НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Category:

ушла легендарный редактор Ленфильма Фрижетта Гургеновна Гукасян

В ее творческом списке десятки картин из золотого фонда советского кино: "Король Лир" Григория Козинцева, "Чужие письма" Ильи Авербаха, все ленты Динары Асановой, "Собачье сердце", "Идиот" и "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко...
О прошлом и настоящем с Фрижеттой Гукасян побеседовала обозреватель "Известий" Вита Рамм.

[интервью 2008 года полностью]
вопрос: Что сейчас происходит на "Ленфильме"?

ответ: Два месяца назад к нам пришел новый директор - Вячеслав Николаевич Тельнов. Его можно назвать ленфильмовцем, он наш воспитанник и пользуется поддержкой коллектива, что очень важно. Но сам процесс восстановления студии требует больших вложений. За последние полтора-два десятилетия все было разбазарено, техническое оснащение цехов устарело, много растащено, а кое-что и продано. Но самое страшное, что развалился коллектив. "Ленфильм" всегда был силен своей монолитностью. На студии главенствовали разумные идеи, заложенные мастерами 20-30-х годов, и эти традиции очень оберегались всеми последующими поколениями. Мастера берегли образ "Ленфильма". Главным для них было вырастить художника, режиссера, которым можно передать свое кредо, свое понимание искусства. Старшее поколение думало о будущем. Никогда не забуду, как Григорий Михайлович Козинцев, посмотрев "Степень риска" Ильи Авербаха, на худсовете сказал о своем ученике: "Появился новый мастер". Хейфиц и Козинцев делали ставку на молодых. Мне очень повезло, что после ВГИКа, в 1958 году, я попала именно к ним.

в: Вы им отлично помогли. С вашим участием на "Ленфильме" появились Валерий Приемыхов, Динара Асанова, Владимир Бортко...

о: В то время это была нормальная работа для Первого творческого объединения. Еще в 1960 году мы позиционировали себя как объединение молодых. А работа редактора заключается, в частности, в том, чтобы первым увидеть талант и поддержать его. Случай с Динарой Асановой как раз и был таким. Но к концу 80-х не стало великих мастеров. Очень рано ушел Илья Авербах, к которому всегда тянулась молодежь, равнялась на него. Естественно, отсутствие воспроизводства, распавшаяся связь времен на развитии студии сказались трагически. Растить молодых стало некому.

в: В Рунете нашла запись молодого режиссера: "Сегодня приснилась мне Фрижетта Гургеновна Гукасян. Круто. К чему бы это? Может, недалек мой запуск?"

о: Приятно слышать (смеется). Молодые приносят мне свои сценарии. Читаю, помогаю, чем могу. К сожалению, должна сказать, что общий художественный уровень сценариев невысокий. И проблематика, увы, довольно мелкая. Мне есть с чем сравнивать - со сценариями Наташи Рязанцевой, Валеры Приемыхова, Динары Асановой. Много тому причин, и одна, как мне кажется, в том, что и общий уровень литературы сегодня очень низкий. Сегодняшнему режиссеру, если только он не снимает классику, опереться не на что. Разве можно найти качественную опору, например, в дамской прозе? А с другой стороны, вкусом правят деньги. Например, у нашего режиссера Дмитрия Долинина есть замысел экранизировать замечательный роман Юрия Павловича Германа "Наши знакомые", написанный в конце 1920-х. Действие происходит в годы НЭПа. С этим романом приключилась та же история, что и с "Молодой гвардией" Александра Фадеева. Германа заставили переписать вторую часть. Старая редакция сохранилась в нескольких экземплярах. Сегодня можно восстановить этот роман, который по нынешним временам очень актуален и полемичен. Но с кем бы из продюсеров я ни говорила, мне отвечают, что это несовременно. На мой взгляд, очень даже современно, роман заставляет думать. Но продюсеры мне отвечают, что задача кино - приносить деньги, а не заботиться о мыслительном процессе у зрителя.

в: Сегодня, когда вы смотрите кино, вам не обидно, что продюсеры и режиссеры к профессии редактора относятся пренебрежительно?

о: Разумеется, обидно. Тем более что ошибки, которые видны на экране, можно было бы исправить еще во время подготовки к съемкам или хотя бы в процессе монтажа. Но продюсеры учатся на собственном опыте, и потому в последние два-три года произошел некий поворот. Снова начинают понимать, что работа редактора заключается в том, чтобы качественный литературный сценарий стал качественным режиссерским сценарием, а потом, когда идет процесс монтажа, -качественным фильмом. Начинается медленное возвращение редакторов в съемочные группы. И мы своими скромными силами организовали на "Ленфильме" редакторские курсы.

в: Сейчас вы работаете с Владимиром Бортко. Скоро мы увидим "Запорожскую Сечь"?

о: Режиссер вносит последние штрихи. У меня ощущение, что картина получилась полемической и очень мощной.

-
28 апреля 2008 г.





Tags: Герман, Ленинград и Ленинградская область, Ленфильм, Память, СССР, документальный фильм / хроника, интервью, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments