь Артура Морицевича, Рита. Сколько сил было потрачено ею в переговорах, переписке с 1 каналом (тогда ОРТ), который использовал "Цветущий май" в одном из сериалов, неверно указав в титрах композитора. "Да не надо мне денег, только напишите, КТО автор музыки!". Хе-хе.. строчку в барабане переделать было дорого.... так что ежели заметите фамилию Цфасман или ещё какую - не верьте глазам своим! "Цветущий май" написал Артур Полонский.
Сегодня, спустя 3 месяца, пришла трагическая весть: погиб Роберт Александрович Цфасман. В Рождество. Нелепо. На остановке троллейбуса. Было скользко. И - под колёса. И ни одной строчки. И никто даже не заикнулся, не говоря о требовании расследования, наказания. И никто не отпиарился, что даже удивительно. Но никому уже сейчас не нужны даже слова соболезнования. Правда, не нужно. Пусто потому что. Всё ясно. Живите своей жизнью, (кого имею ввиду - тот поймёт, если прочитает, а если не поймёт - ну и..). 
Тоскует и не знает, куда себя деть от горя жена, с которой они прожили более 20 лет,  для которой он был смыслом жизни. Тоскуют знакомые и друзья.. музыканты старой гвардии..
оставшиеся в живых солисты Оркестра..  верные поклонники его Великого отца. Больно - невозможно.
Не стало не просто сына Александра Наумовича Цфасмана. 
Ушёл милый скромный человек, отличный рассказчик, надёжный и профессиональный журналист АПН, который начинал учителем в школе пермского села Нердва. Не старый, в общем-то, любивший Жизнь и совершенно не собиравшийся умирать. В Нижнем при училище готовилась цфасмановская мемориальная комната - они с супругой помогали в этом, как всегда, впрочем, когда дело касалось Памяти Александра Наумовича. Но на открытие - уже не приедут.  
Роберт Александрович присоединился к замечательному большинству (по выражению Юрия Роста).
Господи, на кого они нас всех покидают...............
Светлая Память Вам, дорогой Роберт Александрович.

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

На странице

Подписки

RSS Atom
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner