НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Category:

Петербург. Музей фонарей на Одесской улице.

  babs71 Петербург. "Музей фонарей" на Одесской улице.

На Одесской улице стоит длинный двухэтажный дом, перед которым выстроилось сразу несколько разных фонарей. Место это часто называют Музеем фонарей (Одесская ул., 1-3). Появились здесь эти фонари не случайно.

Само здание было построено в 1858-1859 годах как доходный дом и бани Старчикова.






Автором дома был техник П. А. Чепыжников




А в 1870-х годах в этом здании находилась мастерская известного русского электротехника А. Н. Лодыгина, создавшего лампу накаливания.


Здесь же, 11 сентября 1873-го года загорелся первый уличный электрический фонарь в мире.

В память об этих событиях и установлены здесь старинные фонари:













А между фонарями сидит бронзовый фонарщик (скульпторы Б. М. Сергеев и О. Н. Панкратова) .







Он глядит на мемориальные доски и думает: "И зачем же ты, сволочь, мою профессию загубил".








______________________
про Александра Николаевича Лодыгина
Т. Эдисон
Лампы Лодыгина и свеча Яблочкова в порядки испытаний устанавливались на один из крейсеров. Лампу Лодыгина Эдисон и запатентовал, но использовал в качестве нити накаливания уголь от обожжённого бамбука.

Яблочков выступил в печати против американцев, заявив, что Томас Эдисон украл у русских не только их мысли и идеи, но и их изобретения. Профессор В. Н. Чиколев писал тогда, что способ Эдисона не нов и обновления его ничтожны.Фишка в том, что лампу накаливания с вольфрамовой нитью запатентовал-таки Лодыгин, но продал патент в 1906 году General Electric, фактически принадлежавшей Эдисону. В принципе Эдисон такого же пошиба деляга, как и Джобс с Гейтсом - талантливые администраторы и бизнесмены, ни хрена своего не изобретшие.)
Затратив сотни тысяч долларов, американский гений долго не мог добиться лодыгинского успеха, а потом так же долго не мог обойти его международные патенты, поддерживать которые годами русский изобретатель не мог. Ну, не умел он накапливать и приумножать свои заработки! Томас Алвович же был последователен, как каток. Последним препятствием к мировой монополии на электросвет стал лодыгинский патент на лампу с вольфрамовой нитью накаливания. Помог Эдисону в этом… сам Лодыгин.

Истосковавшийся по Родине и не имея средств на возвращение, русский инженер в 1906-м через подставных лиц Эдисона за гроши продал патент своей лампы General Electric, уже находившейся к тому времени под контролем американского «короля изобретателей». Тот сделал все, чтобы электрическое освещение стало считаться во всем мире «эдисоновским», а имя Лодыгина кануло в закоулки спецсправочников, как некий занятный артефакт. Эти усилия с тех пор аккуратно поддерживаются американским правительством и всем «цивилизованным человечеством».

Справедливости ради надо сказать, что Эдисон придумал современную форму лампы, винтовой цоколь с патроном, вилку, розетку, предохранители. И вообще многое сделал для массового применения электроосвещения. Но птица-идея и первые «птенцы» родились в голове и петербургской лаборатории Александра Лодыгина.

Парадокс: электролампа стала побочным результатом воплощения его главной юношеской мечты — о создании электролета, «летательной машины тяжелее воздуха на электрической тяге, способной поднимать до 2 тыс. пудов груза», и в частности бомб для военных целей. «Летак», как он его называл, был снабжен двумя воздушными винтами, один из которых тянул аппарат в горизонтальной плоскости, другой поднимал вверх. Прообраз вертолета, придуманный за полвека до изобретения другого русского гения Игоря Сикорского, задолго до первых полетов братьев Райт.

...В России Александра Николаевича Лодыгина ждало умеренное признание его заслуг, лекции в Электротехническом институте, пост в Стройуправлении Санкт-Петербургской железной дороги, командировки по планам электрификации отдельных губерний. Сразу после начала Мировой войны он подал в военное министерство заявку на «цикложир» — электрический летательный аппарат вертикального взлета, но получил отказ.

Уже в апреле 1917-го Лодыгин предложил Временному правительству достроить свой уже практически готовый тот самый электролет и был готов сам полететь на нем на фронт. Но от него вновь отмахнулись, как от назойливой мухи. Тяжело заболевшая жена уехала с дочерьми к родителям в США. И тогда пожилой изобретатель топором порубил корпус своего «летака», сжег чертежи и с тяжелым сердцем 16 августа 1917 уехал вслед за семьей в США.

Приглашение от Глеба Кржижановского вернуться на родину для участия в разработке ГОЭЛРО Александр Николаевич отклонил по простой причине: он уже не вставал с постели. В марте 1923 года, когда электрификация в СССР шла полным ходом, Александра Лодыгина избрали почетным членом Общества русских электротехников. Но он об этом не узнал — приветственное письмо пришло в Нью-Йорк лишь к концу марта, а 16 марта адресат скончался в своей бруклинской квартире. Как и все вокруг, она была ярко освещена «лампочками Эдисона».

полностью

Tags: 1917, Петербург, СССР, США, авиация, история, музей, начало ХХ века, русская цивилизация, скульптура, фоторепортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments