НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Парусники

serjj Барк "Памир"

В начале прошлого века парусные корабли, построенные, впрочем, по современным технологиям, с использованием современных материалов, вполне себе конкурировали с пароходами на дальних океанских линиях. До второй мировой между континентами курсировали десятки таких кораблей. Это были добротные, прочные суда. Стальной корпус, стальные мачты.
Российские парусники "Крузенштерн" и "Седов", полученные СССР в счет репараций от Германии, до сих пор на плаву.
Что касается "Памира", он затонул во время шторма у Азорских островов в 1957 году, следуя с грузом пшеницы из Чили в Германию. Фотография 1949 года

_____________________

Легендарный «Товарищ»

Во время Первой мировой войны царская Россия купила у англичан «Лауристон» вместе с другим четырехмачтовым кораблем «Катанга». Оба судна использовались как морские баржи: их водили на буксире, хотя парусное вооружение сохранилось. Корабли перевозили в Архангельск военное снаряжение из Англии, рельсы в Мурманск для строящейся железной дороги на Петроград.

В период интервенции «Лауристон» вместе с некоторыми другими судами был угнан белогвардейцами в Англию. Советское правительство настойчиво требовало возвращения незаконно захваченных судов. Судебные процессы принесли частичный успех. Некоторые суда вернулись к нам. В 1921 году пришел «Лауристон» и стал на прикол в Петроградском порту.
<..>
Описание первого рейса «Лауристона» под советским флагом сохранилось в опубликованных воспоминаниях его участника Ю. Пантелеева - позднее адмирала.
<..>
Долгие годы потом он плавал в Черноморско-Азовском бассейне, был приписан к порту Одесса. В разные годы командовали учебным судном опытные капитаны К. Саенко, П. Алексеев. Главным боцманом в начале тридцатых годов был Г. Мезенцев - впоследствии капитан героического теплохода «Комсомол», начальник пароходства; боцманом мачты служил одно время И. Май - прославленный потом капитан. Заходы «Товарища» в порты становились местным праздником, вызывая восхищение жителей и курортников. У живописных берегов Крыма и Кавказа белокрылый корабль казался пришельцем из сказок. Романтика парусов привлекала к судну и кинематографистов. На его палубах и мачтах снято несколько фильмов. «Товарищ» был отличной школой молодых моряков. Впоследствии многие из них стали известными капитанами советского торгового флота.
<..>
Нападение Германии на Советский Союз летом 1941 года застало «Товарищ» в очередном учебном рейсе. Война изменила все планы. Судно осталось без привычного дела. «Товарищ» принял участие в вывозе оборудования эвакуированных заводов на Восток. Но эти рейсы делались не под парусами, а на буксире. К осени парусный корабль оказался в Мариуполе. Здесь «Товарищ» захватили фашисты. Судно оставалось на плаву и в течение 1942-1943 годов использовалось ими в качестве казармы Хорватского «морского легиона». Позднее оно погибло в аванпорту. Над водой остались лишь обгоревшие корпус и мачты. В различных сетевых российских источниках указываются самые разные даты гибели судна: 1941, 1943 и даже 1944 год. «Товарищ» якобы был взорван немцами, расстрелян немецкими танками или даже немецкой береговой батареей. В Регистре судов Министерства морского флота СССР, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Черноморо-Азовском бассейне - «Товарищ» указан в графе Суда «взорванные и затопленные по приказу командования» - как «поврежден при артобстреле, оставлен». После войны останки учебного парусника убрали, а его якорь, поднятый со дна, установили как памятник в припортовом парке Жданова.

Имя же «Товарищ» унаследовал другой парусник, после войны поднятый со дна моря в районе балтийского порта Штральзунд. Бывшее учебное судно германского военно-морского флота барк «Горх Фок II» передали по репарации Советскому Союзу, и впоследствии оно под именем «Товарищ» получило право плавать под Государственным флагом СССР.
полностью

Барк «Товарищ» был учебным судном херсонской мореходки. Он плавал на Балтике, ходил в Южную Америку, Японию и другие страны.

Курсанты и команда обожали свой «морской дом» и считали за честь служить на «Товарище».
Когда барк возвращался в Херсон, на набережной было не протолкнуться, потому что многие жители города приходили полюбоваться на это творение рук человеческих. А еще были дни, когда «Товарищ» открывали для свободного посещения. И все с нетерпением ждали этого радостного момента.

Более 500 000 миль прошел «Товарищ», побывал в портах 86 стран, а также сделал неплохую спортивную карьеру: в 1972-м он победил в океанских гонках в честь 175-летия спуска на воду американского фрегата «Констелейшн» и получил «Золотой кубок Атлантики», а через четыре года выиграл престижную регату «Парус-76».

Интересно, что в 1976 г. советскому паруснику противостояли его «младшие братья» — американский барк «Игл» (бывший «Хорст Вессель», построенный в 1936-м и полученный США по репарациям), румынский «Мирча» (его построили в 1939 г. по заказу Бухареста) и западногерманский «Горх Фок II», спущенный на воду в 1958 г. Но несмотря на молодость «родственников», победа в тех состязаниях осталась за «Товарищем».

Барк снимался в кино. Помимо «Максимки», он «сыграл» в «Алых парусах» (правда, не в роли корабля, прибывшего однажды за Ассолью, а парусника, на котором Грей стал «морским волком»). Затем «Товарища» запечатлели в фильмах «Остров сокровищ», «Капитан Немо» и «Мятежный «Орион». На излете советской эпохи он еще успел принять участие в картине «Узник замка Иф», поставленной по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Но вскоре паруснику стало не до кино.

После распада СССР «Товарищ» продолжал участвовать в регатах (и довольно успешно — на «Парусе-93» занял третье место) и учить курсантов. Причем в начале 90-х азы морской науки на судне постигали и иностранцы — кадеты из Германии, Англии и Австралии.

Но в 90-х барк отправили в Англию. Несколько лет он провел на Британских островах, но Украина не смогла заплатить за ремонт и легко отказалась от «Товарища».

Несмотря на тяжелые для России 90-е, барки не были проданы или пущены на металлолом. Сегодня они, невзирая на «возраст», по-прежнему в строю. 4 мая «Седов» (его порт приписки — Мурманск) отправился в арктическое плавание. А 11 мая в Калининград вернулся «Крузенштерн», завершив трансатлантическую экспедицию, которая длилась 308 дней.

Такие новости сегодня могли бы приходить и о «Товарище», но увы..

подробно тут

Парусник
Tags: 20-е годы, 40-е годы, 50-е, Великая Отечественная война, Великобритания, Германия, Крым, Малороссия/Украинская ССР/Украина, Российская империя, СССР, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments