НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Как люди живут... Волчанск

me_frai: Волчанск
IMG_6912.JPG

Самый тихий и печальный в
Богословском горном округе, самый депрессивный город в Североуральской агломерации.
Выросший у крупнейшего на Урале месторождения бурого угля, которое начало разрабатываться для нужд Богословской ТЭЦ, которая, в свою очередь, строилась для обеспечения работы крайне энергоёмкого алюминиевого производства в соседнем Краснотурьинске (Богословский алюминиевый завод).
Сам посёлок Волчанка известен с середины XIX века.
Уголь здесь нашли в 1890-х годах; в 1902-1907 гг. его в не очень больших объёмах добывали для нужд Богословского медеплавильного завода в соседнем Богословске (современный Карпинск). В 1907 г. началась разработка Богословского угольного месторождения поближе к потребителю, и угледобыча в Волчанске была остановлена.
Разработка здешнего месторождения в больших масштабах началась только в 1942 г., одновременно со строительством БАЗа в Краснотурьинске.
Волчанка стала очень быстро расти, к 1950 г. население посёлка превысило 30 тысяч человек.
В 1951 г. в посёлке был открыт трамвай, а в 1953 г. была открыта 16-километровая междугородняя трамвайная линия в соседний Карпинск, где трамвай запустили ещё в 1946 г.

2. IMG_6935.JPG

В 1954 г. трамвай появился и в более крупном Краснотурьинске; однако, трамвайные сети Краснотурьинска и Карпинска не были соединены (хотя расстояние между ними вдвое меньше, чем между Волчанском и Карпинском). Североуральский трамвайный заповедник так и не стал единой сетью; в противном случае это был бы аналог польских интерурбанов Верхней Силезии.
Здесь, как и в Краснотурьинске, трамвай строился и вплоть до 1994 г. эксплуатировался градообразующим предприятием - сначала трестом "Волчанскуголь", потом - трестом "Вахрушевуголь".
Как и все остальные североуральские трамвайные сети, волчанская сеть была и остаётся однопутной с разъездами.
В 1956 г. Волчанка наконец стала городом Волчанском, в 1959 г. трамвай был пущен непосредственно на угольный разрез; но пик развития города был уже пройден.
Объём добычи угля рос до 1965 г., но население Волчанска уже начало уменьшаться.
В 1965 г. была закрыта междугородняя трамвайная линия Волчанск - Карпинск; впрочем, это лишь косвенно было связано непосредственно с упадком города. Трамвайные пути проходили через маршрут переброски шагающего экскаватора, и их временно демонтировали; после переброски эскаватора решили, что теперь для междугородних пассажирских перевозок тут хватит и автобусов.

3. IMG_6939.JPG

С одной стороны, дороги и автобусы стали несколько лучше, с другой стороны - народу в обоих городах жило всё меньше и, соответственно, спрос на междугородние перевозки также падал.
Буроугольные моногорода - особый случай, их упадок начался ещё в 1960-е годы, задолго до распада Союза; подобное можно наблюдать только у некоторых текстильных моногородов Центральной России и в отдельных городах бедной и удалённой аграрной глубинки.
Конечно, это связано с упадком отрасли - бурый уголь в современных условиях востребован только в электроэнергетике, да и в ней это далеко не самое эффективное топливо.
Объём угледобычи стал медленно уменьшаться; параллельно снижалась и общеуральские показатели - на Урале добывают только бурый уголь.
Главной причиной, видимо, было сокращение разведанных и, значит, доступных запасов угля - в Советском Союзе не столь большую роль играла невысокая эффективность использования топлива (эффективность бурого угля как топлива не очень высока).
Сыграла свою роль и увеличивающася производительность труда из-за внедрения новой техники - для добычи угля требовалось всё меньше рабочих рук, что вело к уменьшению численности населения. Ближе к концу XX века в эти места пришёл газ, гораздо более теплотворное и рентабельное топливо - что нанесло окончательный удар по местной угольной промышленности. Богословская ТЭЦ ещё не отказалась полностью от бурого угля, но он уже занимал в её энергобалансе не очень значительное место; газификация коснулась и других бывших потребителей угля.
Добыча угля, кое-как теплившаяся в постсоветские десятилетия, окончательно остановилась в 2015 г; ведущая на угольный разрез линия была закрыта ещё в 1994 г - почти одновременно с трамвайной сетью в соседнем Карпинске.

К 1989 г. население города снизилось до 15 тысяч человек, после 1991 г. депопуляция даже несколько снизилась по сравнению с 1970-ми и 1980-ми - уникальный случай. Но, так или иначе, сейчас волчанцев чуть больше 9 тысяч человек. Среди городов Свердловской области меньше Волчанска только древнее Верхотурье.

4. IMG_6917.JPG

Ожидания маргинальности местных, как и вообще со всеми городами Северного Урала, не оправдались - ничего подобного на мельком описанное в посте Варандея я тут не обнаружил.

5. IMG_6918.JPG

И разрухи, как где-нибудь в Твери или в архангельской глубинке, здесь тоже нет.

Волчанск состоит из двух частей, разделённых тремя километрами леса и угольного карьера - Волчанки (южная) и Лесной Волчанки (северная).

6. IMG_6883.JPG

Они примерно одного размера, их сложно разделить на "центр" и "периферию", но у них есть заметные отличия, их вполне можно принять за разные города.
В прошлом Волчанка была скорее центром, Лесная Волчанка - скорее периферией, но сейчас всё потихоньку смещается.
Волчанка строилась в годы активной добычи угля, в 1940-е - 1950-е годы, угольный карьер начинается в нескольких сотнях метров восточнее жилых домов.

7. IMG_6910.JPG

Приятная застройка 1950-х годов:

8. IMG_6926.JPG

9. IMG_6929.JPG

В том числе ДК Угольщиков, сгоревший в результате дискотеки на рубеже 1990-х и 2000-х годов.

10. IMG_6921.JPG

Перед ДК - площадь Гогиа, названная в честь первого директора "Волчанскугля".

11. IMG_6919.JPG

Девочки-барабанщицы подозрительного вида, бело-красного цвета - почему-то частый традиционный атрибут многих праздников у нас.
А здесь - день города, что ли?

Памятник какому-то горнодобывающему агрегату на площади:

12. IMG_6928.JPG

Пульс Волчанки бьётся на углу площади, у трамвайной остановки и магазина:

13. IMG_6923.JPG

В эпоху расцвета города это был центр Волчанска, сейчас здесь тихо и пустынно.
Здесь нет ни "Магнита", ни "Пятёрочки" (а это немало значит в российской глубинке), только несетевые маленькие магазины; рабочих мест здесь тоже особо нет, мне в голову приходит только трамвайное депо.
Зато вот городская администрация всё ещё здесь.
В северной части города всё не так.
В прошлом Лесная Волчанка была пусть и такой же крупной, но всё же менее центральной частью города; из объектов общегородского значения здесь была только городская железнодорожная станция (которая так и называется - Лесная Волчанка). Механический завод имел некоторое значение, и для его рабочих строились серые многоквартирные дома (в Волчанке я вообще не заметил никакого строительства моложе 1960 г.), но угольная отрасль всё же оставалась градообразующей.

14. IMG_6873.JPG

А сейчас всё поменялось. На севере Волчанска похуже с архитектурой и целостным ансамблем Хотя что-то вроде местного центра тоже есть.

15. IMG_6878.JPG

С площадью (правда, безымянной) и ДК (не сгоревшим):

16. IMG_6881.JPG

Но здесь есть работающая промышленность и, значит, рабочие места.
Волчанский механический завод был основан в 1971 г.; видимо, уже тогда невесёлое будущее местной угледобычи было более-менее ясно, и в рамках плановой экономики решили начать конверсию. Завод был спасён вхождением в состав тагильского гиганта "Уралвагонзавода", и сейчас выпускает в основном вагоны малых серий и железнодорожные запчасти.

17. IMG_6861.JPG

Интересно, что производство расширяется - в 2016 г. Уралвагонзавод выкупил заброшенное транспортное производство "Вахрушевугля" и организует там производство думпкаров (вагонов-самосвалов).
В Лесной Волчанке есть и "Магнит", и "Пятёрочка",
В 2011 г. был открыт храм Николая Чудотворца (возведённый в основном силами рабочих того же механического завода).

18. IMG_6877.JPG

Новый оздоровительный комплекс - подозреваю, тоже от завода:

19. IMG_6880.JPG

Даже наблюдается строительство нового жилья (подозреваю, что в рамках ликвидации старого аварийного):

20. IMG_6870.JPG

Автовокзал тоже здесь.
В общем, вся жизнь теперь на севере города; центр города смещается сюда.

21. IMG_6887.JPG

Лесная Волчанка, как и Карпинск, и другие соседние города, довольно благоустроена и ничто тут не напоминает о печальном экономическом положении города в целом.
Собственно, основная функция городского трамвая - это связь Волчанки и Лесной Волчанки.
Другая функция: трамвай - это основная достопримечательность городка.

22. IMG_6875.JPG

Единственная 7-километровая линия начинается на севере практически в центре Лесной Волчанки, официальное название конечной - Волчанск-1.

23. IMG_6891.JPG

Рядом с автовокзалом и храмом; интересно, что в здании автовокзала есть и специальная трамвайная комната ожидания - нигде больше такого не видел.

24. IMG_6890.JPG

25. IMG_6889.JPG

Трамвайная остановка в Лесной Волчанке:

26. IMG_6867.JPG

Почти половина линии проходит по лесу между двумя Волчанками.

27. IMG_6860.JPG

Причём большая часть трассы - она даже не вдоль дороги, а просто через лес.
Пути и контактная сеть в плохом состоянии, вагон качается как на волнах, но идёт довольно быстро.
Потом линия проходит через всю южную часть города, заканчиваясь у трамвайного депо, которое ещё миниатюрнее, чем в соседнем Краснотурьинске
Трамвайная остановка в Волчанке - пример государственно-частного партнёрства:) точнее, муниципально-частного партнёрства.

28. IMG_6899.JPG

Волчанский трамвай такой маленький и заповедный, что здесь вагоны оборачиваются прямо через трамвайное депо, и можно легко таким образом посетить его территорию.

29. IMG_6905.JPG

Официальное название южной конечной - Волчанск-2.
Несмотря на такое состояние инфраструктуры, городской трамвай востребован - с поправкой на маленький размер и депрессивность Волчанска. Кроме трамвая в городе нет городского общественного транспорта, при этом Волчанке и Лесной Волчанке без общественного транспорта не обойтись.
Раньше конкуренцию трамваю составляли междугородние автобусы, идущие с автовокзала в Лесной Волчанке на Карпинск и Краснотурьинск (да и то их расписание было согласовано с трамвайным графиком таким образом, чтобы они отправлялись в разное время).
Но с 2010 г. автобусы направлены из северной части города напрямую на объездную дорогу, и трамвай остался вне конкуренции; можно сказать, что в Волчанске существует осмысленная транспортная политика, что можно поставить в пример подавляющему большинству городов нашей страны.
Правда, между Волчанкой и Лесной Волчанкой курсируют маршрутки, но они это делают не очень регулярно (я за несколько часов пребывания в городе видел их только один раз), и они заканчивают работу раньше трамвая.
В общем, в отличие от того же Краснотурьинска, в Волчанске существование трамвая выглядит осмысленным.
Как ни странно, местному трамваю помогает и то, что Волчанск очень маленький: меньше присущего большому городу отстранённого отношения, местные (включая администрацию) справедливо относятся к трамваю как к главной местной фишке. Ремонт путей и контактной сети производится своими силами, чуть ли не вручную, заметного вандализма с 1990-х гг. (когда активно крали контактный провод) не было.
Трамвай в Волчанске имеет совершенно европейское преимущество: он ходит чётко по расписанию - 4 рейса утром, 5 рейсов вечером, перерыв с 10 до 16.
Распписание
На преодоление линии у вагонов уходит 30 минут.
Расписание вывешено на конечных (этому тоже поучиться бы той же Москве), и к моменту прихода трамвая всегда скапливается некоторое количество пассажиров.

30. IMG_6894.JPG

Вагоны конечно не заполненные, но и не пустые.

31. IMG_6895.JPG

Точных данных пассажиропотока я не нашёл, но, по моей оценке, он может достигать нескольких сотен человек в день, что не так уж мало для 9-тысячного города.
Всего в городе 5 вагонов (2 КТМ-5, 1 "Спектр", который не используется из-за проблем с эксплуатацией, 1 КТМ-8, 1 КТМ-19). На линии используется один вагон; таким образом, волчанскую трамвайную систему можно назвать одной из самых обеспеченных подвижным составом в стране.

32. IMG_6936.JPG

Не только транспортная диковинка, но всё же ещё и транспорт.
Стоит распространить волчанское отношение к трамваю во всероссийском масштабе, я считаю.
Вот такой Волчанск - трамваи, трамваи, трамваи, два района, немного пустынных улиц и приятной застройки 50-х годов.

33. IMG_6872.JPG



_______________________________________
печальная картина... сам городок милый.... людей невероятно жаль
Tags: 50-е, Екатеринбург/Свердловск и область, быт, геноцид, русская цивилизация, фоторепортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment