НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Каждый метр старинных мостовых должен быть взят под государственную охрану как памятник истории

visualhistory Путеводитель по брусчатке в России

Я,  кстати, тоже собираю фотографии уцелевшей брусчатки в России. Считаю, что каждый метр старинных мостовых должен был взят под государственную охрану как памятник истории. А где-то может быть ещё не поздно откопать старую брусчатку из-под слоя асфальта.

kirill_moiseev рассказывает:
1) 6 месяцев назад я писал пост под названием "В поисках брусчатки в России", где выложил несколько фотографий увиденных сохранившихся дореволюционных каменных мостовых в нашей стране. Тогда я обращался непосредственно к аудитории покидать подобные артефакты, которые имеются в России. Я очень признателен Константину nord_ursus, который на протяжении всего этого времени с момента написания поста присылал свои снимки по данной теме. Отдельное спасибо alex_brab за снимки из Дербента, Калязина и украинских городов Черновцы и Каменец-Подольский.
Летом 2016 года я совершил большое путешествие по Калининградской области, где сохранилась во многих местах брусчатка и каменная мостовая,как на заглавной фотографии.
13495116_10207810210872095_7108995855835874110_n.jpg


kirill_moiseev Очарование брусчатки Калининградской области
1) К совместному с Константином nord_ursus предыдущему репортажу о местах, где сохранилась брусчатка и булыжное мостовое покрытие в России и (+ примеры в Беларуси и Украине) интересно будет продолжить исследование на эту тему на примере сохранившейся брусчатке в Калининградской области. К сожалению, я не обладаю теорией относительно ушедшего способа укладки дорог и тротуаров в нашей стране, но совместно с другими пользователями можно сделать неплохую картинку мест с сохранившейся до настоящего времени дореволюционной мостовой.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
IMG_8396.JPG

2) В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
IMG_8430.JPG

3) Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц: "каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило".
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
IMG_8435.JPG

4) Со временем булыжные мостовые в тогдашней столице Российской империи начали заменять брусчаткой.
В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени (деревянные мостовые можно встретить в Солигаличе, Чухломе, Парфеньево Костромской области в репортаже Константина.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
IMG_8459.JPG

5) В отличие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка, брусчатка обычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядоченными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность.Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
IMG_8434.JPG

6) На фото - Железнодорожный (нем. Gerdauen).
IMG_8450.JPG

7) По данной теме блогер schelkunov скинул интересную статью о сохранившемся способе укладки автодорог шестигранными плитками под названием "трилинки". Данные артефакты можно найти в Бресте, на автодороге Кобрин-Пинск, появившиеся в межвоенный польский период на территории современной западной Беларуси. Вот ещё материал на данную тему
На фото - Железнодорожный (нем. Gerdauen).
IMG_8449.JPG

8) Вот ещё дополнение calendulae о рижской брусчатке: "по поводу брусчатки в Риге довольно простое объяснение. Каменное строительство домов началось в 13 веке. Немного позже вступил полный запрет на деревянное строительство. Соответственно улицы, тоже можно было мостить только камнем. Как материал, использовали добываемый недалеко доломит. К 1413 году замостили всю ратушную площадь.
При шведах, в 17 веке начали переходить на гранитные булыжники с полей, как более долговечные. Был приказ, как плату за въезд с крестьян брать булыжниками.
С 1851 года приказ обязательного покрытия улиц булыжником, и ввели специальный налог.
С 1873 года начали завозить из Швеции колотую "рижскую" брусчатку.
После войны стали массово центральные улицы менять на асфальт, но в 1960-е годы приняли постановление в исторической части города (особенно в Старом городе) о сохранении брусчатки".
На фото - Железнодорожный (нем. Gerdauen).
IMG_8451.JPG

9) Брусчатка в Черняховске (нем. Insterburg). Многоэтажки на месте погибшей немецкой застройки в результате ожесточённых боёв в ходе Восточно-Прусской операции в январе-апреле 1945 года.
IMG_8437.JPG

10) Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов.
На фото - частный сектор в окрестностях Черняховска (нем. Insterburg).
IMG_8433.JPG

11) Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства.Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия.
На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
IMG_8431.JPG

12) Классический брусчатый камень обычно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и большую стойкость к износу, например гранита или базальта. Варианты, использующиеся для менее нагруженных дорог или пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, например известняка или сланца, или отливаться из бетона.
На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
IMG_8432.JPG

13) В России и Беларуси массовое исчезновение булыжных мостовых и брусчатки приходится на 60-е гг. ْXX века. Интересный факт остаётся, что в Финляндии, Эстонии, Латвии,Литве, Украине брусчатка очень во многих местах сохранилась. Дело может быть просто в руководстве отдельных республик, по-разному видевшие эстетическую ценность и целесообразность укладки дорог именно этим способом.
На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
IMG_8436.JPG

14) Больница в Черняховске (нем. Insterburg). Приглядитель. Ближе к краям один способ укладки, в центре - другой и ещё отрывок, словно игравший роль пешеходного перехода.
IMG_8448.JPG

15) На этом дворе Черняховска (нем. Insterburg) познакомился с человеком, который сумел своей активной гражданской позицией спасти брусчатку города от уничтожения (или быть возможно разобранной или закатанной в асфальт).
IMG_8446.JPG

16) На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
IMG_8455.JPG

17) В лесу по дороге к замку Бальга.
IMG_8447.JPG

18) На фото - Советск (нем. Tilsit).
IMG_8444.JPG

19) На фото - Советск (нем. Tilsit).
IMG_8443.JPG

20) Сохранился и немецкий тротуар для пешеходов возле школы, где учился Вернер фон Браун.
На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
IMG_8440.JPG

21) Во внутреннем дворе булыжная мостовая
На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
IMG_8454.JPG

22) Призраки Германии в простых дворах.
На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
IMG_8453.JPG

23) Фрагмент немецкого тротуара.
На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
IMG_8441.JPG

24) Вдоль железнодорожных путей вокзала Гусева.
IMG_8442.JPG

25) Эта фотография Калининграда (нем. Königsberg) очень символично отражает 2 лика города - немецкого и российского.
IMG_8458.JPG

26) Вот ещё тип укладки брусчатки, видимо, другая порода, от этого различия в формах кладки.
На фото - Калининград (нем. Königsberg)
IMG_8439.JPG

27) Спальный район на месте почти самого центра Кёнигсберга.
IMG_8457.JPG

28) Внутренний двор больницы.
На фото - Калининград (нем. Königsberg)
IMG_8456.JPG

29) Если у кого из читателей есть снимки брусчатки и мостовой - кидайте фотографии в комментариях.
IMG_8445.JPG

* * *

Давайте посмотрим находки Константина - он много уже поездил по нашей стране, на его счету большое число найденных и показанных "потайных краёв". Найденная булыжная мостовая в подборке разной степени сохранности, но думаю каждый обратит внимание на неё, если пойдёшь гулять по какой-нибудь просёлочной дороге или проедешь на машине.
Так, погнали.
Все пояснения к фотографиям от Константина.
Котлас (Архангельская обл.), наверное, нач. 20 в. (тогда как раз город развивался в связи с постройкой ЖД)
ZWr06cTckUE.jpg

3) Беломорск (Карелия). Видимо, конец 19 века, когда там были построены лесозаводы
ZSnS-oSEc5Y.jpg

4) Там же.
ujXW8SAHL30.jpg

5) Парфеньево (Костромская обл.), рядом два храма, один 1790 г., другой нач. 19 в. Наверное, и брусчатка того же времени.
sqaTRk4LIEg.jpg

6) Шарья (Костромская обл.), скорее всего, 1900-е гг., то есть времён постройки Петербургско-Вятской ЖД.
3pi72ENjSGM.jpg

7) Котельнич (Кировская обл.). Не определил, но, вероятно, рубеж 19-20 вв.
OuZdnoJo2e0.jpg

8) Там же.
c44G1GniImU.jpg

9) Идрица, Псковская область (рядом с Себежем).
qZTJZP4Uk3k.jpg

10) Булыжная мостовая в городе Белёве Тульской области)) Наверное, рубежа 19-20 вв., поскольку застройка там примерно того же времени. (в Белёве был в феврале этого года, когда всё ещё было завалено снегом, можете тоже почитать, красивый город, хоть и со всеми признаками экономической депрессии)
YQB_VF4RSNM.jpg

11) ЖД станция Инкиля (Выборгский район, ЖД линия Выборг-Хийтола) с мощёной булыжником платформой 1894 года.
T3cGT2FCXNM.jpg

12) Тверская область. Посёлок Земцы Нелидовского района, площадь у ЖД станции. Брусчатка, видимо, где-то 1901 года, поскольку станция построена именно тогда.
0_1c5886_25f0c2bc_orig.jpg

13) Дербент, Дагестан. Фото alex_brab
0_9785c_fc679dd1_XXL.jpg

14) Каменец-Подольский, Украина (автор предыдущего снимка)
0_140ce_9c2bdf6e_orig.jpg

15) Черновцы, Украина. Постоянно слезающий асфальт, обнажая тем самым брусчатку, вы не только на постсоветском пространстве увидите, это и в Каире и в Нью-Йорке есть.
0_1a1f6_e63113af_orig.jpg
_______________
а московская городская администрация во время так называемых благоустроительных работ безжалостно выкинула весь культурный слой. И покрывал весь этот вандализм - Департамент культурного наследия Мсоквы и лично так называемый главный археолог города Л. Кондрашов.
Tags: Кёнингсберг/Калининград и область, Москомнаследие, Правительство Москвы, археология, вандализм, геноцид, охрана памятников, преступление, русская цивилизация, фоторепортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments