НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Category:

Река Времени

vad_nes рассказывает:
Как там было у классика? "Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала".
Вот-вот. В соцсети хоть не заходи, "булкохрусты", "коммуняки" и "либералы" опять насмерть бьются в интернете, крики множатся, вентиляторы перегреваются, и никто не хочет уступать. Все требуют немедленного исполнения собственных мрий, и никто не хочет жить в реальности.
Хотите расскажу реальную историю жизни одного реального человека? Как у меня часто бывает - неполную, урезанную, но оттого не менее показательную.
Для меня эта история началась с сайта "Письма из прошлого", где собираются коллекционеры почтовых открыток. Там обнаружилась переписка двух девочек, двух гимназисток, двух Надь.
Ничего особенного - обычная переписка двух петербургских подруг, одна из которых уехала на лето с папой в тогда еще не курортный Железноводск, а вторая скучает на собственной - что редкость - даче в Келломяки.
Июнь 1908 года, шесть лет до великой войны, девять лет до великой революции. Надя Стуколкина отправляет открытку с видом Келломяки Наде Сергеевой:

"Милая Надя! Спасибо за письмо. Как ты поживаешь? Мы переехали на дачу 28 мая. Погода у нас хорошая, только изредка выпадает дождь. Шуру я могу поцеловать только в письме, так как они уехали с мамой заграницу. Посылаю тебе вид келломякской церкви. Целую тебя крепко 1000000000000000000000000000000 раз.
Любящая тебя Надя Стуколкина.

Вторая открытка, продолжающая "дачную переписку", отправлена четыре года спустя, в августе 1912 года.


Открытка отправлена из Куоккалы на станцию Териоки, Ваммельсу, Мецекюли, дача Сычевой. Получатель - все та же Надя Сергеева.

>Девочки выросли, они уже не дети, что заметно хотя бы по почерку, и увлечения у них уже почти взрослые. Как сегодня бы сказали, "новейшими гаджетами" интересуются - фотографируют на фотопластинки:

Дорогая Надюша! Как твое здоровье. Поправилась ли ты? Уже я не знаю, что и думать, т. к. ничего не получила от тебя. Недавно у нас были состязанья. Я там целый день торчала. Проявляешь ли мои пластинки? Я горю желанием увидеть своё чудное изображение. Пока до свидания. Целую крепко и сердечно кланяюсь вашим.

Третья открытка была написана следующим летом, в предвоенном 1913 году, и в ней уже Надя Сергеева пишет своей подруге Наде Стуколкиной - туда же, в Келломяки из Куоккалы.
Дорогая Надюша. Спасибо большое за приглашение. Мама меня пустила, и я приеду к вам в субботу, приблизительно после нашего обеда, часов в 7 или 8, так как должна встретить папу. Ужасно рада тебя видеть. Пока. Целую крепко.
Твоя Надя
Отметим, что открытка была доставлена за 1 час.

Вот, собственно, и вся переписка. Согласитесь, ничего особенного в ней нет. Разве что образ той, давным-давно ушедшей, эпохи.

Пытливые и любопытные обитатели сайта "Письма из прошлого" восстановили личности обеих подруг (прим. - дополнено в данной публикации ещё более пытливо)

Надя Стуколкина росла в потомственной артистической творческой семье

её дед - знаменитый русский танцовщик, артист комедии и водевиля, непревзойдённый мастер пантомимы Тимофей Алексеевич Стуколкин (1829—1894).. Т.А. Стуколкин занимался и преподаванием, даже обучал танцам детей императора Александра III. Педагогическая деятельность проходила столь успешно, что в 1881 г. по разрешению Канцелярии Императорского Двора Тимофей Алексеевич смог открыть школу танцев для детей.

timofei-stukolkin-as-beausoleil-1860 (502x700, 283Kb)


её бабушка - Надежда Николаевна Гольц (1830-е – после 1894) - дочь танцовщицы Надежды Ивановны Гольц (р. 1805, дочери выдающегося танцовщика, первого русского балетмейстера и педагога Ивана Ивановича Вальберха) и Николая Осиповича Гольца, педагога, солиста Большого Театра (с 1822 года), премьера Мариинского Театра.

Николай Осипович Гольц танцевал с Марией Тальоне более 200 раз! Гольц стал ведущим романтическим танцовщиком, органически вошёл в психологически сложные балеты Ж. Перро, создал драматические роли в балетах М. И. Петипа.

Н. О. Гольц привёз в Россию польку из Парижа. Выдающийся танцор и мимический актёр XIX века, сценическая деятельность которого продолжалась 58 лет! Николай Гольц исполнил главные партии в 73 балетах, а всего выступил более чем в 80 ролях. Во многих партиях он являлся первым исполнителем. В течение 1845—1871 годах одновременно с работой на сцене преподавал бальные и характерные танцы в Петербургском театральном училище; кроме того, обучал бальным танцам в различных учебных заведениях и частным образом. Так, среди его учеников был композитор Михаил Иванович Глинка.

Сестра отца - Надежда Тимофеевна Стуколкина (21.10.1853 – после 1910) - актриса и певица. Была замужем за Александром Ивановичем Вальбергом (18.06.1861 – 14.10.1899). Рукопись Т. А. Стуколкина: «Воспоминания артиста императорских театров Т. А. Стуколкина, записанные А. И. Вальбергом» (1893) и другие артефакты семьи Вальберхов-Гольц-Стуколкиных хранятся в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства
Стуколкины похоронены на кладбище Троице-Сергиевой Приморской Пустыни рядом с Якобсоном и Леонидовым.

Статуэтка «Балерина Н.М. Стуколкина, исполняющая испанский танец» тестНина Стуколкина фотографииесть ещё балетная линия Стуколкиных, заслуживающая внимания - если кому интересно... и все талантливейшие, заметьте.. все оставили воспоминания и учебники - и колоссальный след в истории русского балета и русского советского театра
Василий Николаевич Стуколкин, здесь тоже о нём, Лев Петрович Стуколкин и его супруга - знаменитая Варвара Васильевна Стрельская, актриса Имп. драматического театра и, наконец, знаменитый ковёрный Георгий Васильевич Стуколкин... Примечательно, что хоть и говорят, мол, эти Стуколкины с "нашими", описываемыми в настоящей статье, всего лишь однофамильцы, жена Тимофея Алексеевича Стуколкина, Надежда Николаевна, была крестной матерью второго сына Л. П. Стуколкина — Бориса.)...  Нина Михайловна Стуколкина (26.08.1905 - 03.03.1999) Танцовщица, педагог, балетмейстер. Заслуженная артистка РСФСР (1956). Она из ведущих характерных танцовщиц Театра им. Кирова. Супруга выдающегося танцовщика и балетмейстера Алексея Леонидовича Андреева... ещё был знаменитый петербуржский фотограф Михаил Дмитриевич Стуколкин.)


****

Мать Наденьки Стуколкиной - Александра Николаевна
Отец, Николай Тимофеевич Стуколкин, (16 декабря 1863- 1941) был известным архитектором, выпускником Императорской Академии Художеств. В 1891 году стал архитектором Дворцового управления, и до 1917 года находился в этой должности, дослужился до чина "статский советник".

Сам строил мало, больше перестраивал, но среди его перестроек имеются весьма любопытные вещи, вроде часовни святого князя Александра Невского в ограде Летнего сада, которая была возведена на месте покушения Каракозова на жизнь Александра II. Сейчас ее уже не существует, а выглядела она вот так:


Н.Т. Стуколкин успешно руководил мероприятиями по реставрации коллекции мраморной скульптуры, собранной Петром Великим в начале XVIII в.; по долгу службы занимался планированием как реставрационных, так и хозяйственных работ по всем постройкам Летнего сада: павильонам «Чайный Домик» и «Кофейный Домик»; оградам со стороны Невы и Мойки. В 1911 г. именно Стуколкин отвечал за установку памятника работы Бернштама «Царь—Плотник» на берегу Лебяжьего канала. Одновременно он осуществлял надзор за торговавшими арендаторами павильонов, пресекал их зачастую неправомерные действия, не соответствовавшие статусу Императорского Летнего сада. Занимался Стуколкин также рассмотрением смет, подаваемых многочисленными исполнителями и кандидатами на проведение различного рода работ по саду. Свои разнообразные обязанности, судя по архивным данным, Н.Т. Стуколкин исполнял вплоть до 1917 г

В Петербурге Стуколкины жили на набережной Фонтанки 2, в жилых домах придворного ведомства, которые сам же архитектор и перестраивал в 1907-1909 гг.

Стуколкины были в родстве с Леонтьевыми (и те, и другие из балетной среды). Дочь писателя Лидия Александровна Куприна (1903-1924) вышла замуж в возрасте 16 лет "за некоего Леонтьева" ( как гласит Википедия). А второй женой писателя стала Елизавета Морицовна Гейнрих (Ротони), так же находящаяся в родстве с Леонтьевыми. Она же была няней у Куприных.

Семья Стуколкиных после революции осталась в России, в Советском Союзе Николай Тимофеевич работал архитектором и инженером.

Умер от голода в самую страшную первую блокадную зиму на 78 году жизни.

О судьбе Нади Стуколкиной я никакой информации не нашел.

Понятно только, что и она уже давно ушла из жизни - подруги явно родились либо на рубеже веков, либо, что вероятнее, в самом конце XIX века.

Никого из них уже нет, но до сих пор жива дача Стуколкиных в Келломяки, откуда маленькая Надя писала подруге на Кавказ, и куда собиралась приехать на "пижамную вечеринку" Надя Сергеева в 1913 году. Правда, поселок Келломяки сейчас называется "Комарово". Да, да, то самое, куда все едут исключительно на недельку.

А дача Стуколиных в Комарово - вот она:


Или даже вот, с другого ракурса:

*******
Что касается Нади Сергеевой, то она была дочерью горного инженера Михаила Васильевича Сергеева, известного русского и советского гидрогеолога, одного из создателей этого научного направления в России. В 30-х годах был консультантом Главного курортного управления Наркомздрава РСФСР.

Михаил Васильевич был первооткрывателем пятигорского нарзана (1890), столоначальником Технического отдела Горного Департамента с жалованием в 1500 рублей, действительным членом Русского Географического общества и действительным статским советником, кавалером множества орденов.

Между прочим, один из четырех человек, определивших судьбу города Сочи, где живут знающие прикуп люди. Именно столько специалистов входили в состав Комиссии по изучению Черноморского побережья Кавказа. Именно Сергеев сотоварищи по окончании работы Комиссии представили кабинету министров обстоятельные доклады о курортных перспективах Сочи и окрестностей.

Вообще, Сергеев довольно много сделал для Сочи, он приезжал туда работать с семьей каждое лето и, среди прочего, даже был избран товарищем (заместителем) председателя Сочинского отделения Кавказского горного клуба - первых отечественных горных туристов и альпинистов.


Участники Сочинского отделения Кавказского горного клуба проводят экскурсию на озеро Кардывач. Красная Поляна. У дачи Константинова. 1915 год.
Участники Сочинского отделения Кавказского горного клуба проводят экскурсию на озеро Кардывач. Красная Поляна. У дачи Константинова. 1915 год.


Глава семьи Сергеевых каждый год отправлялся исследовать новые минеральные источники (Полюстровские (1894), Старорусские (1899, каптаж в 1905), Кавказские (1903), Липецкие (1908), Сергиевские (1913) и др.), поэтому семья позже перебралась из Сочи в Железноводск, купив там дом для летнего житья...

В общем, детство у Нади Сергеевой было нескучным.

После революции Сергеевы также остались на Родине. Отец с 1918 служил в ВСНХ, был заведующим секцией минеральных вод, председателем треста "Главсоль". Много времени уделял преподаванию в Московской горной академии.

Был первым деканом горного факультета (в 1921 г. передал должность В.А. Обручеву, который академик, герой Соцтруда и автор "Плутонии" и "Земли Санникова"), профессором, заведующим кафедрой гидрогеологии.

В. Обручев

В общем, даже самые трудные годы после революции Сергеевы пережили нормально, разве что пришлось из Петербурга в Москву перебраться. Хорошо быть уникальным специалистом в каком-нибудь полезном деле - они всем нужны и при любых режимах без работы не останутся.

Михаил Васильевич Сергеев прожил очень долгую и очень плодотворную жизнь. Он умер до войны, в 1939 году, но еще в мае 1938 года академик В. И. Вернадский записал в своем дневнике: "Был Мих[аил] Васильевич Сергеев, старый (больше 80) горный инженер, специалист по водам. С ним говорили о проведении комиссии о записке для Президиума (АН СССР) об охране вод"

А девочка Надя... Девочка Надя выросла.

Двадцатые годы были голодными, поэтому Надя пошла работать. Гимназического образования и папиного влияния вполне хватило, чтобы в 1922 году молодую девушку взяли на низовую должность в библиотеку Московской горной академии. В знаменитом справочнике "Вся Москва" за 1929 год мы даже можем увидеть фамилию нашей героини:



Мне всегда было интересно - как вот эти недавние гимназистки из хороших семей с дачами в Куоккале и отцами - статскими советниками, выслужившими потомственное дворянство - как они воспринимали всю ту бурю, что бушевала в России после революции?
Понятно, что та же Надя собиралась жить совсем другую жизнь, а к случившемуся в 1917-м совсем не готовилась. И выхлопотанную папой должность помощника библиотекаря в МГА, тогда, в двадцатые, наверняка рассматривала как временную меру, как возможность пересидеть трудные времена...
Но оказалось, что здание на Калужской - это на всю жизнь.


для справки: Декрет о учреждении академии на основе горного факультета Нижегородского политехнического института был подписан 4 сентября 1918 года. Торжественное открытие Горной Академии состоялось 12 января 1919 года, с вступительной речью выступил известный геолог и писатель, академик Владимир Афанасьевич Обручев. Владимир Афанасьевич преподавал в Академии с 1920 по 1929 годы. Созданное заведение было подчинено Наркомпросу.
Среди первых выпускников - выдающийся организатор металлургии А. П. Завенягин, основатель цветной металлургии Д. М. Чижиков, первооткрыватель полезных ископаемых Северо- Восточной Сибири Б. И. Вронский и др.



***
А теперь в моем рассказе большой разрыв, и нам придется из 20-х перепрыгнуть сразу в 50-е.

Послевоенный СССР. Еще сталинские времена, но уже на излете.

В институтской многотиражке Московского института стали - одного из осколков Московской горной академии, в мартовском номере газеты с напрашивающимся названием "Сталь" - праздничная полоса "Женщины страны социализма".

И в ней - наконец-то фотография бывшей гимназистки Нади Сергеевой.

А заметка - вот она:
Если спросить любого из сотрудников Института стали, кого он считает лучшими работниками в нашем коллективе, можно не сомневаться, что в числе первых же будет названа Надежда Михайловна Сергеева.

Н. М. Сергеева работает в институте со дня его основания и прекрасно справляется с должностью заведующей библиотекой. Она — испытанная общественница в лучшем смысле этого слова, бессменный член партбюро аппарата института, а ныне — секретарь партбюро и руководитель политкружка работников аппарата. Надежда Михайловна — прекрасный организатор, обладает широким кругозором, умеет приохотить и других к общественной работе, действуя прежде всего личным примером. Надежда Михайловна не считается с временем, если дело того требует. И поэтому Н. М. Сергееву у нас любят и уважают, к ней приходят советоваться не только по вопросам общественной работы, но и по самым разнообразным бытовым вопросам.

Всегда приветливая и отзывчивая, Н. М. Сергеева умеет каждому так или иначе помочь в его деле, руководствуясь принципом, что в советском коллективе нужды и заботы каждого отдельного товарища есть в то же время нужды и заботы всего коллектива в целом.

За свою работу Н. М. Сергеева имеет ряд правительственных наград, многократно отмечалась дирекцией и общественными организациями нашего института в числе лучших его работников. Ее имя занесено в "Книгу почёта" института.
Пусть эти несколько строк послужат приветствием тов. Н. М. Сергеевой от всех хорошо знающих ее работу".

Пролистываем еще одно десятилетие с хвостиком.

6 февраля 1962 года.

Совсем другая эпоха: в мире царят улыбка Гагарина и борода Фиделя Кастро, все обсуждают недавний мятеж против де Голля в Алжире и обмен американского летчика-шпиона Фрэнсиса Пауэрса на советского разведчика Рудольфа Абеля. Хрущев братается с президентом Египта Гамалем Абделем Насером, в эфир вышел первый выпуск телепередачи "Клуб веселых и находчивых", скоро по всему миру грянут летка-енка и битломания - ведь только что, в феврале 62-го, состоялась первая запись The Beatles для радио BBC.

В газете "Сталь" выходит заметка "Душа коллектива" в рубрике "О людях хороших".


Как вы видите, здесь она уже совсем бабушка, но неизменной осталась та искренность чувств, которая хорошо чувствуется в обоих заметах даже сквозь формальные, по обычаю того времени, слова. Такое не подделаешь.
Похоже, ее действительно любили и уважали. Ей досталось не самое простое время, но она прожила, на мой взгляд, очень достойную жизнь.
Больше я ничего не знаю об этой женщине.
Что вам сказать в заключение, друзья мои, интернет-диспутанты?
Когда вы соберетесь в следующий раз ломать копья, что лучше - гимназистки румяные или советские общественницы, вспомните эту заметку и поймите, наконец, простую вещь. Это все - одни и те же люди. Это все - мы. История - неразрывна. Через все режимы и формации текут одни и те же люди - наши родители, наши дедушки и бабушки, наши дети и наши внуки. И конца этой реке времени, слава Богу, не видно.

Tags: 1910-е, 20-е годы, 50-е, 60-е, Большой Театр, Кировский театр/Мариинский театр, Комарово, Ленинград и Ленинградская область, Москва, Петербург, Пятигорск, Пётр Первый, Российская империя, СССР, Сочи, Финляндия, архивы и документы, архитектура, балет, история, наука/техника/производство, образование, русская цивилизация, старые открытки, старые фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments