В начале прошлого века парусные корабли, построенные, впрочем, по современным технологиям, с использованием современных материалов, вполне себе конкурировали с пароходами на дальних океанских линиях. До второй мировой между континентами курсировали десятки таких кораблей. Это были добротные, прочные суда. Стальной корпус, стальные мачты.
Российские парусники "Крузенштерн" и "Седов", полученные СССР в счет репараций от Германии, до сих пор на плаву.
Что касается "Памира", он затонул во время шторма у Азорских островов в 1957 году, следуя с грузом пшеницы из Чили в Германию. Фотография 1949 года
Российские парусники "Крузенштерн" и "Седов", полученные СССР в счет репараций от Германии, до сих пор на плаву.
Что касается "Памира", он затонул во время шторма у Азорских островов в 1957 году, следуя с грузом пшеницы из Чили в Германию. Фотография 1949 года
_____________________
Легендарный «Товарищ»
Во время Первой мировой войны царская Россия купила у англичан «Лауристон» вместе с другим четырехмачтовым кораблем «Катанга». Оба судна использовались как морские баржи: их водили на буксире, хотя парусное вооружение сохранилось. Корабли перевозили в Архангельск военное снаряжение из Англии, рельсы в Мурманск для строящейся железной дороги на Петроград.
В период интервенции «Лауристон» вместе с некоторыми другими судами был угнан белогвардейцами в Англию. Советское правительство настойчиво требовало возвращения незаконно захваченных судов. Судебные процессы принесли частичный успех. Некоторые суда вернулись к нам. В 1921 году пришел «Лауристон» и стал на прикол в Петроградском порту.
<..>
Описание первого рейса «Лауристона» под советским флагом сохранилось в опубликованных воспоминаниях его участника Ю. Пантелеева - позднее адмирала.
<..>
Долгие годы потом он плавал в Черноморско-Азовском бассейне, был приписан к порту Одесса. В разные годы командовали учебным судном опытные капитаны К. Саенко, П. Алексеев. Главным боцманом в начале тридцатых годов был Г. Мезенцев - впоследствии капитан героического теплохода «Комсомол», начальник пароходства; боцманом мачты служил одно время И. Май - прославленный потом капитан. Заходы «Товарища» в порты становились местным праздником, вызывая восхищение жителей и курортников. У живописных берегов Крыма и Кавказа белокрылый корабль казался пришельцем из сказок. Романтика парусов привлекала к судну и кинематографистов. На его палубах и мачтах снято несколько фильмов. «Товарищ» был отличной школой молодых моряков. Впоследствии многие из них стали известными капитанами советского торгового флота.
<..>
Нападение Германии на Советский Союз летом 1941 года застало «Товарищ» в очередном учебном рейсе. Война изменила все планы. Судно осталось без привычного дела. «Товарищ» принял участие в вывозе оборудования эвакуированных заводов на Восток. Но эти рейсы делались не под парусами, а на буксире. К осени парусный корабль оказался в Мариуполе. Здесь «Товарищ» захватили фашисты. Судно оставалось на плаву и в течение 1942-1943 годов использовалось ими в качестве казармы Хорватского «морского легиона». Позднее оно погибло в аванпорту. Над водой остались лишь обгоревшие корпус и мачты. В различных сетевых российских источниках указываются самые разные даты гибели судна: 1941, 1943 и даже 1944 год. «Товарищ» якобы был взорван немцами, расстрелян немецкими танками или даже немецкой береговой батареей. В Регистре судов Министерства морского флота СССР, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Черноморо-Азовском бассейне - «Товарищ» указан в графе Суда «взорванные и затопленные по приказу командования» - как «поврежден при артобстреле, оставлен». После войны останки учебного парусника убрали, а его якорь, поднятый со дна, установили как памятник в припортовом парке Жданова.
Имя же «Товарищ» унаследовал другой парусник, после войны поднятый со дна моря в районе балтийского порта Штральзунд. Бывшее учебное судно германского военно-морского флота барк «Горх Фок II» передали по репарации Советскому Союзу, и впоследствии оно под именем «Товарищ» получило право плавать под Государственным флагом СССР.
полностью
Барк «Товарищ» был учебным судном херсонской мореходки. Он плавал на Балтике, ходил в Южную Америку, Японию и другие страны.
Курсанты и команда обожали свой «морской дом» и считали за честь служить на «Товарище».
Когда барк возвращался в Херсон, на набережной было не протолкнуться, потому что многие жители города приходили полюбоваться на это творение рук человеческих. А еще были дни, когда «Товарищ» открывали для свободного посещения. И все с нетерпением ждали этого радостного момента.
Более 500 000 миль прошел «Товарищ», побывал в портах 86 стран, а также сделал неплохую спортивную карьеру: в 1972-м он победил в океанских гонках в честь 175-летия спуска на воду американского фрегата «Констелейшн» и получил «Золотой кубок Атлантики», а через четыре года выиграл престижную регату «Парус-76».
Интересно, что в 1976 г. советскому паруснику противостояли его «младшие братья» — американский барк «Игл» (бывший «Хорст Вессель», построенный в 1936-м и полученный США по репарациям), румынский «Мирча» (его построили в 1939 г. по заказу Бухареста) и западногерманский «Горх Фок II», спущенный на воду в 1958 г. Но несмотря на молодость «родственников», победа в тех состязаниях осталась за «Товарищем».
Барк снимался в кино. Помимо «Максимки», он «сыграл» в «Алых парусах» (правда, не в роли корабля, прибывшего однажды за Ассолью, а парусника, на котором Грей стал «морским волком»). Затем «Товарища» запечатлели в фильмах «Остров сокровищ», «Капитан Немо» и «Мятежный «Орион». На излете советской эпохи он еще успел принять участие в картине «Узник замка Иф», поставленной по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Но вскоре паруснику стало не до кино.
После распада СССР «Товарищ» продолжал участвовать в регатах (и довольно успешно — на «Парусе-93» занял третье место) и учить курсантов. Причем в начале 90-х азы морской науки на судне постигали и иностранцы — кадеты из Германии, Англии и Австралии.
Но в 90-х барк отправили в Англию. Несколько лет он провел на Британских островах, но Украина не смогла заплатить за ремонт и легко отказалась от «Товарища».
Несмотря на тяжелые для России 90-е, барки не были проданы или пущены на металлолом. Сегодня они, невзирая на «возраст», по-прежнему в строю. 4 мая «Седов» (его порт приписки — Мурманск) отправился в арктическое плавание. А 11 мая в Калининград вернулся «Крузенштерн», завершив трансатлантическую экспедицию, которая длилась 308 дней.
Такие новости сегодня могли бы приходить и о «Товарище», но увы..
подробно тут