НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

ко дню рождения великого русского советского писателя, мыслителя Алексея Максимовича Горького

А. Кириллов. 1949 г. А. М. Горький читает пьесу На дне артистам Художественного театра. 1902 год.

А знаете ли Вы, что
Максим Горький 5 раз был номинирован на Нобелевскую премию?

1918 - вместе с Густавом Френсеном, Кнутом Гамсуном и др.

1923 - вместе с Буниным, Бальмонтом, Роменом Ролланом, сестрой Ницше и др.

1928 - вместе с Томасом Манном, Сингрид Унсет и др.

1930 - вместе Фейхтвангером, Драйзером, Полем Валери, Буниным, Мережковским и др,

1933 - вместе с Полем Валери, Буниным, Чапеком, Мережковским и др.

Почему Максим Горький не получил Нобелевскую премию.

Шведский химик, инженер, изобретатель динамита Альфред Нобель (1833-1896) завещал свое огромное состояние на учреждение Нобелевской премии. Награду ежегодно должны были вручать тем, «кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики, в области химии, в области физиологии или медицины, создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, и тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности».

Нобелевская премия по литературе присуждается ежегодно с 1901 года. Первым лауреатом стал французский поэт и эссеист Сюлли-Прюдом. Известие о том, что выбор Шведской академии пал на Сюлли, было воспринято в мире крайне неоднозначно. Многие считали, что первая премия достанется более крупному таланту, чаще всего называлось имя Льва Толстого. Но…

С тех пор решения Нобелевского комитета о присвоении премии по литературе неоднократно подвергались критике. Многие значительные писатели, оказавшие влияние на литературу XX века, премию не получили. Так, например, наградой обошли таких выдающихся писателей, как Бертольд Брехт, Томпас Вулф, Фредерико Гарсия Лорка, Франц Кафка, Марсель Пруст, Френсис Скотт Фицджеральд, Марк Твен, Герберт Уэллс, Олдос Хаксли, Томас Гарди… Их место в перечне лауреатов заняли имена, представляющиеся гораздо менее весомыми.

Во многих случаях присуждение или неприсуждение премии базировалось на идеологических мотивах. Так, одному из самых известных чешских писателей XX века Карелу Чапеку было отказано в премии из-за того, что его роман «Война с саламандрами» (1936) сочли оскорбительным для руководства нацистской Германии.

Более всего такой политизированный подход проявился по отношению к писателям из России и СССР. Так, Нобелевская премия не была присуждена Льву Толстому, потому что, по мнению секретаря шведской академии Карла Вирсена, этот писатель «осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры…».

Кроме не получивших литературного Нобеля Горького и Мережковского, среди русских номинантов на премию в разные годы были Анатолий Кони, Константин Бальмонт, Петр Краснов, Иван Шмелев, Николай Бердяев, Марк Алданов, Леонид Леонов, Борис Зайцев, Роман Якобсон, Владимир Набоков и Евгений Евтушенко.

А сколько гениев российской словесности даже не были заявлены в число номинантов! Чехов, Булгаков, Ахматова, Цветаева, Мандельштам… Каждый может продолжить этот блистательный ряд именами своих любимых писателей и поэтов.

Разве это случайность, что четыре из пяти русских писателей, ставших нобелевскими лауреатами, так или иначе находились в конфликте с советской властью? Бунин и Бродский были эмигрантами, Солженицын — диссидентом, Пастернак получил премию за роман, опубликованный за границей. Да и вполне лояльному к советской власти Шолохову Нобеля дали «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Стоит ли удивляться, что в 1955 году на Нобелевскую премию по литературе номинировался даже… скандально известный советский шифровальщик-перебежчик Игорь Гузенко, на Западе занявшийся литературой.

А в 1970 году Нобелевскому комитету пришлось долго доказывать, что премия присуждена Александру Солженицыну отнюдь не по политическим мотивам, а «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Ведь к тому времени прошло всего восемь лет от момента первой публикации писателя, а его главные труды «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо» еще не были опубликованы.До сороковых годов у русской эмиграции была забота - сделать все, чтоб премия не перепала Горькому и не развалился миф о том, что никакой культуры на территории России без эмигрантов не осталось. Кандидатами выдвигались и Бальмонт, и Шмелев, но особенно нервно - Мережковский. Возня сопровождалась интригами, Алданов призывал Бунина согласиться на "групповое" выдвижение, втроем, Мережковский уговаривал Бунина пойти на полюбовный сговор - кто выиграет, тот делит премию пополам. Бунин не согласился, и правильно сделал - борец с "грядущим хамом" Мережковский скоро замарается братанием с Гитлером и Муссолини.

А Бунин, к слову уж, часть премии без всяких договоров отдал нуждающимся русским литераторам (все равно передрались), часть затерялась в войну, зато на премию купил Бунин радиоприемник, по которому слушал сводки боев на восточном фронте - тревожился.

Однако факт: и тут шведские газеты недоумевали. Горький имеет гораздо больше заслуг перед русской и мировой литературой, Бунина знают лишь собратья по перу и редкие ценители. И Марина Цветаева возмущалась, между прочим, искренне: "Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее - Горький. Горький - эпоха, а Бунин - конец эпохи. Но - так как это политика, так как король Швеции не может нацепить ордена коммунисту Горькому..."

За кадром оставались злобные мнения экспертов. Прислушавшись к ним, еще в 1918 году академики сочли, что Горький, выдвинутый Роменом Ролланом, - анархист и "без сомнения, никоим образом не вписывается в рамки Нобелевской премии". Горькому предпочли датчанина Х. Понтоппидана (не помните, кто это - и не важно). В 30-х академики помялись и придумали - "сотрудничает с большевиками", награду "превратно истолкуют".
полностью

Один из самых известных антиамериканских текстов русской литературы - "Город жёлтого дьявола" Максима Горького 1906 года. Оттуда и цитату не вырвешь - густой текст, насыщенный смертью. Описание Нью-Йорка. Любопытен контекст, в котором этот очерк был написан.
читать

В марте 1917 газета «Новое время» в июне несколько раз поместила объявление:

«Анонимное американское общество ассигновало 20 миллионов долларов для скупки в России старинных художественных вещей из золота, серебра, а также картин, бронзы, фарфора и вообще предметов искусства».

Комментируя объявление, Горький с возмущением писал:
«Организаторы этого начинания, видимо, учли смысл таких явлений, как разгром ворами дворца герцога Лейхтенбергского, возможность погромов крестьянством старинных дворянских усадеб и все прочее в этом духе… Не будет ничего удивительного в том, что разные авантюристы организуют шайки воров специально для разгрома частных и государственных коллекций художественных предметов. Еще меньше можно будет удивляться и негодовать, если напуганные „паникой“, усиленно развиваемой ловкими политиками из соображений „тактических“, обладатели художественных коллекций начнут сами сбывать в Америку национальные сокровища России, прекрасные цветы ее художественного творчества…

Мне кажется, – продолжал Горький, – что во избежание разврата, который обязательно будет внесен в русскую жизнь потоком долларов, во избежание расхищения национальных сокровищ страны и панической распродажи их собственниками, правительство должно немедля опубликовать акт о временном запрещении вывоза из России предметов искусства и о запрещении распродаж частных коллекций прежде, чем лица, уполномоченные правительством, не оценят национального значения подобных коллекций».

подробно здесь и здесь


center



arctus Почему Горький неудобен современной элите
Приближение полуторавекового юбилея буревестника революции официальные власти предпочитают не замечать. Впрочем, это и неудивительно – они напряженно готовятся к 100-летию Александра Солженицына, которое тоже выпадет на 2018 год. Некогда им вспоминать Горького, чьи произведения отнюдь не сахар для властьимущих.

Смотреться в зеркало горьковских "Заметок о мещанстве" для них крайне неприятно – это огромный удар по самооценке. Слова Горького о великой роли науки и образования – это пощечины нынешним погромщикам РАН и высшей школы, внедрителям ЕГЭ, а также поборникам клерикализации образования. А как прикажете реагировать высокопоставленным лицам на следующую фразу писателя: "Великая заслуга перед жизнью и людьми – сохранить в душе истинно человеческое в дни, когда торжествует обезумевшая свинья"? Это же сразу несколько статей Уголовного кодекса и, опять же, удар по самолюбию…
Неудобен Горький в сегодняшней официальной России. Но у всей остальной России, в отличие от "элиты", потребность в Горьком есть.
На пике перестройки и в "лихие 90-е" его имя подверглось шельмованию. Город Горький переименовали обратно в Нижний Новгород, с логотипа "Литературной газеты" исчез его профиль, количество часов на изучение горьковских произведений в школе сжималось, как шагреневая кожа. На сегодняшний день ситуация не изменилась. На днях из села Молоково Ленинского района Подмосковья пришла грустная весть. При реконструкции дома культуры "Буревестник" с фасада был демонтирован профиль писателя. Осталось лишь графическое изображение буревестника. Но без горьковского профиля оно символизирует только отряд длиннокрылых и короткохвостых морских птиц.

  • Налицо борьба с исторической памятью – тихая, медленная, ползучая "декоммунизация" и "десоветизация". Как горьковский Уж из "Песни о Соколе". Впрочем, тихое выдавливание Горького из пространства исторической памяти проходит еще и путем подмены смыслов. Любители лишний раз упрекнуть советскую власть с упоением цитируют некоторые выдержки из горьковских "Несвоевременных мыслей". Но ценители такого занимательного чтения забывают (сознательно или случайно), что разногласия Горького с большевиками в период Октября имели временный характер. Выдергивая из контекста цитаты, "Красного Максима" пытаются обесцветить и представить чуть ли не либералом. Между тем, трудно найти среди отечественных писателей начала ХХ века большего врага самодержавия и капитализма, жаждущего грядущей революции и становления социалистического общества. Горьковская ненависть к капитализму была искренней, органичной. Она вытекала из подробнейшего знания жизни тех, кто был брошен на самое дно общества, из богатого личного опыта.

В художественных произведениях Горького перед нами предстает жизнь "России, которую мы потеряли" – без прикрас. В горьковской публицистике мы находим осмысление этих явлений. Языком не только писателя, но и публициста, просветителя, политика, борца. Горький никогда не затушевывал острых вопросов жизни, он ставил их ребром.

  • Вот яркий пример того, как писатель охарактеризовал взаимоотношения имущих классов царской России и народа: "Когда вы говорите о любви, вы вашей сладкой речью хотите только заговорить зубы ваших ближних, оскаленные голодом и злобой, вам кажется, что, смягчив любовью сердца озлобленных и угнетенных вами, вы можете ослабить силу их справедливой мести. Вы лицемерите, когда зовете братьями людей, которых вы поработили, вы лжете, проповедуя любовь тем людям, в сердцах которых вы сами же посеяли зависть, ненависть и злобу. Вы искренни, конечно, когда советуете ближним вашим: люби нас. Но вы скрываете за этими словами другие, более правдивые слова: несите терпеливо, не возмущаясь, без ропота тяжелый гнет труда, унижения, нищеты, возложенной нами на ваши спины. Но вы все нагло лжете, когда говорите своим рабам: мы тоже любим вас".


<Эти слова заставляют вспомнить риторику современных политических деятелей России, в которой часто употребляется слово "единство" и его производные. "Единая Россия", "народное единство" – слишком часто мы слышим эти словосочетания. Горький не испытывал иллюзий насчет того, что глубокие социальные противоречия можно разрешить тихо и мирно: "Рабов – нельзя любить! Их можно только презирать или бояться". В этом раскрыта жестокая правда того, что официальные профсоюзы называют сегодня красивой фразой "социальное партнерство", прикрываясь которой, власть производит демонтаж остатков социального государства.
Титульный лист газеты Красная Звезда 4 мая, 1934. Максим Горький возвращается в СССР из Италии|Фото: tyrant.ru

Писателю чужда идеализация русского народа – он не перестает говорить о тяжелом пьянстве среди низов, вопиющей неграмотности и бытовании самых диких суеверий, о бытовой жестокости, о разгильдяйстве и лени многих подневольных работников. Но в этих словах нет ни презрения, ни русофобии – есть только боль и видение социальных корней этих пороков. Но вместе с тем и горячее желание их изжить, искоренить, раскрыть миру тот великий потенциал, что таится в народе. Очень ярко это проявляется в романе "Мать", где рабочий Павел Власов проходит путь от забитого бытовыми тяготами и пороками рабочего до революционера.

  • Великая вера в человека, в возможности человеческого разума и человеческой воли жила в Горьком. И свой общественный долг писатель видел в том, чтобы помочь раскрыть эти возможности миллионам рабочих и крестьян.

Он очень хорошо выразил его в одном из рассказов цикла "По Руси": "Иду во тьме и сам себе свечу; мне кажется, что я живой фонарь, в груди моей красным огнем горит сердце, и так жарко хочется, чтобы кто-то боязливый, заплутавшийся в ночи – увидал этот маленький огонь…". Отсюда – его гигантская общественно-политическая активность. Он сбивается с ног, дабы посетить высших царских сановников и предотвратить расстрел рабочих 9 января 1905 года. Когда власть проявила глухоту, и расстрел все-таки состоялся, он безоговорочно выступил против самодержавия, на стороне народа. В 1912 году Горький из своих средств внес треть капитала, необходимого на издание большевистской газеты "Правда". После Октября он стоит у истоков борьбы за ликвидацию безграмотности, инициирует создание крупных издательских проектов "История Гражданской войны", "История фабрик и заводов".
А.М.Горький в гостях у автозаводцев.1928 год|Фото: remontzil.ru
Благодаря чуткости и колоссальному знанию человеческой природы, Горький ввел в советскую литературу десятки новых авторов, сумел разглядеть во вчерашних рабочих, крестьянах и солдатах будущих "инженеров человеческих душ". Очень символично, что при Иосифе Сталине именно Горький стал первым председателем Союза писателей СССР и получил членский билет за №1. Советская литература была в значительной мере его детищем.
Максим Горький, Иосиф Сталин|Фото: stalinism.ru
А вот мнение современного либерального писателя Дмитрия Быкова: "Россия — бросовая страна с безнадежным населением… Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами".
Дмитрий Быков|Фото: ru-bykov.livejournal.com
Разительное отличие от горьковского мировоззрения и деятельности, не правда ли? Отличие большевика от современного российского либерала. Впрочем, сам Горький поставил диагноз таким взглядам, назвав их "мещанским цинизмом". Даже находясь на пике известности и славы, Алексей Максимович [настоящие имя и отчество, - прим.] не утрачивал связи с той средой, откуда он вышел. Его близость к рабочему люду была общеизвестной. В Хабаровске есть микрорайон, известный под названием Поселок им. А.М. Горького. В марте 1932 года главное управление воздушного флота объявило о строительстве авиаремонтного завода и моторных мастерских в Хабаровске. Через два года на пустом месте выросли корпуса нового завода – сдан в эксплуатацию мотороремонтный цех, продолжалось строительство самолеторемонтного цеха. Завод приступил к решению своей главной задачи – ремонту авиационных моторов. Именно в те радостные для рабочих завода дни была высказана мысль – дать предприятию наряду с номером еще и имя. Коллектив рабочих направил письмо Горькому, в связи с их просьбой в адрес правительства назвать завод в его честь. Писатель с большим вниманием отнесся к письму хабаровских рабочих завода №83 и написал обстоятельный ответ, опубликованный в газете "Тихоокеанский авиаработник".
тихоокеанский авиаработник, цель работы вашей прекрасна, Горький|Фото: личный архив Станислава Сливко

В нем были такие слова: "Я горячо благодарю вас за хорошее, дружеское письмо и за торжественное ваше обещание начать решительную борьбу против некультурности в производстве и быте. Разумеется, я твердо уверен, что если вы обещаете, значит сделаете. Цель работы вашей прекрасна, высока, и если путь к ней еще труден, вы уже видите, что с каждым годом пролетариат делает путь этот все шире, легче, с каждым годом все быстрее растет жажда знаний, жажда культурной жизни".
.
первостроителям поселка и завода|Фото: личный архив Станислава Сливко
И завод, и поселок решением правительства получили имя А.М. Горького. А коллектив завода в полном объеме сдержал слово, данное "буревестнику революции". Но сегодня на некогда могучем предприятии работают около 200 человек в нескольких цехах - завод на грани банкротства… Многие цеха со сложнейшим оборудованием разгромлены, площади сдаются частникам, повсюду следы запустения.

Очень хочется верить, что все станет иначе, и вновь мимо горьковского портрета со словами "Цель работы вашей прекрасна" через проходную будут устремляться к рабочим местам тысячи рабочих. Но никаких предпосылок для этого сейчас нет. Для этого нужна не только кардинальная смена социально-экономического курса, но и изменение самой сути общественных отношений. В обществе, где человек труда угнетен, бесправен, задавлен нищетой и отстранен от рычагов власти, не может быть и речи о нормальном развитии. Огромный творческий потенциал, который есть в народе, расходуется попусту и идет на обогащение лишь немногочисленной прослойки олигархии и бюрократии. В раскрытии этого потенциала, в преобразовании общества на основе освобождения труда и уважения к человеку труда Горький видит огромную гуманистическую значимость идей социализма.

Горький сумел разглядеть в Великой Октябрьской социалистической революции то, что некоторые отказались и сейчас отказываются увидеть за кровавыми событиями Гражданской войны: "Революции никогда не являлись паузами в истории культурного роста человечества, революция – это процесс вызова к жизни новых творческих сил". Пожалуй, это одно из лучших определений революции, которые когда-либо были даны в отечественной литературе. Встречая 100-летие революций 1917 года, нам стоит об этом помнить.

Станислав Сливко,
член президиума Хабаровского краевого совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК),
кандидат исторических наук,
специально для Накануне.RU
***
Главное достоинство Солженицына для нынешних «элит» – никакие не бессмертные строки. Строки вполне себе местами паскудные (оправдание власовцев и коллаборционистов, напр.).
Единcтвенный «диамант» солженицынских бдений – его 66 миллионов репрессированных. Взятых из необъятных просторов солженицынских нейронов. Тиражируемых на солженицынских чтениях и прочих антисоветских шабашах.
=Arctus=


Tags: 1917, 20-е годы, 30-е годы, Бунин, ВООПИиК, Горький, МХТ/МХАТ, Российская империя, СССР, Солженицын, Союз писателей, Толстой, Цветаева, архивы и документы, живопись, литература, начало ХХ века, охрана памятников, премии, старые фото, фашизм, цитаты, юбилей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments