НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Архангельск.

nord_ursus в Архангельск. Часть 1

Старинный портовый Архангельск, областной центр в 350 тысяч жителей, стоящий в дельте Северной Двины вблизи Белого моря, — пожалуй, один из самых странных городов, что мне доводилось видеть. С одной стороны, он может показаться безликим, с другой — у него, безусловно, есть неповторимый колорит, который складывается из своеобразного сочетания дельты широкой реки, растянутых вдоль неё на многие километры городских районов и промзон, советских деревянных домов в центре города... Несмотря на давнюю историю (город основан в 1584 году), исторического наследия здесь сохранилось мало, и облик Архангельска в большей степени советский, причём в основном позднесоветский, и застройка города в целом довольно хаотична, однако и этим город по-своему интересен. Исторический центр здесь, по сути, совсем небольшой, и почти весь прилегает к правому берегу Северной Двины. Именно оттуда и начнём осмотр города.



Для начала стоит сказать немного об устройстве города. Здесь есть основная часть — "ядро города", а есть довольно большой конгломерат посёлков, разбросанных вдоль берегов и проток Двины на общее расстояние больше двадцати километров. Особенно крупные из них — Соломбала и Маймакса (оцените, как звучат названия!); есть среди районов Архангельска и мелкие посёлки, расположенные на островах, куда нет мостов.



Основная же часть Архангельска, полукруглая в плане, прилегает к мысу Пур-Наволок, отмеченному двинской излучиной. С одной стороны город ограничивает река, с другой — железная дорога. И планировка города вполне традиционная полурадиальная.

Карта кликабельна.



2. Это центр, площадь Профсоюзов, на месте которой раньше стоял Михаило-Архангельский монастырь, который старше самого города (известен с 15 века), дал городу название, но, к сожалению, не сохранился до наших дней, так как был снесён в 1930-е годы. Уже в наше время здесь, на площади, строят новый собор Архангела Михаила, заложенный в 2008 году. Отчасти он воспроизводит старый.



3. Так выглядит сама площадь. Справа — невзрачная высотка Северного морского пароходства (между прочим, до воссоздания собора доминантой площади была именно она), а прямо уходит параллельный Двине Троицкий проспект.



4. Застройка, как уже говорилось, довольно хаотична. Есть советские здания, есть новостройки, есть фрагментарно сохранившийся Старый Город. На фото — подворье Иоанно-Богословского Сурского монастыря, что на Пинеге, построенное в 1907 году. Ныне — военкомат. Это же здание видно на заглавном кадре.



5. Напротив — дворец спорта (1970-е) и памятник Защитникам Советского Севера, посвящённый событиям гражданской войны: в 1918-20 годах Архангельск находился под контролем англо-американо-французских интервентов, но был взят Красной армией в феврале 1920 года.



6. Другая сторона площади. Слева — здание духовной консистории (1830-е годы).



7. На углу — дом купца Беляевского (1907). Дальше вглубь города уходит улица Выучейского — один из "лучей" в полукруге городских улиц.



8. Выглядит она в основном вот так. Но в том направлении пойдём уже во второй части.



9. А пока вернёмся на площадь. Совсем едва в этот кадр не попадает вода Северной Двины.



Архангельску, на мой взгляд, недостаёт северного колорита. В сочетании с жаркой и солнечной погодой, которая меня сопровождала почти всё время пребывания в Архангельске, это порой лишало меня возможности поверить, что я нахожусь в приполярных широтах (а ведь здесь 64-я параллель). Однако в июле здесь ещё продолжались белые ночи, а ещё здесь есть Северная Двина...

10. На её берег я впервые вышел ещё до наступления стабильно жаркой погоды, и здесь меня обдавало прохладным ветром. Река действительно величественная — спокойная и широкая. Не Обь, конечно, но заметно шире Невы. Речной пейзаж украшает Северодвинский мост, служащий парадными воротами города, — он совмещённый (авто- и ЖД) и разводной (подъёмный). Построен он был в 1958-64 годах, и до этого времени Архангельск не имел сухопутной связи с остальным миром. Хоть и железная дорога сюда пришла ещё в 1898 году, станция долгое время находилась за рекой.



11. А этот кадр я сделал из окна поезда, уже когда уезжал из Архангельска. Вдалеке виден Краснофлотский мост (1990 год). Самое интересное, что предыдущий по течению мост через Северную Двину находится в... Котласе, то есть в самом начале реки.



12. Архангельск стоит не на Белом море, как многие привыкли считать, а примерно в 30 километрах от него выше по реке. Однако основное предприятие города — это морской порт, растянутый, как и сам город, вдоль реки на километры. В городском пейзаже он не так заметен, как в Мурманске, однако столь же значим исторически. В наше время архангельский порт пришёл в заметный упадок, уступив свои позиции Мурманску, который, во-первых, круглогодичный, а во-вторых, более выгодно расположен (ближе к западной границе).



Поморье — край северный и отдалённый, со своим укладом жизни, но при этом давно обжитой. Однако древней столицей этого края были удалённые вглубь материка Холмогоры, в советское время низложенные до сельского статуса. При Иване Грозном устье Северной Двины было избрано для торговли со странами Западной Европы (ведь не удалось расширить выход к Балтике), и в 1584 году был основан город Новохолмогорск, ставший в 1613 году Архангельском. XVII век был временем расцвета Архангельска, — в то время город был главными торговыми воротами страны.

13. У берега стоит морской-речной вокзал (именно так, двойное название!). Это здание, построенное в 1972 году, изображено на 500-рублёвой купюре. Ныне рейсов с него осталось мало, зато несколько раз за лето ходят теплоходы на Соловки. Отдельно есть и пригородный речной вокзал, с которого ходят катера по сёлам на островах двинской дельты.



А площадь у морского-речного вокзала — это главный транспортный узел города. Отсюда можно уехать на городском автобусе почти в любую его точку.

14. У набережной пришвартован ледокол "Диксон". Хоть и назван он в честь далёкого арктического посёлка, занимается лишь проводкой судов по Белому морю.



15. Чуть дальше морского-речного вокзала — Северный арктический федеральный университет (здание сталинской постройки) и памятник великому земляку Ломоносову, отлитый ещё в 1832 году.



16. Теперь пойдём вдоль Двины в северном направлении. Параллельно реке идёт Троицкий проспект, который, пожалуй, можно считать главной улицей города.



17. Граффити с архангельским пейзажем на трасформаторной будке:



18. Квартал между Троицким проспектом и набережной — наиболее цельный сохранившийся фрагмент Старого города. В кадре видна усдаьба Е. К. Плотниковой (ныне художественный музей), вдалеке башня позднесоветского Дворца Пионеров.



19. Главный дом усадьбы:



20. А это подворье Николо-Корельского монастыря (1904 год) с церковью Николая Чудотворца. Монастырь этот, стоявший на берегу Белого моря, ныне не существует, — хоть и постройки его частично сохранились, но находятся они на территории судостроительного завода "Севмаш" в соседнем Северодвинске.



21. Рядом — подворье Соловецкого монастыря, того же года постройки. Что интересно, Соловки хоть и в Архангельской области, но попасть туда намного проще из Карелии.



22. И снова берег Двины с золотистым северным закатом. Вниз по реке идёт буксирное судно, а вдалеке, вроде, в город возвращается пассажирский катер из какого-то села в дельте реки.



23. Здесь, у речной пристани, — приятная прогулочная зона, которая солнечным субботним вечером была многолюдна.



24. Умиротворяющая атмосфера располагала к неспешной прогулке. Тучи куда-то ушли, и последующие четыре дня было постоянно солнечно.



25. Снова облачность здесь появилась лишь вечером последнего дня, когда Двина выглядела вот так:



26. На одном из пирсов летом ещё стояла деревянная шхуна "Запад", имеющая печальную историю. Судно, построенное в 1949 году, стояло здесь с 1983 года в качестве памятника и при этом постепенно разрушалось (особенно сильно она была повреждена при шторме в 1998 году). В результате в 2016 году обветшавшую шхуну было решено демонтировать и построить копию. Летом я её ещё застал на этом месте, но теперь снимок уже стал историческим.



27. А это ретро-судно — действующий колёсный пароход "Н. В. Гоголь", который считается старейшим действующим судном в России. Построен он в 1911 году, но по факту претерпел в течение своей жизни множество переделок. В последние годы использовался как круизный.



28. Какая-то мини-выставка ретро-автомобилей (ещё несколько не попали в кадр):



29. Красивое сталинское здание рядом с набережной:



30. А это параллельный набережной Троицкий проспект (я был там в другой день, поэтому свет другой). Небольшой квартал сталинок, которыми Архангельск беден (эта эпоха представлена в городе в основном деревянными домами).



31. На углу — дом усадьбы В. П. Карпова (1830-е годы), а за ним — Управление ФСБ по Архангельской области.



32. Слева — Петровский парк, а впереди виден почтамт в стиле конструктивизма (1930-е). Когда делались эти снимки, была жара под 30 градусов, палящее солнце, по всему городу пух от тополей. Как уже говорилось, было трудно поверить, что я нахожусь недалеко от полярного круга.



33. В Петровском парке — драмтеатр имени Ломоносова. Тоже конструктивистское довоенное здание, но откровенно неудачно реконструированное.



34. А это площадь Ленина — главная площадь города:



35. Ещё одна странность Архангельска — почти целиком позднесоветский облик центральной площади в областном центре. Брежневские многоэтажки, несколько правительственных зданий и самый последний в СССР памятник Ильичу (1988 год).



Кстати, коль скоро зашла речь о советском, нельзя не упомянуть, что в советскую эпоху Архангельск, будучи крупным городом, удивительным образом сохранил своё "религиозное" название. Второй подобный пример — Благовещенск (но там хотя бы область называется Амурская).

36. На этой же площади стоит узнаваемая высотка, которую видно из многих точек города, — здание проектных организаций, построенное в 1983 году. Это самое высокое здание Архангельской области (82 метра). Сейчас там офисы. Эх, представляю, какой вид на город с верхнего этажа!



37. А вот так выглядит эта высотка в перспективе соседнего пешеходного проспекта (!) Чумбарова-Лучинского, который я отдельно покажу в следующей части.



38. От площади Ленина вглубь города уходит улица Воскресенская, ведущая прямо к вокзалу.



В общем, если приглядеться, позднесоветская архитектура в Архангельске довольно интересна (правда, я мало внимания ей уделил). При кажущейся безликости, — много ли вы знаете городов с такими высотками на главной площади?

39. Напротив — две сталинки: универмаг и, собственно, правительство области, — отсюда управляется территория размером с полторы Германии.



География Архангельской области представляет отдельный интерес. Так как Архангельск — город приморский, он стоит на северном краю области. В то же время её южные районы ближе к соседним центрам — Вологде и Кирову, и зачастую больше тяготеют имено к ним. А кроме того, именно в Архангельской области находится самая северная точка России — остров Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) на 81 параллели, но расстояние от Архангельска до него лишь немногим меньше, чем до самой южной точки страны.

40. У правительства — немного странный "Обелиск Севера" (1930), на котором почему-то изобразили помора с оленем, хотя никогда они оленеводством не занимались. Впрочем, можно считать эту деталь напоминанием о том, что в состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ с центром в Нарьян-Маре (по факту, впрочем, отдельный субъект РФ, с Архангельском связанный довольно слабо).



41. Со стороны набережной — ещё одна красивая сталинка, Управление МВД по Архангельской области. На переднем плане — "нулевая верста".



42. Дальше по Троицкому проспекту пройдём в другой раз, а пока вернёмся к Северной Двине, где я гулял вечером, любуясь закатом.



43. Обратите внимание, какой здесь яркий золотистый солнечный свет. Такой бывает только на Севере. От этого, кстати, и солнце днём палит заметно жарче.



44. На реку смотрит Пётр I. Этот памятник, кстати, тоже можно видеть на 500 рублях. За ним — Присутственные места конца 18 века, ныне школа.



Пётр I посещал Архангельск трижды — в 1693, 1694 и 1702 годах. Но надо сказать, что его роль в истории Архангельска весьма неоднозначна. С одной стороны, он посодействовал развитию города (основание Соломбальской судоверфи в 1693 году и Новодвинской крепости в 1701 году), а с другой — по Архангельску сильно ударило основание Петербурга, который быстро стал важнейшим морским портом России и забрал у Архангельска роль главных торговых ворот страны.

45. Здание слева — бывшее управление Архангельского порта (начало 20 века):



46. И снова Двина. Где-то там, совсем близко, — Белое море... Но нет, не видно его отсюда. В этой поездке я увидел его лишь в Карелии.



47. Единственный раз за четыре дня в Архангельске прошёл дождь. И заблестела на небе радуга...



48. Ну а это мыс Пур-Наволок, на котором и был основан город. На ступеньках у Гостиного Двора звучала живая музыка.



А Гостиный Двор — это историческое сердце Архангельска и самое старое его здание. Строился он в 1668-84 годах и изначально состоял из трёх частей — Русского и Немецкого дворов и Каменного города — небольшой крепости между ними. В 18 веке, по вышеназванным причинам, Гостиный двор потерял своё значение, запустел и постепенно был большей частью разобран на камень.

49.



50. В итоге сохранился лишь Русский двор, который в 1788 году был переделан под таможню и получил нынешний облик. Не так давно комплекс зданий был отреставрирован, и внутри теперь музей.



51. Под набережной — песчаный пляж. При взгляде на яркое северное небо мне здесь вспоминалась июньская ночь в Териберке.



52. Название реки имеет финно-угорское происхождение (на коми языке Выньва, на финском — Vienanjoki, отсюда же и Белое море — Vienanmeri), и русский его вариант появился, скорее всего, по созвучию с Западной Двиной, с берегов которой могла быть часть переселенцев.



53. Типовая стела Города Воинской Славы:



54. Памятник архангелогородцам, погибшим на Великой Отечественной войне:



55. Ещё один памятник на набережной — пронзительный монумент погибшим на войне соловецким юнгам — выпускникам Соловецкой школы юнг, открытой в 1942 году:



56. А небом над Двиной можно было любоваться долго. Яркие краски переливались в облаках.



57. На пляже играют в футбол:



58. Впереди начинается река Кузнечиха — рукав Двины, отделяющий от центра Соломбальские острова, фасад которых слагает судоверфь.



59. Ещё один уголок старой архитектуры. По центру — ожидающее реставрации здание бывшего пивзавода (1913).



60. А это Успенская церковь (2007 год) — достаточно вольное воссоздание утраченной церкви 18 века.



61. И завершу я первую часть улицей Логинова (бывшая Успенская).



О набережной Северной Двины на этом всё. Во второй части отправимся вглубь городских улиц.
Tags: Архангельск и область, архитектура, памятник, скульптура, транспорт, фоторепортаж, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments