НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Category:

не стало легендарного советского гитариста Николая Громина





ещё записи здесь


Квартет Николая Громина на фестивале «Джаз-65»
ГРОМИН (наст. фамилия Нестеров) Николай Николаевич родился 1 октября 1938 года в Москве. Участник московских джазовых фестивалей 1960-х годов. В 1963 окончил Московский институт народного хозяйства. Кандидат экономических наук. Музыкальность Н. Громина обнаружилась рано, однако гитару он впервые взял в руки только в возрасте 20 лет. Инструмент осваивал самостоятельно. Тем не менее, его успех как гитариста был стремительным: став ведущим солистом среди музыкантов Московского джаз-клуба, он уже после дебюта на Таллинском джаз-фестивале 1961 года приобрел всесоюзную известность. В 1962 году последовала победа на первом Московском фестивале "Джаз-62" и триумф на международном фестивале "Джаз-Джембори 62" в Варшаве, Польша, с квинтетом Вадима Сакуна (это было первое выступление советских музыкантов на зарубежном джаз-фестивале). С этого времени о Громине начинают говорить как об одном из выдающихся джазовых гитаристов Европы. Эту оценку он подтвердил на джаз-фестивалях в Праге (1965) и Варшаве (1966), где выступал вместе с Георгием Гараняном. В 1968-1973 годах сотрудничал со многими московскими музыкантами, регулярно выступая в московских кафе "Синяя птица", "Аэлита" и "Печора".

К числу наибольших удач Николая Громина относят его пьесу «Коррида», которой был посвящен отдельный очерк в популярном советском молодежном журнале «Юность» и позитивные отзывы в других изданиях. "Ее композиционная схема, – писал Л. Переверзев в «Музыкальной жизни», – кажется очень простой, ее основу составляет монотонно повторяющаяся ритмогармоническая формула испанского болеро, такой прием заставляет сразу вспомнить знаменитое «Болеро» Равеля, но квартет Громина находит новое, ярко оригинальное решение этой традиционной темы". Другими яркими композициями Н. Громина являются "Блюз", "Здравствуй, Иван!", "Ночь на Плещеевом озере".


В отличие от советских, зарубежные критики, наоборот, подчеркивали глубокую связь игры Громина с русской музыкальной традицией. Так, Дон Эллис, американский трубач-солист и руководитель оркестра, исполняющий джаз с сильным славянским влиянием, писал: "Гитарист Николай Громин – что-то удивительное. Будто это исполнитель блюза, бравший уроки у Прокофьева". Уиллис Коновер, один из немногих американских джазовых критиков, пристально следящих за стремительным развитием джаза за пределами США: "Громин имитирует треньканье балалайки, давая живой пример естественного внесения национальных черт в джазовую музыку".

В 1973 году Николай Громин впервые выступил как солист-импровизатор с Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Максима Шостаковича, исполнив "Лирические новеллы" для электрогитары и большого оркестра, написанные специально для него Мурадом Кажлаевым. Эти шесть симфонических миниатюр были записаны на пластинку и не раз исполнялись в Советском Союзе и за рубежом.

Начиная с 1963 года Николай Громин стал выступать вместе с Алексеем Кузнецовым (младшим), образовав дуэт, завоевавший вскоре огромную популярность. В 1978 году они с огромным успехом выступили на VI Московском фестивале советской джазовой музыки, после чего фирма «Мелодия» записала и выпустила их первую сольную долгоиграющую пластинку (Джанго. Джазовые композиции. Н. Громин и А. Кузнецов, гитары. 1978), что по тем временам было еще большой редкостью. "По самобытности и мастерству это ансамбль мирового класса", – сказал на обсуждении итогов фестиваля заместитель председателя оргкомитета композитор Юрий Саульский. Немало высоких похвал Громину и Кузнецову было высказано и в фестиваль-ных рецензиях советской печати.

В 1977 году Николай Громин переехал на постоянное жительство в Копенгаген (Дания). Уже находясь за границей, он играл в европейском биг-бэнде Тэда Джонса, участвовал в западноберлинском джаз-фестивале, преподавал в Датской консерватории. Создал в Дании свой ансамбль и стал постоянно выступать в одном из городских джазовых кафе-клубов, посетителями которого были такие известные гитаристы, как Джо Пасс, Тал Фарлоу, Кенни Баррелл, Джим Рэйни. Датские газеты не однократно посвящали ему восторженные статьи. Регулярно бывает в Москве и часто выступает в такие приезды с Алексеем Кузнецовым, с которым на протяжении всех лет их знакомства поддерживает близкие дружеские отношения.

В 1988 году Николай Громов и Алексей Кузнецов записали пластинку "Спустя десять лет".
отсюда
Tags: 60-е, Память, джаз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments