НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Строгановка в воспоминаниях карикатуриста Евгения Щеглова

sazikov: Строгановка в воспоминаниях карикатуриста Евгения Щеглова


Когда я работал над книгой "Строгановка: 190 лет русского дизайна", познакомился с прекрасным человеком - художником Евгением Евгеньевичем Щегловым. Его отец - знаменитый карикатурист Евгений Борисович Щеглов, в 1945 году поступил в воссозданное Строгановское училище, был студентом первого набора. Евгений Евгеньевич передал мне множество работ своего отца для публикации в наших юбилейных изданиях. Они вошли и в книгу "Строгановка", и в отдельное издание 190 фактов, и в двухтомник "Мастера Строгановской школы". Е.Б. Щеглов известен не только как художник-карикатурист, уже после смерти Евгения Борисовича оказались востребованы его фотографии - они выставлялись на Московской фотобиеннале и в Фотогалерее имени братьев Люмьер. Прекрасны его циклы "Взгляд из автомобильного окна" и "Московские истории". Всё это тоже можно увидеть на его сайте. Там же целый раздел посвящен воспоминаниям Евгения Борисовича - о жизни и творчестве. Ниже я приведу фрагмент из этого уникального и прекрасного текста - воспоминания о послевоенной Строгановке:




В 1945 году открылось МВХПУ (б.Строгановское).
Мама взяла папку с моими рисунками и куда-то со6ралась.

Я спросил, куда.
- Скоро вернусь.
Пришла, поставила папку и улыбается. Я думаю: «С чего бы это?»

- Тебя приняли в Cтрогановку, все очень смеялись. Велели явиться в понедельник.
- На экзамены?
- Какие экзамены! Я же сказала - все очень смеялись…
В понедельник тоже смеялись. Это значит, по второму разу.

Удивительное училище! Кукрыниксы, когда узнали, что я в МВХПУ, сказали:
- Карикатурист - и в каком-то художественно-промышленном училище! Идите в Суриковский к К.Ф.Модорову. Я послушался.
- Смешно, - сказал неулыбчивый ректор, посмотрев мои рисунки показал пальцем на потолок и изрек: - Чувство юмора - это от Бога!.. А вы знаете Дубинского? Очень хорошо. Начинал в «Крокодиле», теперь иллюстратор. Вот и из вас, если вы к нам поступите, мы всю вашу карикатуру вы6ьем - учтите.
От добра добра не ищут. Надо ходить туда, где тебя любят. И я вернулся в Строгановку.
Началась Строгановка с набора на первые и старшие курсы тех, кого не успели призвать в армию и вернувшихся с фронта. Но все вместе пережили одну войну. Сдружились сразу, ценя тишину и особенно остро ощущая 6есподобную красоту мира. Война не прошла бесследно. По коридорам стучали костыли и поскрипывали ремни протезов, но на слух это не воспринимали и память старались не ворошить.
Первому директору училища С.П.Маркелову удалось создать необычайно творческую атмосферу. Поощрялось все талантливое и самым активным образом. А преподавательский корпус состоял почти из одних классиков - С.П.Маркелов нашел старых «строгачей» из дореволюционной Строгановки. Мы гордились, что у нас преподает ученик Репина Фролов, первый русский художник кино Eгopoв, Алексич - мастер офорта, а живопись ведет П.В.Кузнецов.
Из творческого состояния не выходили. Днем в училище - вечером работали дома по вдохновению. Увлекались офортом.
Досок не было, но так имитировали - сразу и не отличишь, что перышком сделано. Меня увлекло композиционное - какая-нибудь битва на Калке, а если делал на юморе - то веселая толчея перед нашей столовкой, где каждый себя узнавал, или увиденное - жанровое, городское. Себя убеждал: если вместо заданного по математике принесу хороший рисунок - этим все окупится.

dscn2058.jpg


Свобода выбора в посещении всех курсов и занятий помогла мне в постижении тайн разных видов искусства. П.В.Кузнецов открыл нам жизнь вещей. Поставив сложнейший натюрморт, Павел Варфоломеевич, минуту помолчав, начинал рассказывать о своем понимании живописи: натюрморт не только живописен, но и полон звуков, как хорошо сыгранный оркестр и отразить это живое и сложное совершенно невозможно, если ты не мастер… Это была программа большого художника.
В.Е.Егоров заряжал духовным напором и невероятной силой противления всему, что не относится к искусству. Казалось, он готов немедленно, сейчас же изгнать каждого бесталанного, пинками и с бранью. Мастера из старой Строгановки помогли восприятию пластики в скульптуре, осмыслению подлинной монументальности, постижению специфики искусства гравюры, офорта. Уже седенькие, они передавали нам свое благоговение и преклонение перед истинным и неповторимым искусством. По этой причине мы постоянно входили в конфликт с окружающей действительностью. Однажды я поехал с Ю.Александровым на зарисовки в Донской монастырь. Запустение нас ошеломило, а загаженность потрясла. Вторичный продукт убил все первозданное.
В Строгановке я осуществил свою мечту - создать рукописный журнал. Начинался журнал с этюдов и рисунков студентов, а завершал его раздел юмора «Щелчок по носу». Я рисовал карикатуры, жанровые сценки, а наш бард «Го» - Горпенко - сочинял злободневные стихи. В конце месяца журнал появлялся на столе в библиотеке и пользовался успехом. Но журнал чуть не закрыли. Явилась комиссия, которая была шокирована моими орущими кошками на крышах «столицы нашей Родины - Москвы». Секретарь парткома училища Парменов схлопотал выговop, но журнал отстоял, а я получил второе предупреждение «вы6ить из меня карикатуру».


chelchok.jpg


В 1948 году редактор художественного отдела журнала «Крокодил» Б.И.Пророков открыл курсы молодых карикатуристов при газете «Московский комсомолец», а занятия вел Г.О. Вальк.
С Г.О.Вальком я познакомился еще в 1944 году и каждое воскресенье ездил к нему на консультации. По рисункам, которые я тогда сделал можно легко вспомнить все, о чём мы говорили.
В том же, 1948 году «московский комсомолец» опубликовал мой рисунок. Первая публикация в печати явилась неожиданной для меня и моих товарищей по Строгановке. И никто мне не завидовал, а все только радовались. В этом был основной настрой жизни училища.
После всего рассказанного меня не удивляет, что из училища узкого профиля вышли будущие мастера живописи, скульптуры, графики, дизайна, художники театра и кино, мультипликаторы, искусствоведы, профессора и академики, народные и заслуженные и среди них один карикатурист.
Вот только из первого набора: И.Голицын, B.3aмков, Г.Захаров, М.Смирнов, А.Соколова, М.Воскресенская, Ю.Александров, В.Шевков, В.Сидур, В.Лемпорт и Н.Силис, П.Шимес, А.Миронов, А.Горихина, Г.Кнорре, Л.Токмаков. Многих я не назвал, но всех помню - и тех, кого уже нет.


vagonw1.jpg

Вагон метро 1948 г.




Tags: Старая Москва, архивы и документы, графика, старые фото, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments