?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

взгляд из 2019 на 1970-е



После победы советского народа в Великой отечественной войне, в 1946-1947 гг., по поручению И.В. Сталина велась работа по разработке новой Конституции СССР. Предполагалось расширение советской демократии, введение дополнительных прав и обязанностей граждан, уточнение отдельных конституционных норм. Однако этот процесс оказался незавершенным, работы были прекращены, продолжала действовать Конституция СССР 1936 г.

Проект предусматривал осуществление целого комплекса мер, призванных радикально преобразовать жизнь в стране. Предполагалось включить в управление СССР всех его граждан (само управление планировалось постепенно свести к регулированию хозяйственной жизни). Все они должны были по очереди выполнять государственные функции (одновременно не прекращая трудиться в собственной профессиональной сфере). По мысли разработчиков проекта, любая государственная должность в СССР могла быть только выборной, причем следовало проводить всенародное голосование по всем важнейшим вопросам политики, экономики, культуры и быта.

В 1947 году в Конституцию были внесены некоторые изменения.

В период нахождения у власти Н.С. Хрущева (с 1953 по 1965 г.) Конституция СССР 1936 г. с изменениями также продолжала действовать, однако конституционный строй претерпел ряд изменений. Они касались в основном судебной реформы и установления режима социалистической законности.

Примечательно, что ЦК направил записку, в которой специально ориентировал членов комиссии: «В свое время Сталин, обосновывая проект Конституции 1936 года, говорил о коренном различии между Конституцией и Программой партии, что Конституция отражает то, что добыто и завоевано, а Программы провозглашают то, что предстоит сделать. Этот взгляд нельзя признать правильным. Между Конституцией советского государства и Программой КПСС не может и не должно быть такого разрыва».
Разница двух подходов – сталинского и хрущевского – была налицо.

Наиболее демократичной как по форме, так и по содержанию, стала последняя советская конституция 1977 г.

Проект конституции предварительно публиковался в печати для широкого народного обсуждения, в нем учитывались достижения не только отечественной, но и западной конституционно-правовой мысли и конституционного законодательства. Принимаемые от имени народа, Конституция СССР 1977 г. и ее аналог Конституция РСФСР 1978 г. фиксировали достижения «развитого социализма» и закрепляли общественно-политический строй, который сложился в данный исторический период. Но судьба этих конституций оказалась совсем не такой, какой предполагали их основатели. Конституция СССР после ее модернизации (отмена ст. 6 о руководящей роли КПСС, учреждение Съезда народных депутатов СССР, поста Президента СССР) прекратила свое существование ввиду распада СССР (декабрь 1991 г.). Еще большим изменениям подвергалась Конституция РСФСР 1978 г., которая фактически действовала до издания Президентом РФ Указа от 21 сентября 1993 г. о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета России.

Согласно первой редакции Конституции от 1977 г. политическая система основывалась на институте социалистического общенародного государства. Признавались народный суверенитет, народное представительство, референдум и общенародные обсуждения. В ст. 3 анализируемой Конституции сформулирован определяющий принцип государственного строительства — «демократического централизма». Он означал выборность всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетность их народу, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих; сочетание единого руководства с инициативной и творческой активностью на местах, ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

В Конституции СССР 1977 г. обнаруживается противоречие между тезисом «вся власть принадлежит народу» (ст. 2) и нормой о том, что государство выражает «волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей» (ст. 1). Если в предыдущих советских конституциях не было упоминания о коммунистической партии как о «руководящей и направляющей силе советского общества», «ядре политической системы», то в ст. 6 Конституции от 1977 г. на этот счет появилось прямое правовое предписание.

Политическую основу СССР по-прежнему составляли Советы народных депутатов, но правовое регулирование их деятельности приобрело достаточно развитые и законченные формы. Теперь Советы народных депутатов конституировались как целостная система государственной власти, включавшая в себя Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, Верховные Советы автономных республик, краевые и областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов. У них был различный срок полномочий — если Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик и Верховные Советы автономных республик избирались на пять лет, то местные Советы народных депутатов формировались сроком на два с половиной года.

В ст. 92 Конституции 1977 г. специально оговаривалось, что Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, которые должны были сочетать государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. К компетенции данных органов относилось осуществление контроля над выполнением государственных планов и заданий, ведение борьбы с нарушителями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом. Все это было призвано способствовать «совершенствованию работы государственного аппарата».

Эскалация централизованных начал в системе представительных учреждений проявилась и в том, что Советы народных депутатов уполномочивались непосредственно руководить всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимать решения, обеспечивать их исполнение, осуществлять контроль над проведением решений в жизнь. В то же время деятельность Советов народных депутатов должна была строиться на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.

В Конституции 1977 г. сохранена конструкция двухпалатного общесоюзного парламента с равноправными Советом Союза и Советом Национальностей. Чтобы усилить равный статус палат, было установлено, что они состоят из одинакового числа депутатов. Изменился порядок представительства в Совете Национальностей союзных республик (по 32 депутата от каждой союзной республики вместо прежних 25, но как и по Конституции 1936 г., в Совет Национальностей входили 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа). Следуя сложившейся традиции, Конституция 1977 г. установила, что каждая из палат Верховного Совета СССР избирает председателя палаты и четырех (а не двух, как ранее) заместителей. Столь подробная регламентация в основном законе советского государства сугубо внутреннего вопроса организации представительной власти наглядно свидетельствует о том, что конституционная система не предполагала на этот счет каких-либо дебатов по результатам очередных выборов.

В соответствии со ст. 119 Конституции 1977 г. Верховный Совет СССР избирал на совместном заседании палат Президиум Верховного Совета — его постоянно действующий орган, ему подотчетный во всей своей деятельности, который осуществлял функции «высшего органа государственной власти СССР» в период между сессиями Верховного Совета. В его состав входили: Председатель, Первый заместитель Председателя, пятнадцать заместителей Председателя — по одному от каждой союзной республики, Секретарь Президиума и двадцать один член Президиума. Конституция от 1977 г. наделила Президиум Верховного Совета СССР особо широкими властными полномочиями. В период между сессиями (которые проходили два раза в год) Президиум не только давал толкования законов, ратифицировал и денонсировал международные договоры, отменял постановления и распоряжения Совета Министров, но и вносил «в случае необходимости» изменения в действующие законодательные акты СССР «с последующим представлением» их на утверждение очередной сессии Верховного Совета.

Анализируемая Конституция содержала ряд важнейших демократических положений об организации правосудия. Судьи районных и городских судов избирались гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет; народные заседатели — на собраниях граждан по месту работы или жительства открытым голосованием на два с половиной года; вышестоящие суды — Советами народных депутатов на пять лет. Судьи и народные заседатели отчитывались перед избирателями и избравшими их органами, могли быть досрочно отозваны. Все дела в судах рассматривались коллегиально вследствие требований конституционной нормы прямого действия.
Нужно отметить, что во всех конституциях СССР, начиная с 1924 года, присутствует статья: «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР». Однако в Конституции 1924 года имелась формулировка: «…для изменения, ограничения или отмены статьи 4 (прим. - право свободного выхода) требуется согласие всех республик, входящих в Союз Советских Социалистических Республик.

Т.е. предусматривалась возможность отмены этой статьи в будущем. Если бы это произошло, например, в сталинской версии Конституции, развал страны значительно осложнился. Но произошло прямо противоположное: в Конституции 1936 года, возможность ограничить статью о выходе из состава СССР отсутствовала. Руководство страны подчеркивало добровольное объединение народов.

В последней Конституции 1977 года дано определение Союзной республики: «Союзная республика — суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик». Каждая республика суверена во всех аспектах, не принадлежащих к ведению органов власти СССР, имеет свою Конституцию и органы власти. Согласно Конституции СССР 1977 года, «Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения Равноправных Советских Социалистических Республик.
СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма».

Таким образом, СССР – это не монолитное государство, добровольный союз суверенных государств, строящих коммунизм.
Это, безусловно, означает право республик на выход из СССР. Другой вопрос, как это сделать. Можно провести республиканский референдум и действовать в соответствии с волей народа, а можно договориться тайно между собой, на закрытой даче, наплевав на все, кроме своих интересов.

Когда в ходе перестройки ударили по коммунизму как конституционно закрепленному связующему смыслу, СССР начал распадаться. В активную фазу это перешло к 1990 г. В связи с начавшимся процессом отделения республик Верховный совет СССР принял закон от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

В законе была четко прописана процедура выхода. Этот вопрос можно было решать только на республиканском референдуме.
Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР. Решение о выходе считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 процентов населения. Итоги референдума рассматривает Верховный совет республики.

За народами автономных республик и автономных образований сохранялось право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.
Верховный Совет союзной республики представляет Верховному Совету СССР итоги референдума. Если будет установлено, что референдум проведен в соответствии с законом, Верховный Совет СССР вносит вопрос на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
В случае, если по итогам референдума не принято решение о выходе союзной республики из СССР, новый референдум по этому вопросу может быть проведен не ранее чем через десять лет с момента проведения предыдущего референдума.

Съезд народных депутатов СССР принимает решение, подтверждающее завершение процесса выхода республики из состава СССР. С момента принятия такого решения Съездом народных депутатов СССР выход союзной республики из СССР считается состоявшимся, а народные депутаты СССР от вышедшей республики утрачивают свои полномочия.

Согласно статье 5 конституции РСФСР, наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Исходя из Конституции СССР, РСФСР, закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», выход республики из состава СССР возможен и легитимен только после республиканского референдума.

На этих законодательных основаниях должен был происходить «правовой развод» республик СССР.

И именно этому вопросу был посвящен референдум 17 марта 1991 года, который получил название «Всесоюзный референдум о сохранении СССР».

Его формулировка была такова: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».

Давайте отметим несколько моментов:
- вопрос стоял именно сохранение и именно СССР, а не других безгосударственных образований (СНГ, например);
- по Конституции СССР республики уже были суверенными государствами, т.е. в этой части ничего не поменялось;
- предполагалось перезаключение Союзного договора и создание новой Конституции СССР, что дало отправную точку «новоогаревского процесса». Но это тема отдельного исследования.

Рассмотрим результаты референдума в целом и по каждой республике отдельно.

В референдуме из 185,6 миллиона (80 %) граждан СССР с правом голоса приняли участие 148,5 миллиона (79,5 %); из них 113,5 миллиона (76,43 %) ответив «Да», высказались за сохранение обновлённого СССР. В том числе: РСФСР – 71,3 %, Украинская ССР – 70,2 %, Белорусская ССР – 82,7 %. По республикам Средней Азии средний процент, проголосовавших «за» - более 90.

Отдельно отметим, что, несмотря на то, что органами власти ряда республик (Грузия, Литва, Молдова, Латвия, Армения, Эстония) не были выполнены решения Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР о проведении референдума, более двух миллионов граждан СССР, проживающих в этих республиках, выразили свою волю и сказали «да» Союзу ССР.


Таким образом, подавляющее большинство населения проголосовала за сохранение СССР. Такое решение имело высший правовой статус, не могло пересматриваться никак, кроме проведения нового референдума по этому вопросу.

Теперь переедем к главному, что такое с правовой точки зрения Беловежский договор от 8 декабря 1991 года.

Для начала, вчитаемся в текст договора:
Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование. Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств. С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР. Подписано Президентом РСФСР Борисом Ельциным и Государственным секретарем РСФСР Геннадием Бурбулисом, Председателем Верховного Совета Беларуси Станиславом Шушкевичем и Председателем Совета Министров БССР Вячеславом Кебичем, Президентом Украины Леонидом Кравчуком и премьер-министром Украины Витольдом Фокиным.

Возникает вопрос, имели ли эти чиновники право подписывать документ?

Согласно Конституции СССР 1977 года в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действует закон СССР. Ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и управления (согласно 73 ст. конституции СССР 1977 г.) подлежали: определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками; обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик.Более того, в Конституции РСФСР подчёркивалось: РСФСР обеспечивает за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные статьей 73 Конституции СССР. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР и советские законы.

Это означает, что разрыв Союзного договора находится в ведении общесоюзных органов власти, а не представители отдельных республик.

Но если даже не брать во внимание законодательство СССР, у «Высокого представительства» все равно не было полномочий на ликвидацию СССР.

Согласно закону РСФСР от 24 апреля 1991 года "О Президенте РСФСР": Полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти.

Согласно п. 1 и 3 ст. 104 конституции РСФСР ратификация данного соглашения находилась в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку оно затрагивало государственное устройство и влекло за собой изменения в конституцию:
К исключительному ведению Съезда народных депутатов РСФСР относится:
- принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений;
- определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР.
Кроме того, согласно Союзному договору 1922 года (на который ссылаются «Высокие договаривающиеся стороны») утверждение, изменение и дополнение Союзного договора подлежат исключительному ведению съезда Советов СССР, т.е. съезда народных депутатов СССР.

Таким образом, руководство республик, превысив свои полномочия, пошло против мнения народа проголосовавшего на референдуме за полгода до этого за сохранения СССР. Более того, оно совершило акт национальной измены (согласно 64 статьи УК РСФСР): Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти,

При подготовке к уничтожению СССР Ельцин издал ряд указов, выходящих за пределы его конституционных полномочий и направленных на неправомерное присвоение союзной власти, в том числе Указы о переподчинении союзных органов республиканским, о передаче союзных средств массовой информации в ведение Министерства печати и массовой информации РСФСР, о передаче всех видов правительственной связи СССР в ведение КГБ РСФСР, а также банков, почты, телеграфа СССР в ведение РСФСР.

Впоследствии Съезд народных депутатов трижды отказался ратифицировать соглашение и исключить из текста конституции РСФСР упоминания о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Cъезда народных депутатов с президентом Ельциным и в дальнейшем привело к разгону Верховного Совета России в 1993 году.
Таким образом, данное соглашение не вступило в силу. И, несмотря на прекращение существования СССР де-факто, де-юре он существуют.
___________________________

"Совпадение? не думаю"

26 июля 1975 года из КГБ СССР за подписью Андропова в Политбюро ЦК КПСС ушла секретная записка №2004-А «О сносе особняка Ипатьева в городе Свердловске»

В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла принципиальное решение осудить сионизм как форму расизма и расовой дискриминации. Основаниями для принятия Резолюции №3379 от 10 ноября 1975 г. была повседневная антигуманная и репрессивная практика Израиля на оккупированной палестинской территории. Тогда ООН, а раньше и другие международные организации и конференции, осудили преступный альянс сионизма и южноафриканского режима апартеида, расистскую политику Израиля на оккупированных арабских территориях, определили сионизм как угрозу всему человечеству и призывали все народы мира противостоять этой человеконенавистнической идеологии.

Ипатьевский дом был снесён по указанию КГБ 25 сентября 1977 года.
Именно в это время в США, а до этого в Лондоне в 1976 году, вышла книга A.Summers, T.Mangold «The file on the tsar» / "Расстрел, которого не было", в котором достаточно убедительно доказывается, что царскую семью никто не расстреливал. Т.е. фактически Ипатьевский дом стал уликой, благодаря которой при новых технологиях судебно-медицинской экспертизы стала бы возможной разгадка событий июля 1918.
Про Ипатьевский дом, Книга на русский язык была переведена много позже, в 2000-х.

Учитывая, что Штаты умеют виртуозно играть вдолгую, не исключено, что ноги предательства ЕБН растут из 70-х. Просто в эту сторону никто не копал.

7 октября 1977 года принимается Конституция, где закрепляется право выхода союзных республик из состава СССР. Вряд ли эту тему не отсматривал и не давал своё заключение по данному пункту КГБ. При этом надо учесть активное неучастие органов в националистических выходках и резне в республиках в период 1987-90гг, непринятие мер органам по выявлению полных вагонов продовольствия, стоящих перед городами с пустыми полками, непредотвращение массового вывоза народного богатства - подчистую всех товаров из СССР и т.д. и т.д. вплоть до молчаливого наблюдения за разграблением миллионных активов ВЛКСМ и др.

16 декабря 1991 года состоялся Беловежский сговор с известным звонком Ельцина Бушу. Причём оригиналы подписанных тремя изменниками бумажек исчезли.

Разница во времени - и виртуозный итог: по требованию США и Израиля, резолюция № №3379 была отменена 16 декабря 1991 года резолюцией 46/86 Генеральной Ассамблеи ООН.

Слишком интересные совпадения, не правда ли, чтобы их не заметить.

и ещё

комментарии почитайте под видео


По версии другого автора, вводя в оборот версию о царских семейных активах, которыми заинтересовалась Англия, нельзя забывать о том, что значительная часть золотого запаса России находилась в руках Колчака. Ему предстояло расплачиваться с командованием чехословацкого корпуса, с американцами и японцами за поставки оружия и амуниции. Трудно предположить, что восстановление монархии было выгодно фактическим владельцам золота – верховному правителю России Колчаку, командованию белочехов, США и Японии.


Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner