?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

periskop.su в Лето 1945-го: курьерский поезд №1 Москва - Берлин
Любопытное открытие сделал, просматривая книгу транспортных расписаний 1945 года: оказывается, несмотря на небольшое количество пасс. поездов в СССР на тот момент уже летом этого же года на линии Москва - Варшава - Берлин был пущен регулярный поезд! Причём с наивысшей категорией - "курьерский", коих на сети НКПС летом 45-го было только два: ленинградская "Красная Стрела" и он. Судя по расписанию, он шёл по перешитой колее 1524 мм и нигде не менял тележек.



2. Табель-календарь в начале книги со списком праздников (куда уже попал День Победы 9 мая) говорит нам о том, что расписание было издано не ранее, чем в июле, учитывая издательский цикл.


3. И точно: справочник расписаний был подписан в печать в середине августа 1945-го (внизу дата 16.8.1945).


4. Расписание поезда. Интересно, что тогда же пустили поезд и на Кёнигсберг через Вильнюс (41-й пассажирский), хотя он тоже был взят только в апреле 1945-го. Значит, состояние путей и вокзала Кёнигсберга позволяло принимать и пропускать поезда.


Теперь о самом поезде №1/2. Он был высшей категории "курьерский", с вагоном-рестораном. Шёл до Берлина 72 часа, до Варшавы - 50 часов. Выходил со Смоленского вкз. Москвы по ПН, ЧТ, СБ следованием до Берлина; по ВТ, ПТ, ВС - до Варшавы. В среду не ходил. Выходил из Москвы в 2 часа дня, а обратный из Берлина - в 2.35 ночи по-московски, значит в 00:35 по среднеевропейскому вр.

Много частых "паровозных" стоянок (заправка водой, топлива и смена паровозов). Вот только от Москвы до Смоленска 6 промежуточных стоянок по 15 мин. и более: Кубинка, Можайск, Гжатск, Вязьма, Дорогобуж, Ярцево. Видимо, даже под курьерский поезд подавали легкие локомотивы с небольшим пробегом. До Минска - 11 таких стоянок. Интересно, что после Минска большой станцией ещё оставалось Негорелое, которая была пограничной станцией в 1921-39 гг. и где перед войной даже строили большой штатный пункт смены тележек для поездов (правда, она не успела поработать по назначению).

В пограничном Бресте стоянка 2 часа: явно без смены тележек, только погранконтроль и таможня. Пункты перестановки там построили уже после войны. Следовательно, этот поезд шёл по перешитой для 1-го Белорусского фронта колее 1524 мм.

Далее Варшава: прибытие на Виленский вокзал. Т.е. именно Варшава-Виленская была пунктом, куда приходили поезда на широкой колее, как и при царе (1945-49, пока путь не перешили обратно на 1435 мм). Дальше загадка: в расписании обозначена Варшава-Марки, и время следования от В.-Виленской всего 6 мин. но пригород (небольшой городок) Марки находится довольно далеко от этого вокзала. Мне видится только один реально возможный вариант: на колею 1524 мм перешили северный ж/д проход через Вислу, по Гданьскому мосту, и станцией "Марки" обозначили ту, которая перед мостом на правом берегу Вислы (сейчас - Варшава-Зоо). Затем широкий путь советской колеи выходил по обходу на познаньский ход уже за Варшавой-Заходня. А центральный проход через Варшаву (Всходня - Центр - Заходня) либо был ещё разрушен к тому моменту и не действовал, либо был на евроколее и использовался для пригородных и внутрипольских пасс. перевозок существующим подвижным составом.

Наконец, в Берлин поезд приходил на Силезский вокзал (нынешний Остбанхоф). Если так, то он уже летом 1945 был пригоден для приёма поездов и перешивка колеи на широкую была проведена именно для этого входа в бывшую столицу Третьего рейха. Остается, правда, вопрос, каким маршрутом ехал сталинский поезд на Потсдамскую конференцию и перешивали ли для этого путь до Потсдама? Если привязываться к фото на "Паровозе ИС" , атрибутированное как "Тепловоз Да20-27 с поездом правительственной делегации СССР на ст. Потсдам", то да - перешивали. Но точного подтверждения ориентиром, что это именно ст. Потсдам, на фото не видно.


PS. А вот изображений курьерского поезда №1 Москва - Берлин я не нашёл никаких, ни в одном известном мне источнике. Но он ходил уже летом 1945-го: НКПС СССР под руководством И.В. Ковалёва запустил его на перешитую линию почти сразу после Победы. Удивительно, но факт!
______________________






и фото от guriny

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner