НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Ценителям кино - до 6! февраля

1 февраля в Москве открылся фестиваль архивного кино «Белые столбы» (31 января - 6 февраля), на котором будут показаны картины, которые не демонстрировались более полувека.

Организатор фестиваля — Госфильмфонд России, где хранится почти все игровое отечественное кино. Это миллионы коробок с пленкой. В последние годы старые фильмы стали переносить на цифровые носители.


С фильма о бунтовщиках «Понизовая вольница, или Стенька Разин», снятом в 1908 году, начался российский кинематограф. Всего шесть немых минут — о любви, верности и долге. Массовые сцены, общие планы и частые интертитры — без них сюжет никто бы не понял. В Госфильмофонде хранятся почти все игровые фильмы, которые снимали или показывали в России и СССР. Миллион коробок с пленкой содержат в особых условиях. В хранилище температура составляет всего 4 градуса, влажность — 30 процентов, воздух проходит двойную фильтрацию. Начальник отдела хранения Госфильмофонда Татьяна Кухтина пояснила: «Впервые применены такие стеллажи, они называются „ёлочка“. Благодаря им, между коробками появляются зазоры. Воздух может обдувать пленку со всех сторон».

Раз в три года пленку пересматривают. Если надо — подклеят, если надо — почистят: ультразвуком, мылом и щетками. Для этого есть специальные цеха. В день через агрегаты проходит около полутора тысяч метров пленки, и это не только борьба с загрязнениями. В результате на пленке затягиваются царапины и потертости.

Для того, чтобы о таких проблемах забыть, фильмы переносят на цифровые носители. За четыре года так оцифровали около 100 картин, и это лишь одна десятая процента от всей коллекции Госфильмофонда. Все как в обычном сканере, только вместо бумаги кинопленка. Цифровые копии последовательно создаются для каждого кадра. Начальник участка цифровой обработки фильмовых материалов Госфильмофонда Владимир Котовский рассказал: «Кадр не просто протаскивается — он останавливается и фотографируется. Скорость сканирования черно-белого кино — 12 кадров в секунду, цветного — 5-6 кадров».

То, что отсканировано, поступает на сервер и кропотливо обрабатывается на компьютерах. Последняя работа реставраторов — музыкальная постановка «Земля молодости». Ее специально подготовили к фестивалю «Белые столбы». Снята картина в 1941 году в стереоскопическом формате. По сути, это первый отечественный трехмерный фильм. Тогда, в 1940-х годах, такое кино зрители смотрели без специальных очков. Это позволяли сделать специальные растровые экраны. Теперь таких нет, поэтому все красоты стереокино здесь воплотили в формате 3D.

Другой пример — фильм, который тоже покажут на предстоящем фестивале. Это первое в мире панорамное кино «Опасные повороты» — лента о мотоциклах, интригах и молодости. В последний раз ее смотрели полвека назад в специальных кинотеатрах. Теперь таких тоже нет. Благодаря оцифровке, сегодня этот фильм можно увидеть и на обычном экране. «Он снимался на три камеры — центральную, левую и правую. В Госфильмофонде остались исходные материалы, и мы соединили их в один кадр», — пояснил Владимир Котовский.

После реставрации фильмы записывают на специальные картриджи, но пока — с недоверием. Если пленка свою надежность доказала, то цифровые носители проверку временем еще не прошли.

ПРОГРАММА

Участникам и гостям фестиваля будут предложены как традиционные рубрики, так и новые программы:

Программа «Великие столетия» посвящена тем деятелям кино, чье столетие отмечается в год проведения фестиваля. Будут показаны фильмы:

«На путях» (1940, Николай Крючков), «Человек с множеством лиц» (1948, Аркадий Райкин), «Стебельков в небесах» (1941, Марк Бернес), «Гибель "Орла"» (1940, Сергей Столяров), «Молот для колдуний» (1969, Отакар Вавра), «Три товарища» (1938, Роберт Тейлор), «Лев с седой бородой», м/ф (1994, Нино Рота), «Потасовка среди мужчин» (1955, Жюль Дассен).

Программа «In memoriam» отдает дань памяти кинематографистам, ушедшим от нас в прошедшем году. Будут показаны фильмы:

«Бегущая по волнам» (1967, Павел Любимов), «Моя ночь у Мод» (1969, Эрик Ромер), «Оружие для левши» (1958, Артур Пенн), «На посту» (1962, Норманн Уиздом), «Дети Памира» (1963, Владимир Мотыль). Монтаж фрагментов, посвященных творчеству А. Самохиной, В. Галкина, Ю. Степанова, И. Таланкина.

К семидесятилетию начала Великой Отечественной войны

1. «Советский кинопрокат начала войны» - каким был советский кинопрокат в 1941 году. Будут показаны фильмы: «Поход на Балканы» (Германия, 1941), «Германское вторжение в Россию» (Германия, 1941), «Песнь о любви» (США, 1936), «Союзкиножурнал» № 57 и № 58 (СССР, 1941).

2. «Война в цвете» - эта программа довольно неожиданна, так как хроника войны по определению представляется нам черно-белой. Однако, была снята война и на цветную пленку. Будут показаны фильмы, предоставленные нашими коллегами из РГАКФД: «Трофеи великих битв» (СССР, 1943), «Парад Победы» (СССР, 1945) «Панорама» № 2, № 3, № 43 (Германия, 1941 - 1944), «Тревога на тропинке» (Германия, 1943), «Артиллерия вступает в действие» (Германия, 1940).

«К 50-летию со дня возведения Берлинской стены» - как зафиксировали это событие по «разные стороны баррикады». Будет показан фильм: «Взгляните на этот город» (ГДР,1962).

«Конфронтация» - традиционная для нашего фестиваля программа о противостоянии точек зрения на одно и то же историческое событие или личность. В этом году герой конфронтации – Наполеон. Будет показан фильм: «Наполеон Бонапарт» (Франция, 1935) и монтаж из фильмов, в которых одним из героев является Наполеон.

«История кино»

В этом году покажут одну из первых работ киностудии Госфильмофонда России: «Из записок тапера», а также документальные фильмы других студий: «Настоящая советская девушка» (посвящен актрисе Марине Ковалевой») и «Возвращение Маргариты Барской» (посвящен актрисе и режиссеру Маргарите Барской).

«Архив»

Пятнадцатый фестиваль - в некоторой степени юбилейный - особенное внимание уделит той архивной работе, которую ведет Госфильмофонд России совместно со своими зарубежными коллегами, а также с помощью киноведов, сотрудничающих с нами уже не первый год. Программа «Архив» посвящена именно этому.

* «Архивные находки»
«Мой сын» (СССР,1928), «Прогулка по Северному Кавказу» (1928).

* «Реконструкция»
Это продолжение работы, начатой в прошлом году по реконструкции (озвучанию) дореволюционных фильмов-кинодекламаций. На этом фестивале будет показано озвученная сцена из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» в исполнении труппы артистов под управлением Н. Плескова (режиссер реконструкции Николай Изволов).

* «Восстановление»
Уникальность программы в том, что благодаря современной компьютерной обработке в активный кинофонд возвращаются фильмы, созданные по утраченным ныне технологиям. Так, «Сказку о рыбаке и рыбке» (режиссер Александр Птушко, отечественный способ «трехцветки») невозможно было увидеть с января 1940 года. Но киновед Николай Майоров принялся за сложнейшее компьютерное восстановление оригинального цвета фильма.

«Опасные повороты» - первый в мире игровой полнометражный фильм, снятый в 1961 году на «Таллинфильме» по советской системе «кинопанорама». К 50-летию выхода фильма на экран впервые в России в Госфильмофонде произведена цифровая реконструкция трехпленочной кинопроекции и полная реставрация фильма.

70 лет назад в Москве начались съемки первого в мире стереоскопического фильма по системе Семена Иванова (тоже к сегодняшнему дню утраченной) «Земля молодости» («Концерт»). Современные цифровые технологии позволили вернуть фильму первозданный вид. На фестивале будет демонстрироваться стереоскопический вариант фильма со специальными очками.

ГОСФИЛЬМОФОНД сохранил

Одна из важнейших функций киноархива – сохранение фонда – будет представлена в программах:

* «Американский проект» О реставрации и передаче американской стороне фильмов, отсутствующих в национальных архивах и сохранившихся в Госфильмофонде России. Будет показан фильм: «Ущелье глупцов» (США, 1923).
* «Двойные финалы»
Монтаж фрагментов советских и американских фильмов «Старое и новое» («Генеральная линия»), «В огне брода нет», «Охота на лис», «Иванов катер», «Прощай, оружие», «Возлюбленный враг» продемонстрирует, как по тем или иным причинам (в том числе и по настоянию заказчика) авторы изменяли финалы своих кинокартин.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Его тема в этом году сформулирована так: «Колоризация – варварское надругательство над киноклассикой или один из способов сохранения кинонаследия?» Будет показан цветной фильм «Весна на Заречной улице» (1956), и монтаж фрагментов отечественных фильмов, подвергшихся колоризации.

Tags: Великая Отечественная война, СССР, архивы и документы, вандализм, варварство, кино, общество, фестиваль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments