?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Василий Коноваленко — это единственный в мире человек, умевший превратить в пластилин любой, даже самый прочный камень.

Эту выставку в Кремле ждали еще в 1970-е. Не дождались. Русский Данила-мастер, работавший в одиночку дома на кухне, под вечным уголовным преследованием за использование драгоценных камней не выдержал и уехал в Америку, взяв с собой жену и удочку.

Очень скоро работы русского камнереза, запечатлевшие яркие сцены русского быта, стали главной достопримечательностью Денвера. Туристы специально приезжают посмотреть на каменные скульптуры Коноваленко, выставленные в Музее природы и науки Денвера (штат Колорадо). Но несмотря на все успехи на чужой земле, мастер до последних дней жалел об этой несбывшейся кремлевской выставке.

И вот отложенная на 40 лет, она все-таки состоялась.

До 31 августа нужно успеть побывать в Одностолпной палате Патриаршего дворца и увидеть, как зевает малахитовый бегемот с серебряными пяточками; как дуют в блюдца разомлевшие от жары купальщицы, усевшись по грудь в агатовую воду с разбегающимися кругами; как небритый морячок провожает удивленно-большеглазую подружку с балалайкой...

— Долгое время имя Коноваленко было легендой, которая передавалась изустно, — говорит директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. — Он был первым советским мастером, возродившим из небытия сложнейшее камнерезное искусство.

Коноваленко не был похож на художника. Большой, добродушный, с огромными бугристыми ладонями от постоянного переминания в руках скульптурного пластилина. Никто не знает, откуда взялось такое чувство камня у паренька из Запорожья.

Что такое чувство камня, куратор выставки Татьяна Мунтян показывает на примере «Подледной рыбалки», одной из лучших работ камнереза, запечатлевшей заиндевелого мужика, рыбачащего у проруби.

— Посмотрите, ему попался некондиционный агат из Армении, — Татьяна Мунтян кивает на покрытый инеем овчинный тулуп. — Но «бракующие» камень пятна мастер превратил в налеты снега.

«Василий Коноваленко не ломал камень», — так написано в каталоге. Специалисты говорят точнее и грубее: он не насиловал камень. И за это благодарный материал сам превращался в лед, мех, воду и даже живое тело. Только Коноваленко умел лепить тела из белозерского кварцита так, чтобы сквозь бежевую тонкость камня проступала розоватость живых сосудов.

— Вы не представляете, что творилось на выставках, — вспоминает Анна Коноваленко, вдова художника, — люди подходили к Василию, брали его за руку и спрашивали: really? Они не верили, что это может сделать живой человек.









В.Коноваленко. Ленинград, 1963 г.
Лазурит, яшма, кремень, лабрадорит, нефрит, кахолонг, окаменелое дерево, белореченский кварцит, агат, жемчуг, гранит, пурпурин, серебро, медь; резьба по камню, шлифовка, Полировка, волочение, монтировка.
Музей «Самоцветы», Москва.



В.Коноваленко. Ленинград, 1973 г.
Золото, бирюза, жемчуг, перламутр, мраморный оникс, аметист, яшма, белореченский кварцит, кварц морион, агат; резьба по камню, шлифовка, полировка, волочение, монтировка.
Музей «Самоцветы», Москва.

больше работ на сайте Московского Кремля


Нынешняя выставка — не только дань справедливости по отношению к ушедшему автору, но и политическая победа. Как известно, культурный обмен между Россией и США приостановлен. Однако авторитет Елены Гагариной сумел пробить невозможность.

Четыре года переговоров, ходатайство мировых музеев — и выставка «Василий Коноваленко. Во власти камня» — в Кремле.

Елена Гагарина говорит, что без заграничного этапа жизни Коноваленко мастерство камнереза было бы, возможно, неполным. Именно в Америке, получив доступ к лучшим технологиям и любым камням, он создает лучшие свои работы.

Например, «Старовера», запечатлевшего сгорбленного старообрядца, поднявшего к небу тончайшие персты, виртуозно слепленные из белозерского кварцита.

— Два поднятых пальца — это не только знак благословения, но и показатель мастерства, — говорит куратор выставки. — В поздних работах руки особенно выразительны.

У героев поздних работ — большие, красивые и узнаваемые ладони. Как говорит жена скульптора, своим поздним героям он дарил свои руки.

На выставке представлено около ста работ, отражающих все этапы жизни мастера. Это — самая полная экспозиция. Однако, по словам Анны Коноваленко, среди ста лучших экспонатов не хватает одного.

— Я бы очень хотела, чтобы здесь, в Кремле, был барельеф с Гагариным, — говорит она.

Когда-то по велению сердца камнерез сделал Гагарина из нефрита и горного хрусталя, но что случилось потом — загадка. Скульптура была подарена советскому государственному деятелю Михаилу Соломенцеву и — исчезла.

В день открытия выставки супруга камнереза призналась «Известиям», что надеется на чудо. Может быть, благодаря прессе найдется и эта потерянная работа.

ДО 31 АВГУСТА!

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Декабрь 2020
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Комментарии

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner