НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Cлышу голос из прекрасного далека.....

koloma9: Cлышу голос из прекрасного далека.....
В одном советская власть была не права. Уничтожила она углы и трущобы. И музея этим трудностям человеческой жизни не сделала.

О том как плохо жили в Петербурге до революции помнят многие но не все. Не спешите комментировать))). Последнее предложение написано намеренно. Жили конечно по-разному. И в особняках личных, и в квартирах в 12 комнат и в углах по 40 человек в комнате. Но вот тот факт что крайности этой жизни при развитом социализме были уничтожены это факт.

Перестали жить люди на чердаках и подвалах. Не сдавались углы в комнатах. Вместо этого появилась другая крайность, породившая странную легенду. Живущую до сих пор и вызывающую искреннюю жалость за людей, что в умишке ее хранят.
                                                               Трехкомнатная квартира 40 метров площадью. Где-то в Петербурге наших дней. Хотите ванну идите в баню - общую.

Написав свой первый пост про планировку квартир, я честно ожидал розовых соплей о том, что все было не так. На мое удивление,  все было тихо и мирно достаточно,  пока один молодой человек уже неделю спустя не возопил следующее.   В 1913-м в доходном доме квартиру сдавали семье из 2-х человек с прислугой, на проходные/непроходные съемщику было наплевать: кроме него там никто не жил, а прислуга не должна была его беспокоить. Соответственно это - советская перепланировка с целью создать жилье-коммуналку минимум на 3 семьи.

Посему могу ответить следующее:

1. Екатерина Даниловна Юхнёва  Петербургский доходные дома.  Купите и почитайте. Можно и в сети найти. Но по отношению к автору не честно.  Прочитаете, увлечетесь и может будете тем человеком кто найдет сохранившуюся выгребную яму))).

2. Пызин и Засосин.  Ищется по автору. Два дедушки писали книгу в 90 но в предисловии написали, что несмотря на время и тенденции врать не будут. Хоть пишут и о детстве но было и плохое и хорошее.

3. Словарь Брокгауза и Ефрона статьи про нормы жилой площади их много приводит и Юхнева. Про гигиену и все что касается города.

4. Гоголь Шинель. Достоевский  Преступление и наказание.  и другие.   Некрасов биография.  Тарас Шевченко Биография.

Все эти люди пишут о Петербурге ДОХОДНЫХ ДОМОВ. Доходный дом не означает одних только барских квартир. Но означает то, что все заселено по максиуму. В худшем случае и сырой подвал (кто видел такие тот поймет) и дырявый чердак (биографию Некрасова читаем).

5. Уникально!!!!. Музей Ленина на Казачьем Переулке. Вождь при первом заезде в столицу жил ОООчень скромно но блогодаря ему это сохранилось и существует до наших дней!!.     Хуже по впечатлению,но по-разному богатые,  квартира Алилуевых на Советских и музей квартира Ленина на улице Ленина на Петроградской стороне.  Живые музеи доходных квартир разного уровня. Все три сохранились благодаря Ленину).

Ну и меня просили о поэтажных планах.
                                                                       План первого этажа доходного дома Архитектора Бубыря на Стремянной улице. Журнал Зодчий.

Шедевр северного модерна построен одним из родоночальников и активных эксплуататоров жанра Алексеем Бубырем. Человеком с трагической судьбой.




Фасад доходного дома Бубыря на Стремянной улице.
Какая судьба трагическая?.  Это та, когда в 30 с небольшим лет у тебя собственный большой дом в центре города. Дом который ты построил как знал и хотел.  Жена. Дети. Один из первых автомобилей в городе и личный гараж.   Да и огромная квартира под самыми крышами с остекленным пространством окнами на заход солнца. У тебя большая практика и ты общаешься с метрами архитектуры мирового уровня.



Одна из скульптур фасада. Своеобразный неофицальный символ северного модерна.


А в 40 тебя убьют на родине на Украине. Бандиты, анархисты или революционеры. И где ты похоронен не знает ни кто. Вот так.  А когда ты проектировал свой дом, ты заботливо отвел место для того социального класса который будет тебя потом убивать. Они ведь жили не так далеко от тебя и без ванны.  Внизу напротив твоих красивых окон.



Красным выделена похожая на квартиру выше трехкомнатная квартира без ванны. И место которое занял гараж.
Этих людей ты заботливо лишил света. Есть такой термин в строительстве инсоляция. Ведь тебе нужен был гараж для машин. А квартира все равно сдавалась. Может чуть дешевле.  Гараж ты построил через пару лет после завершения основного строительства и красивого отчета в специальном журнале.  Ведь это был твой дом. И делал ты то, что хотел. Будет ли твой урок уроком современной стране с большими заборами и маленькими дворами между башнями?))).

Пы.Сы. На розовые сопли надо отвечать розовыми соплями. По-другому - никак!)
* * *
tatamo Сто лет назад
mas_smu в Сказ о жизни тех, кто подносил господам французские булки.
Начало 20 века. "Низы уже не могли, а верхи не хотели". Не хотели они, в частности, замечать в своей прислуге живых людей. С бывшими крепостными обращались нередко, как с домашней скотиной, без жалости и всякого сочувствия. Любопытно, что сегодня ни один коренной москвич или петербуржец не вспоминает, что его предки попали в дореволюционные столицы в качестве кучеров, половых, прачек или горничных - ведь неприятно рассказывать, что твои дедушки и бабушки подпадали под "Циркуляр о кухаркиных детях" 1887 года.

«Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией

В журнале "Огонекъ" № 47 от 23 ноября 1908 года были опубликованы рассуждения г-жи Северовой (литературный псевдоним Натальи Нордман, невенчанной жены Ильи Репина) о жизни домашней прислуги в РИ начала XX века.

«Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией

"Недавно - вспоминает г-жа Северова, - ко мне пришла наниматься одна молодая девушка.

- Отчего вы без места? - спросила я строго.

- Я только что из больницы! Месяц пролежала.

- Из больницы? От каких это болезней вы там лечились?

- Да и болезней то особенной не было - только ноги распухли и спину всю переломило от лестниц, господа жили в 5-м этаже. Тоже головы кружение, так и валит, так и валит бывало. Меня дворник с места прямо в больницу и свез. Доктор сказал, сильное переутомление!

- Что же вы там камни что ли ворочали?

Она долго конфузилась, но, наконец, мне удалось узнать, как именно она проводила день на последнем месте. В 6 вставать. "Будильника то нет, так поминутно с 4-х часов просыпаешься, боишься проспать". Горячий завтрак должен поспеть к 8-ми часам, 2-м кадетам с собою в корпус. "Битки рубишь, а носом так и клюешь. Самовар поставишь, одежду и сапоги им вычистить также надо. Уйдут кадеты, барина на службу справлять, тоже самовар поставить, сапоги, одежду вычистить, за горячими булками, да за газетой сбегать на угол".

«Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией

"Уйдет барин, барыню и трех барышень справлять - сапоги, калоши, платье вычистить, за одними подолами, поверите ли, час стоишь, пылище, даже песок па зубах; в двенадцатом часу им кофе варить - по кроватям разносишь. Между делом комнаты убрать, лампы заправить, разгладить кое-что. К двум часам завтрак горячий, в лавку бежать, к обеду суп ставить. Только отзавтракают, кадеты домой, да еще с товарищами валят, есть просят, чаю, за папиросами посылают, только кадеты сыты, барин идет, свежего чаю просит, а тут и гости подойдут, за сдобными булками беги, а потом за лимоном, сразу то не говорить, иной раз 5 раз подряд слетаю, за то и грудь, бывало, ломит не продохнуть. Тут, смотришь, шестой час. Так и ахнешь, обед готовить, накрывать. Барыня ругается, зачем опоздала. За обедом сколько раз вниз пошлют в лавочку - то папиросы, то сельтерская, то пиво. После обеда посуды в кухне гора, а тут самовар ставь, а то и кофею, кто попросить, а иной раз гости в карты играть сядут, закуску готовь. К 12-ти часам ног не слышишь, ткнешься на плиту, только заснешь — звонок, одна барышня домой вернулась, только заснешь, кадет с балу, и так всю ночь, а в шесть то вставать - битки рубить".

«Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией

"Переступая за 8-10 р. порог нашего дома, они делаются нашей собственностью, их день и ночь принадлежат нам; сон, еда, количество работы - все зависит от нас". "Выслушав этот рассказ - пишет г-жа Северова - я поняла, что эта молодая девушка слишком ревностно относилась к своим обязанностями, которые длились 20 часов в сутки, или же она была слишком мягкого характера и не умела грубить и огрызаться. Выросшая в деревне, в одной избе с телятами и курами, является молодая девушка в Петербург и нанимается одной прислугой к господам. Темная кухня, в соседстве с водосточными трубами - арена её жизни. Тут она и спит, причесывает волосы у того же стола, где готовит, на нём же чистит юбки, сапоги, заправляет лампы".

«Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией

"Домашняя прислуга считается десятками, сотнями тысяч, и между тем законом еще ничего не сделано для неё. Можно в самом деле сказать - не про нее закон писан. Наши черные лестницы и задние дворы внушают омерзение, и мне кажется, что нечистоплотность и неаккуратность прислуги (бегаешь, бегаешь, некогда себе пуговицы пришить) являются в большинстве случаев недостатками вынужденными. На голодный желудок, всю жизнь подавать собственными руками вкусные блюда, вдыхать их аромат, присутствовать, пока их "кушают господа", смакуют и хвалят, ну как тут не постараться стащить хоть потом кусочек, не полизать тарелку языком, не положить конфетку в карман, не глотнуть из горлышка вина. Когда мы прикажем, наша молодая горничная должна подавать мыться нашим мужьям и сыновьями, носить им в кровать чай, убирать их постели, помогать одеваться. Часто прислуга остается с ними совсем одна в квартире и ночью по возвращении их с попоек снимает им сапоги и укладывает спать. Все это она должна делать, но горе ей, если на улице мы встретим её с пожарным. И горе ей еще больше, если она объявит нам о вольном поведении нашего сына или мужа".

«Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией

"Извѣстно, что столичная домашняя прислуга глубоко и почти поголовно развращена. Женская, большею частью незамужняя молодежь, массами прибывающая изъ деревень и поступающая въ услуженiе къ петербургскимъ господамъ кухарками, горничными, прачками и пр., быстро и безповоротно вовлекается въ разврать и всей окружающей обстановкой, и безчисленными, нецеремонными ловеласами, начиная съ барина и лакея, и кончая гвардейскимъ щеголемъ-солдатомъ, велемощнымъ дворникомъ и т.д. Развѣ закаленная въ цѣломудрiи весталка устояла-бы противъ такого непрерывнаго и разнороднаго соблазна со всѣхъ сторонъ! Можно положительно сказать, поэтому, что огромнейшая часть женской прислуги въ Петербурге (въ сложности, ея около 60 т.) сплошь проститутки, со стороны поведенiя". (В. Михневич, "Исторические этюды русской жизни", С.-Петербург, 1886 г.)

«Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией

Свои рассуждения г-жа Северова заканчивает пророчеством: "Еще 50 лет назад слуги назывались домашней сволочью, смердами и именовались так и в официальных бумагах. Теперешнее наименование "люди" также уже отживает свое время и лет через 20 будет казаться диким и невозможным. "Если мы "люди", то кто вы? - спросила меня одна молодая горничная, выразительно глядя мне в глаза". Госпожа Северова немного ошиблась - не через 20, а уже через 9 лет случится революция, когда не захотевшие жить по-старому низы начнут массовое выпиливание верхов. И тогда молодые горничные посмотрят в глаза своим барыням еще выразительнее...

«Раскрепощение прислуги»: как жилось господской прислуге перед революцией

Р.С. Противно видеть, как львиную долю плакальщиков по "эпохе французских булок" сегодня составляют как раз потомки лакеев, слуг и прочей челяди, делавшей господскую жизнь легче и ярче. Коротка память человеческая, а разум у большинства и вовсе отсутствует. Теперь, куда не оглянись, вокруг одни праправнуки и правнучки голодранцев с великой тоской, воздев очи к небу, плачут об эпохе, в которой их предков били плетьми и перчатками по роже, называя домашней сволочью. И небо слышит их молитвы - с каждым днём возвращается так желанная тупыми скотами эпоха.

Пыпысы. Но што такое семьдесят лет "мы не рабы" на фоне многих веков византийского холуйства и сознательно прививаемой и пестуемой  сервильности? Капля в море.
Tags: 20-е годы, Петербург, Российская империя, архитектура, быт, карты/чертежи/планы/макеты, мемуары/письма, начало ХХ века, старые открытки, старые фото, уроки истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments