НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Лермонтов

tanja_tank "Певец печали и любви", или Каким чудовищем был Лермонтов

То, что у Михаила Юрьевича был сложный характер, мы догадывались со школьных лет. Но многие и не подозревают, насколько завистливым и жестоким человеком был «певец печали и любви». О бессовестных проделках Лермонтова я рассказала в интервью своей коллеге, бета-ридеру и профессиональному переводчику Екатерине Тарасовой.
лермон

- Патологических (злокачественных) нарциссов, наряду с социопатами (психопатами) и макиавеллистами, называют «темной триадой», хищниками человечества. Это 3-4% из нас, и трое из них — мужчины. Эти люди - угроза для всех нас, поскольку они обладают дьявольским и абсолютно лицемерным обаянием, садистской безжалостностью и полной бесчувственностью, которая и позволяет шаг за шагом разыгрывать продуманную партию по уничтожению «врага» - так называемого любимого человека, друга, коллеги. А поскольку они напрочь лишены совести, то не испытывают ни малейшего раскания.

- Не верится, что Лермонтов может иметь отношение к этим людям...

- В этом нет никаких сомнений. Наш великий поэт был зол, завистлив, язвителен, коварен и вероломен, и это подтверждается как многочисленными воспоминаниями современников, так и произведениями самого Лермонтова. Известно, что Демона он списал с самого себя, о чем говорил направо и налево. И в Печорине многие сразу узнали Лермонтова, поэтому он был вынужден провести линию между собой и «героем нашего времени».

Интересно, что впервые Лермонтов вывел Печорина в незаконченной повести «Княгиня Лиговская», в которой 22-летний Лермонтов воспроизвел свою циничную интригу двухлетней давности в отношении Екатерины Сушковой. Узнав, что Черноокая собирается замуж за его друга Алексея Лопухина, 20-летний Мишель поспешил в Питер и принялся бомбардировать 22-летнюю девушку упреками, намеками и полупризнаниями. О том, как Лермонтов «убил в ней сердце, душу, разрушил все мечты, все надежды», Сушкова рассказала в своих «Воспоминаниях».

- Почему он выбрал Сушкову в качестве жертвы?

- В 16 лет он якобы был влюблен в 18-летнюю Сушкову, но она дружески подтрунивала над угрюмым и злобным Мишелем. Меня удивляет, что многие считают отсутствие взаимности со стороны Сушковой веским поводом для мести ей четыре года спустя. Но давайте подумаем: у всех у нас были любовные неудачи, особенно в юности, но многие ли из нас испытывают потребность в мести, да ещё столь жестокой? Согласитесь, для этого надо иметь особый склад личности.

сушкова

Сушкова представляла собой классический пример нарциссического трофея. Вопреки распространенному заблуждению, хищников интересуют не мямли и тряпки, из которых они будут вить веревки, а исключительно «качественные» люди: успешные в профессии, интересные внешне, умные, талантливые, неординарные, наслаждающиеся полнотой жизни, имеющие разнообразные интересы, окруженные друзьями. Вот за таким «трофеем» патологические нарциссы открывают настоящую охоту. Ими движет нарциссическая зависть, выражающаяся в желании присвоить себе качества объекта, вызывающие эту страшную зависть.

Сушкова обладала всеми данными «трофея»: «стройный стан, красивая, выразительная физиономия, черные глаза, сводившие многих с ума, великолепные, как смоль волосы, в буквальном смысле доходившие до пят, бойкость, находчивость и природная острота ума».

- Но 18-летняя Сушкова не любила 16-летнего Лермонтова. Мало того, она знала о его злобном насмешливом характере. Как она могла в здравом уме сойтись с таким человеком, да ещё и будучи влюбленной в другого?

- Я не случайно упомянула о харизматичном обаянии этих людей. Кроме того, хищники обладают почти фантастической способностью подстройки. Поэтому первое время у жертвы нет ни малейших сомнений в том, что она горячо любима. Роковые дают ей полную имитацию настоящего чувства — один из нарциссов, консультировавших меня в процессе написания книги, очень точно определил это, как «любовь, идентичную натуральной».

Итак, Лермонтов действовал по всей проформе, принятой у хищников. Все этапы деструктивного сценария — от разведки до «утилизации» - я разбираю в своей книге. Четыре года Лермонтов вел разведку, живо интересуясь успехами Сушковой. Затем подманил жертву, прикинувшись одиноким, непонятым и катастрофически недолюбленным. Он сказал Сушковой, что «глубоко несчастлив; стоит на краю пропасти, потому что никому и ни во что не верит, не знает, что такое взаимность, ласка матери, дружба сестры» и умолял спасти его своей любовью.

А чтобы вконец парализовать волю жертвы, он сильно надавил на жалость и вызвал у Сушковой огромное чувство вины. Как он это сделал? Спустя несколько дней Лермонтов начал шантажировать ее намечающейся дуэлью с Лопухиным, предотвратить которую может только Екатерина. Особый цинизм этого морального шантажа заключался в том, что сам Лопухин был ни сном ни духом об этой дуэли, и полностью доверял Лермонтову, который называл себя его другом!

- Неужели у Сушковой нигде не кольнуло насчет того, что это игра?

- Поначалу очень трудно понять, что вы попали в обработку к хищнику. Ведь он вовсе не выглядит как «аццкая сотона». Часто он демонстрирует миру добродетель: вежливость, любовь к семье, детям и животным, религиозность. Вот почему каждому из нас так важно научиться распознавать таких людей «с трех нот» и быстро сворачивать общение с ними.

А эти «три ноты» обязательно звучат, ведь дьявол, как известно, кроется в мелочах. И Сушкова могла бы заподозрить Лермонтова в дурных намерениях, столкнувшись с первыми несостыковками. Например, когда Лопухин спросил ее, с кем она танцевала вчера мазурку, она ответила: с Мишелем. Тот не поверил. Оказалось, что он до полуночи просидел у постели больного Лермонтова и уехал, когда тот заснул. А Мишель сразу же «выздоровел» и приехал на бал.

Второй признак, который должен был встревожить Сушкову — ураганный режим развития их отношений. Хищники способны долго зависать на этапе разведки, но в стадии обольщения действуют быстро и напористо, чтобы не дать жертве опомниться. Они буквально прилипают к ней!

Уже спустя 20 дней с начала «кампании» Лермонтов буквально выбил у Сушковой признание в любви и обещание порвать с женихом. «Он был так нежен, так откровенен, рассказывал мне о своем детстве, о бабушке, такими радужными красками описывал будущее житье наше в деревне, за границей, всегда вдвоем, всегда любящими и бесконечно счастливыми, молил ответа и решения его участи, так, что я не выдержала и сказала ему, что люблю его больше жизни, больше, чем любила мать свою» - пишет Сушкова.

Добившись, чтобы Екатерина отказала жениху, Мишель потребовал от «невесты» нелепых жертв, в которых вроде как не было ничего «такого», но которые, тем не менее, были призваны выставить ее посмешищем в свете. Например, он заставлял ее носить гладко зачесанные волосы, что ей не шло, и на все балы выезжать в одном и том же наряде. В то же время он проиграл в карты кошелек, который ему связала Сушкова, чем вызвал новые пересуды в свете и насмешки над девушкой.

- При каких обстоятельствах Сушкова прозрела?

- Как-то вечером в дом Сушковых принесли анонимное письмо. Оно попало в руки дядюшке Екатерины, и он стал читать его вслух. Аноним писал, что «Л-ов» никогда не женится на ней, что над ней смеется весь свет, и ей нужно немедленно с ним порвать, если она не хочет быть полностью скомпрометированной, а то и обесчещенной. Ведь «Л-ов» уже «погубил девушку, во всем равную вам и по уму и по красоте. Он увез ее от семейства и, натешившись ею, бросил».

Родственники Екатерины после этого отказали Лермонтову от дома, а ее саму посадили под домашний арест. Когда через пару недель Екатерина встретила «жениха» на балу, он... отвернулся от неё! А когда пересекся с ней в общем танце, то «зло улыбаясь и холодно смотря, сказал: «Haine, mépris et vengeance» («Ненависть, презрение и месть»)». Сушкова спросила, почему он так несправедлив и жесток, на что он ответил, что никогда не любил её.

- А может, Сушкова наговаривает на нашего любимого поэта?

- Увы, нет. Своими «подвигами» Лермонтов бахвалился в письмах приятельнице Сашеньке Верещагиной (кстати, близкой подруге Сушковой), а потом обессмертил свою интригу в «Княгине Лиговской». Подобный некрасивый фортель он, видимо, выкинул и в отношении Натальи Мартыновой, сестры своего будущего убийцы. Некоторые считают её прототипом княжны Мери. Как видим, Лермонтову не требовалось ничего придумывать. По сути, в своих талантливых произведениях он описывал свои же интриги.

- Понимал ли сам Лермонтов, что он за человек?

- Более чем. В той же анонимке Сушковой он аттестует «Л-ова», то есть, себя следующим образом: «Для него нет ничего святого, он никого не любит. Его господствующая страсть: господствовать над всеми и не щадить никого для удовлетворения своего самолюбия. Я ничего не имею против него, кроме презрения, которое он вполне заслуживает».

- А зачем нарциссы издеваются над людьми и разрушают их жизни?

- Потому что они самые настоящие вампиры. Их «пища» - моральные, физические и материальные ресурсы, производимые «нормальными» людьми. А чтобы эта пища поставлялась бесперебойно, была вкусной и разнообразной, Роковой добивается безраздельной власти над жертвой. И начинает безжалостно ее «высасывать».

- Откуда они такие берутся?

лермон мал

- Хищник формируется до 6-7 лет — обычно в атмосфере манипулирования ребенком, когда родители то беспричинно тютюшкают его, то обдают холодом, игнорируют, сравнивают с другими, требуют соответствать их ожиданиям, не интересуясь зарождающимися потребностями самого малыша. При таком воспитании его закладывающаяся личность необратимо застывает в развитии. Чтобы спастись от гнева, холодности, пренебрежения родителей, он учится прятать свое «я» под масками, а потом это становится единственно возможным способом выживания.

Собственное «я» погибает, и в мир приходит человек, не имеющий личности, многоликий как хамелеон, не умеющий дружить, любить, сотрудничать, сострадать, чуждый раскаянию.

Лермонтов воспитывался как классический нарцисс. У него рано умерла мать, а отца властная бабушка Елизавета Арсеньева отодвинула от воспитания сына. Она была то непомерно строга к внучку, то баловала его, и тот очень скоро сел ей на шею: грубил, капризничал, назло ломал кусты в ее саду, срывал ее лучшие цветы и кидался камнями в кур. Нездоровая агрессивность в детстве — это еще один паззл в общую картинку Лермонтовского нарциссизма. Исследователь отмечает в нем «резкие черты злобы, прямо демонической, склонность к разрушению».

- Можно как-то перевоспитать, вылечить такого человека?

- К сожалению, нарциссическая поломка личности необратима, поэтому оставьте надежды подстроиться к таким людям, заслужить их любовь и растопить их ледяные сердца. За нарциссов не берутся даже самые маститые психотерапевты, так не переоценивайте свои возможности и вы.

Самая верная стратегия — распознав нарцисса, навсегда его оставить, как бы дорог он вам ни был. Если вы этого не сделаете, то последствия такой связи будут самыми драматичными, а в долгосрочной перспективе — и трагичными. Разрушенные связи с близкими, крушение планов, полная дезориентация и душевная опустошенность, в хлам убитая самооценка, профессиональная импотенция, моральное и финансовое банкротство, тяжелая болезнь и даже смерть — вот та страшная цена, которую рано или поздно платит каждый, павший жертвой чар Неотразимого Человека и вовремя не выбравшийся из трясины.

Кстати

Вот как вспоминают о Лермонтове современники:

Николай Мартынов (убийца Лермонтова): «Господа, если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке»

П.Ф. Вистенгоф: «Студент Лермонтов имел тяжелый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей».

А.Ф. Тиран: «Лермонтов был дурной человек: никогда ни про кого не отзовется хорошо; очернить имя какой-нибудь светской женщины, рассказать про нее небывалую историю, наговорить дерзостей - ему ничего не стоило».

М.Б. Лобанов-Ростовский: «Это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки. Он не мог жить без того, чтобы не насмехаться над кем-либо».

В.И. Анненкова: «Он был желчным и нервным и имел вид злого ребенка, избалованного, наполненного собой, упрямого и неприятного до последней степени».


__________________________

и чтобы 2 раза не вставать
Лермонтовская подборка электронных книг из РГБ



100-летнему юбилею Лермонтова
Tags: 100-летие, Лермонтов, библиотека, живопись, мемуары/письма
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments