?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Репин и Шаляпин

В 1914 году Шаляпин дважды (в феврале и в марте) гостил в «Пенатах». Репин писал его портрет.

Друг и сосед Репина по Куоккале Корней Чуковский узнал о приезде Шаляпина от самого художника и в тот же день записал: «Он (Шаляпин. — Е. Л.) на лиловой бумаге написал… из Рауха письмо. „Приехал бы в понедельник или вторник — может быть пораскинете по полотну красочками“».

Илья Репин и Федор Шаляпин в парке Пенатов, 1914 год

Илья Репин и Федор Шаляпин в парке Пенатов, 1914 год


Текст известного телеграфного ответа Репина сохранился в архиве Чуковского: «Пасхально ликуем готовы дом мастерская краски художник понедельник вторник среду. Не сон ли. Репин» [160].«…Вчера в 12 ч. дня, — продолжает запись Чуковский, — приехал Шаляпин, с собачкой и с китайцем Васильем. Илья Ефимович взял огромный холст — и пишет его в лежачем виде. Смотрит на него Репин, как кошка на сало: умиленно, влюбленно. А он на Репина — как на добренького старикашку, целует его в лоб, гладит по головке, говорит ему баиньки…Показывал рисунок своего сына с надписью Б. Ш., т. е. Борис Шаляпин. И смотрел восторженно, как на сцене. Илья Ефимович надел пенсне: браво! браво!..…воскресенье. Утром зашел к Илье Ефимовичу — попросить, чтобы Вася отвез меня на станцию. Он повел показывать портрет Шаляпина. Очень мажорная, страстная колоссальная вещь. Я так и крикнул: А!

— Когда Вы успели за три дня это сделать?

— А я всего его написал по памяти: потом с натуры только проверил».

И. Е. Репин в Пенатах пишет портрет Федора Шаляпина, 1914

В 1917 году Корней Иванович ненадолго приехал в Куоккалу, навестил Репина, и тот показал ему свои новые картины: «… он вытащил несуразную голую женщину, с освещенным животом и закрытым сверху туловищем. У нее странная рука — и у руки Собачка. Ах, да ведь это шаляпинская собачка! — воскликнул я. — Да, да… это был портрет Шаляпина… Не удавался… Я вертел и так и сяк… И вот сделал женщину. Надо проверить по натуре. Пуп велик.

— Ай, ай! Илья Ефимович! Вы замазали дивный автопортрет, который сбоку делали на этом же холсте!! — Да, да, долой его — и как вы его увидали !Шаляпин, переделанный в женщину, огромный холст — поверхность которого испещрена прежними густыми мазками. Про женщину я не сказал ничего…». Надо заметить,  судьба этого удачно начатого портрета характерна для многих поздних работ Репина.

* * *

Кушетка, стоявшая в мастерской Репина в «Пенатах», на которой сидел Шаляпин, позируя Репину для портрета, была названа «кушеткой Шаляпина».

Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин и В.И.Репина в мастерской художника в Пенатах, 1914

* * *

В «Чукоккале» сохранился портрет Репина, выполненный... Шаляпиным. Этот рисунок изображает Репина, который из Финляндии с тоской глядит на Петроград. Впоследствии Шаляпин почему-то приписал на этом рисунке: «Депутат (бывший) Ф.Ш. 1919».

Ф. Шаляпин. Репин, с тоской глядящий из Куоккалы на Петроград. Рисунок из "Чукоккалы"
Ф. Шаляпин. Репин, с тоской глядящий из Финляндии на Петроград. Рисунок из "Чукоккалы"

* * *

Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка».

Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно, и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Совершенно подавленный я ушел из галереи. Какая силища, какая мощь! Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства, им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Вскоре я лично познакомился с этим огромным художником и с радостью убедился, что Репин и не мог написать никакого владыку-тирана – иначе, как с человеческой душой, потому что сам он, этот дорогой нам всем маэстро, человек огромной души и сердца, полного любви к людям. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, № 29, с. 574).

ИСТОЧНИК: К. Чуковский "Репин" www.shalyapin-museum.org





Единственный русский фильм с участием Фёдора Ивановича Шаляпина (1873—1938). Первые роли в кино Фёдора Шаляпина и Михаила Жарова.

Царь Иван Васильевич Грозный
Другое название: Дочь Пскова / Псковитянка

Режиссер: Александр Иванов-Гай
Оператор: Альфонс Винклер
Художник: Владимир Егоров
Производство: Т-ВО «ШАРЕЗ» (Шаляпин-Резников), 1915 год.
В ролях: Фёдор Шаляпин, Волк-Крачковская, Николай Салтыков, Глафира Чернова, Е. Корсак, Борис Сушкевич, Ричард Болеславский, Михаил Жаров, Владимир Болтин, Владимир Карин

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner