НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Святые места Белоруссии

matveychev_oleg: Батюшка и камни
Как в умирающей деревне живет и служит священник в инвалидном кресле

Деревня Горка в Дятловском районе и правда будто расположена среди гор — вокруг холмистая местность. До недавнего времени в маленьком местечке были и школа, и клуб, и библиотека, а еще несколько магазинов и контора местного СПК. Даже хотели построить агрогородок из 35 новеньких домиков. Но возвести успели только три. А потом закрылись учебное заведение и клуб, библиотеку вывезли. Контора переехала за 16 километров отсюда. Остался один магазин да церковь на окраине деревни. Большая, каменная и красивая. В ней уже 16 лет служит Николай Уляхин. Несколько лет назад мужчина остался без ноги и с этого момента служит в храме в инвалидном кресле.

IMG_0062

Сейчас стало немного полегче — благодаря неравнодушным людям у батюшки появился немецкий протез, который здорово облегчил жизнь священнику. Но начала подводить вторая нога — сахарный диабет, которым болеет уже много лет батюшка, дал осложнения. Чтобы вылечить ее, нужны большие деньги, которых нет.
Мы сидим в одной из комнат светлого, но холодного дома, согреваемся чаем с медом. За окном — первый снег, в ногах — большой и пушистый кот.

Дом батюшки кое-как переделан под его специфические потребности — расширены входные двери, убраны порожки и ковры, чтобы колеса ненароком не зацепились. Обстановка аскетичная, здесь же — рясы, многочисленные молитвенники и псалтыри, на стенах — фотографии родных и лики святых.


IMG_0062

Батюшка сейчас живет один. Так получилось. Жена — в Барановичах, а в деревню приезжает только по субботам. Взрослые дети разъехались. И батюшка коротает время за чтением. Недавно освоил компьютер, чтобы общаться с коллегами и друзьями. В самой деревне приход совсем маленький — по праздникам и 20 человек не набирается, по воскресеньям — и того меньше.

— Если пять человек придет, то и хорошо. Бывает, и никого нет. Приковыляю к храму, а никто не пришел.

— Обидно?

— Конечно, обидно. Сразу начинаешь думать, может, слово кому сказал плохое, может, кого ненароком обидел или вообще что-то не так сделал. Копаешься, копаешься в себе и ковыляешь обратно домой.

Дойти до церкви — то еще испытание. Батюшке помогли собрать деньги на немецкий протез. Ездил священник в Германию на реабилитацию — лечение, проживание и питание частично спонсировал местный православный приход и фонды. Правда, протез купили использованный, но и такому батюшка рад. Наловчился ходить — ковылять. Сейчас на улицу выйти боится — может поскользнуться.

IMG_0062

— Уже 38 раз падал и здоровую ногу даже один раз сломал. Тяжелое это дело — ходить.

Батюшке, конечно, помогают соседи и прихожане.

— Родные зовут к себе, социальные службы даже приходили. Говорят: батюшка, ну как вы так живете — ни паласа на полу, дом холодный. Давайте мы вас в дом престарелых устроим, а на выходные будем отпускать. Я тогда сказал: нет! Как это вообще? Как я все это брошу. В деревне хоть приход и маленький, все знают, что я здесь, на месте, ко мне можно прийти поговорить, я выслушаю. Уйду я, так в деревне вообще ничего не останется.

Бросать службу в своей церкви батюшка не может и категорически не хочет. Резонно замечает:

— Что же я делать буду тогда? Да и планов много — только бы ногу вылечить, — и показывает черно-белою копию фотографии домика в соседней деревне, где хочет сделать небольшую церквушку, но пока нет ни денег, ни сил. Себя бы поднять, но и здесь сил не хватает.

— Тяжело, — вздыхает батюшка. Но уже через секунду улыбается и говорит, что испытания посылаются не просто так, а свет не без добрых людей.

IMG_0062

— Знаете, поможет быстрее бедный. Да и чудеса случаются, чего уж там: вот и церковь подновили, окна вставили, чтобы не было так холодно.

Большая церковь в Горке была построена в 1900 году. Батюшка говорит, что тогда приход был богатый, а из бюджета Российской империи выделили на ее возведение 17 тысяч рублей золотом. В советское время здесь устроили зернохранилище, храм отдали верующим только в начале 1990-х годов. Батюшка Николай служит здесь с 2000 года. За это время территорию вокруг храма расчистили, посадили новые деревья, отремонтировали само строение и вставили новые окна: минская фирма сделала хорошую скидку, а деньги пожертвовали минчане.

В церкви холодно, на полу — ковры, на стенах — иконы с рушниками.

— Раньше здесь было много старинных образов, а сейчас осталось совсем немного — растащили во время Советского Союза. Но потихоньку иконы возвращаются к нам. Несколько мы отреставрировали, но на все нужны деньги. Приход же совсем маленький.

Здесь все как-то очень просто. Никаких цен на свечки или маленькие иконки, лежащие на столе. Батюшка протягивает несколько изображений святых — «вот возьмите ангела-хранителя в дорогу» и свечку, вкусно пахнущую какими-то маслами или благовониями, что ему привезли из Иерусалима.

IMG_0062

В церкви батюшка управляется на электрической коляске, которую ему подарили неравнодушные люди. Транспорт все время норовит зацепиться за палас.

— Священником я стал в 35 лет, когда у нас с женой уже было двое детей. Сам я из Псковской области, отец мой тоже был священником, а я ему с детства помогал. Помню, и камнями нас закидывали, и венчания тайные ночные, и крещения подпольные — все было при советской власти. Сам священнослужителем быть не хотел. Стал строителем. Мотался по Союзу, был хорошим специалистом, однако поступить в профильный вуз так и не смог — не брали сына священника никуда. А потом пришел к вере. И вот оказался здесь, — кратко рассказывает о своей жизни.

IMG_0062

— Не хочу отсюда никуда уезжать, хочу здесь что-то сделать хорошее и правильное.

Местечко, увы, не приспособлено для передвижения на коляске, на протезе далеко не уйдешь, в автобус инвалидное кресло не загрузишь.

IMG_0062

— Была бы машина — было бы легче, но попал в аварию — с трактором столкнулся. Сделали меня виноватым, на три года лишили прав — вот и кукую тут. Хотя просил, говорил, что машина нужна мне: в моем приходе — еще 10 деревень, бабушки там не всегда могут в церковь приехать. Но, увы, сразу не опротестовал: думал - разберутся. В мою легковушку трактор врезался, но вдруг все оказалось не так. А раньше, когда было две ноги, то на скутере ездил.

Пенсия священника — 200 рублей.

— 53 года стажа. Я писал-писал письма, а мне везде ответы — вам насчитали правильно. Ну что ж сделать — значит, правильно.
С этих денег батюшка умудряется еще и обездоленным помогать — отсылает на различные благотворительные счета для больных деток.

— Я ж вот такой. За других могу и попросить, и устроить. Приходят прихожанки за помощью — иду к сельскому руководству, говорю «помоги», а для себя не могу.

О своих проблемах батюшка говорит, стесняясь, и как-то вскользь, неохотно. Хотя невооруженным глазом видно, что помощь ему нужна: привести дом в порядок, помочь в храме, да просто поговорить. Гости у него появляются нечасто, хотя, признается, иногда бывают туристы-паломники из разных городов Беларуси, России, Польши, Германии. С некоторыми батюшка подружился и сейчас активно переписывается в социальных сетях. Говорит, что отсутствие общения в реальной жизни — бич вот таких деревенек, как эта.

IMG_0062

— Деревня потихоньку умирает. Раньше здесь был и клуб, и школа, и контора СПК, и библиотека. Все закрыли. До цивилизации — 16 километров, а автобус ходит раз в неделю. Остался только магазин в центре деревни да церковь на окраине. Жило почти 500 человек, сейчас осталось 99.

Тем не менее у Горки есть все шансы стать популярным туристическим местом. Именно здесь находятся так называемые поклонные камни, а еще источник со святой водой. Правда, он сейчас пересох.

— Ушла вода. Раньше здесь все было просто. А потом местные власти решили облагородить — залили все бетоном. Сделали, конечно, красиво, но вода ушла, — рассказывает батюшка, пока мы медленно идем по лесу. — Я же здесь купель хотел построить. Чтобы паломники могли искупаться, а сейчас и купели не надо.

Немного помолчав, добавляет:

— Я знаю, почему нет воды. Потому что мы все стали ссориться, не разговаривать друг с другом, не слышать один одного, не выходить на улицу и не видеть вокруг всю эту красоту. Мы стали все какие-то одинокие. Не нужен просто никому стал источник. Вот она и ушла.

grodno_gorka_pop_26_

Много есть легенд, связанных именно с этим источником. Говорят, что вода здесь целебная и избавляет от разных недугов. Еще в 60-е годы вокруг родника местные жители соорудили беседку. Батюшка рассказывает, что когда-то к нему приезжал родственник из Полоцка. У мужчины очень сильно болела спина. Облился водой несколько раз, выпил воды и боли в спине стали намного меньше. И таких историй, утверждает священник, очень много.

— Надо верить.

К сожалению, сейчас, когда воды здесь нет, поток паломников, как и ручеек, иссяк. Местные жители надеются, что целебная водичка все-таки появится, и верят в чудо. Батюшка Николай, конечно, тоже верит, но как строитель говорит, что надо убирать бетон и снова бурить отверстие в земле.

Немного постояв в беседке около пересохшего родника, направляемся к тем самым поклонным камням. Они лежат на высоком холме за местным кладбищем. Под наваленными друг на друга камнями — узкий лаз. Говорят, что надо на коленях пролезть через него три раза — помогает от радикулита. Желания загадывать тоже можно. Местные сюда приходили молиться, когда церковь закрыли. Есть и другие легенды — камни упадут, если под ними пролезет грешник, но пока стоят: значит не все так плохо.

grodno_gorka_pop_29_

Валуны украшены ленточками и цветами, а к ним ведет утоптанная тропинка. Рядом — капличка, где можно помолиться.

Батюшка терпеливо ждет нас внизу — на горку ему не подняться. Рассказывает, что люди приезжают сюда со всего света.

— Вот бы здесь сделать популярное туристическое место — пустых домов здесь много. Дятлово недалеко. А я все хочу со знакомым из Ганновера выкупить здание старой школы и сделать там что-то типа центра, где можно останавливаться, и воскресную школу, — мечтает батюшка, — но это все планы, и пока ничего не получается.

grodno_gorka_pop_26_

…Батюшка не хочет нас отпускать, поит чаем и рассказывает о том, как служил в 80-х годах, как восстанавливали храмы и монастыри, как его свозили в Иерусалим на Пасху, как 14 лет молился с женой о третьем ребенке - и наконец родился мальчик. И о том, что жалко деревню, а в приходе остался лишь один пенсионер — все остальные умерли. Что хотелось бы сил побольше и здоровья, и ногу вылечить, и открыть наконец этот центр, и чтобы родник снова забил.
И на прощание по-отечески крепко обнимает.


________________
ещё про камни




Tags: Белоруссия, РПЦ, интервью, интерьеры, фоторепортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments