?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



В марте 1941 года появились большие красочные афиши:
Колонный зал Дома Союзов
премьера
Теа-джаз ЦДГВФ
под управлением Артура Полонского

Сегодня непонятный "ЦДГВФ" тогда расшифровывался просто - Центральный дом гражданского воздушного флота. Именно при этом известном москвичам клубе на Ленинградском проспекте появился появился новый коллектив, в котором Артур Полонский выступил с трёх ролях - композитора, дирижёра и пианиста. Изобретательно поставленная режиссёром Фёдором Кавериным первая программа стала и последней - грянула война.

Артур Морицевич Полонский начинал как пианист, точнее, тапёр. Была такая вымершая сегодня профессия, в солидных исследованиях по истории кино именуемая как "музыкальный иллюстратор фильма". Четырнадцатилетний юноша, учившийся в киевской школе Бейера по классу фортепиано, ежевечерне устраивался подле экрана за новеньким пианино, модная марка которой являлась предметом особой гордости хозяина (в рекламе сообщалось: "Фильму сопровождает инструмент на самый изысканный вкус!"), и услаждал слух зрителям, наполнявших иллюзион "Ренессанс", популярными мелодиями. Он любил импровизировать, вариации на темы известных песен так увлекали его, что порой он забывал об экране, и лирическая мелодия "налезала" на сцену, требующую совсем иного настроения. Из этих импровизаций рождались пьесы собственного сочинения, навеянные мелодраматическими коллизиями "великого немого".

Но жизнь разворачивала совсем иные сюжеты. В 1917 году Полонский поступает в Киевскую консерваторию, где учится одновременно в друх классах - композиции у Р. М. Глиэра и фортепиано у известного пианиста Г. Н. Беклемишева. В конце декабря 1919 года, когда в город вошли части Красной армии, Полонский вступает в её ряды. Его делают сначала заведующим музыкальной частью, а затем председателем клуба батальона, где ему пришлось быть и руководителем самодеятельного хора, и играть на рояле, и аккомпанировать.

Военные дороги привели Полонского в Ростов-на-Дону. Здесь, в 1922 году, демобилизовавшись и пройдя конкурс, молодой пианист становится пианистом Сада имени Карла Маркса. И вскоре с успехом аккомпанирует юной Изабелле Юрьевой в её дебютном концерте.


Артур Морицевич Полонский


Приехав в 1925 году в Москву, Полонский привёз с собой пачку изданных, а ещё больше неизданных произведений. Из многочисленных столичных издательств он выбрал издательство "АМА" - Ассоциация московских авторов. "Оно было мне ближе, - с улыбкой замечает Артур Морицевич, - я жил в Столешниковом переулке, а напротив, в доме 14, находился магазин "АМА", на втором этаже которого собирался весь лёгкий жанр столицы - здесь можно было встретить авторов самых популярных эстрадных новинок.".

Издательство напечатало несколько его музыкальных сочинений, в том числе и фокстрот с посвящением: "Лучшему московскому джаз- банду - АМА-джазу Александра Цфасмана". Посвящение это было, как оказалось, не только данью восхищения недавно созданным цфасмановским коллективом, но и говорило об увлечении молодого композитора новым видом творчества.

По воле случая, счастливого, конечно, Полонского приглашают в джаз ресторана "Грандъ-Отель". Вскоре, в 1932 году, выходит первая пластинка с записью его двух фокстротов: "Дессау" и "Одесса", сыгранных этим ансамблем, а год спустя Полонский становится во главе грандотелевского оркестра.

"Мы были молоды, полны энтузиазма, джаз обожали и не расставались с музыкой целый день, - вспоминает Артур Морицевич. - А работали, например так: днём - перед сеансами в кинотеатре "Палас", там же, когда начинался фильм, репетировали; вечером - перед сеансами и с репетициями между ними в кинотеатре "Колизей", а с одиннадцати ночи до двух в "Гранд-отеле"."

Танцевальные мелодии Полонского исполнялись в те годы многими джазовыми коллективами.

В архиве композитора сохранились, как реликвии, грамоты и благодарности, полученные в годы Великой Отечественной войны, за многочисленные выступления с оркестром в частях Советской армии и госпиталях. "Ваши концерты, прошедшие на высоком художественном уровне, укрепляет боевой дух солдат и офицеров, вносят вклад в общее дело разгрома ненавистного фашизма". - читает Артур Морицевич и добавляет: "Что может быть выше и дороже такой оценки!".

В 1946 году дирекция Дома звукозаписи приглашает Полонского занять пост музыкального редактора граммофонных пластинок.

В 40-50-е годы его композиторский талант переживает подъём. Полонский пишет танцевальные пьесы в современных ритмах, в которых по-новому раскрываются его богатый дар мелодиста, мастерство аранжировщика. Инструментовки Полонского подобны прозрачным кружевам с затейливыми узорами, каждый из которых при повторении отличается от предыдущего, неожидан и самобытен. Строгий отбор музыкальных средств, выразительность, умение подать солирующий инструмент, оригинальные модуляции, яркие соло скрипок, ксилофонов, гавайских гитар - характерные признаки его письма.
Самое, пожалуй, известное сочинение Полонского, неоднократно появлявшееся на пластинках и в нотных сборниках, "Цветущий май" - переложение для малого состава того фокстрота "Дессау", что был написан композитором в 1930.
2 июня 1948 года "Цветущий май" исполнили и записали: Борис Тихонов (аккордеон), Михаил Ланцман (кларнет), Иван Ключинский (тромбон), Алексей Кузнецов (гитара), Александр Розенвассер (контрабас), Борис Миркин (ударные), Артур Полонский (фортепиано).

Глеб Скороходов, 1986


Пластинка Полонского

Из старых газетных вырезок:

"Артур Морицевич (Моисеевич) Полонский был сыном знаменитого кантора Моисея Гедальевича Полонского (1866-1936). Отец происходил из семьи потомственного переплетчика в Василькове Киевской губернии. Прадед Артура воевал рядовым пехотинцем русской армии в Отечественную войну 1812 года и дошел до Парижа в 1815 году, за что был пожалован от имени Императора наградой и значительной суммой денег, на которую и была открыта в Василькове переплетная мастерская. Моисей Полонский с детства обладал незаурядными музыкальными способностями и уже в юности был известен как исполнитель еврейских и украинских народных песен и романсов. Он жил в Кишинёве, где поступил в светское музыкальное училище, чем вызвал недовольство у семьи и еврейской общины, так как ему прочили будущее кантора. После Кишиневского погрома Моисей уехал во Францию, где один год проучился в музыкальном училище. В Париже в одной из синагог состоялось с большим успехом его первое выступление в качестве кантора. В 1908 году Моисей Полонский вернулся в Россию и до Первой мировой войны служил кантором Киевской хоральной синагоги, у которой собирались толпы людей, жаждущих его услышать. Сценические выступления Моисея Полонского также имели неслыханный успех не только в России, но и в Милане, Стокгольме, Осло, Мюнхене и других городах Европы и Америки. О триумфе певца неоднократно писали нью-йоркские газеты в 1913-1916 гг. Моисей Полонский состоял в переписке с Шолом-Алейхемом... присутствовал на его похоронах в Нью-Йорке. В 1931-34 гг. кантор пел в Одесской синагоге. Он содержал благотворительную столовую для неимущих студентов всех вероисповеданий Киевского университета им. св. Владимира. Похоронен в Одессе на 2-м еврейском кладбище. Его огромный архив, в котором хранились письма Шолом-Алейхема, Х.-Н. Бялика, Шолома Аша, Давида Бергельсона, увы, не сохранился. В 50-ые годы был разрушен и его кладбищенский памятник. У Моисея Полонского было 4 сына и 3 дочери. Все они унаследовали музыкальные способности отца, но профессиональным музыкантом стал лишь старший сын – Артур Полонский, один из создателей советского джаза.

В 14 лет Артур работал тапёром в кинотеатрах Киева. В 1918 году стал учащимся Киевского института народного искусства – так новая власть назвала тогда консерваторию. Его первыми учителями были профессора Р. Глиэр и Г. Беклемишев. С одним из своих сокурсников А. Полонский встретился на исходе жизни, через 70 лет, в Москве, когда тот приехал на концерты со своим роялем. Два старика сидели за чаем и долго что-то вспоминали, обнимались, их фотографировали, и жена посла США незаметно утирала слезы – очень уж трогательной была встреча Владимира Горовица и Артура Полонского. А в 1919 г. семья Демиденко, жившая в дворовом флигеле на улице Михайловская, 22, укрыла Артура от деникинцев. В 1922 году в Ростове-на-Дону издаются первые произведения Артура Полонского – романсы на стихи поэта Евгения Борисова, мелодекламации, танцевальные пьесы. С конца этого года он снова в Киеве – работает в кинотеатре Шанцера.

С 1925 года Полонский живет в Москве. И тут он навсегда открыл для себя очень сложный жанр легкой инструментальной музыки. Уже в 1926 году он создает одну из первых джазовых композиций – "Джаз-фокстрот" - посвящение АМА-джазу по управлением Александра Цфасмана. В 1932 году Артур Полонский написал две пьесы с созвучными названиями – «Одесса» и «Дессау». Если в первой им были использованы интонации неповторимого одесского городского фольклора, то вторая – это яркая, экспрессивная, запоминающаяся мелодия… Через много лет «Дессау» вернулась в ином обличии, чтобы занять достойное место в репертуаре множества инструментальных оркестров.

Вот как это произошло.

1 мая 1948 года Артур Морицевич Полонский дежурил в помещении Всесоюзного Радиокомитета.
Он присел за рояль и едва коснулся клавиш, как из-под пальцев выпорхнули звуки давно забытой мелодии – «Дессау». Мелькнула мысль: «А что если переложить ее для небольшого эстрадного ансамбля?» И тут же возник ориентир – это должны быть солисты Всесоюзного Радиокомитета – Борис Тихонов, виртуоз-аккордеонист, Алексей Кузнецов со своей гитарой, тромбонист Иван Ключинский, Миша Ланцман, кларнетист, ну, а за роялем, естественно, сам автор. Так появилась танцевальная пьеса в ритме медленного фокстрота. Пьеса вскоре была записана на грампластинку и стала необычайно популярной. И до сих пор не иссякла эта популярность «Цветущего мая».

Летом 1940 года по инициативе прославленных летчиков В. Гризодубовой и М. Водопьянова в Москве был открыт Центральный дом гражданского воздушного флота и при нем Теа-джаз, руководителем которого был приглашен Артур Полонский. Свою первую программу «Веселый час» Теа-джаз показал в феврале 1941 года. Именно с ней поехал Теа-джаз в свою первую гастрольную поездку в Киев – на родину Полонского. Концерты с огромным успехом состоялись 21 и 22 июня 1941 года.

Многое связано у Полонского с именем Виктора Кнушевицкого, организатора и руководителя эстрадного оркестра Всесоюзного радио. Произведения Артура Полонского постоянно исполнялись этим замечательным оркестром – «Пальма», «Мечта», «Для тебя», «Очарование», «Весенний карнавал» и, конечно, «Цветущий май». И другие известные оркестры также включали в свои программы легкие, мелодичные и романтически возвышенные пьесы Полонского «Час свидания», «Я помню», «Ты со мной», «Мое обещание», «Золотые листья» и др. Все они часто звучали по радио, выходили огромными тиражами в грамзаписи и никогда не залеживались. Артура Полонского по праву можно назвать «рыцарем хорошего настроения». При этом он всегда оставался верен себе и не заигрывал с модой.

- С нежной грустью вспоминаю творческую атмосферу тех лет, - рассказывал Артур Полонский одному из авторов очерка Леониду Шемете, - мы прочно обосновались в фойе кинотеатров «Колизей» и «Ударник», и зрители иногда даже забывали, на какой фильм пришли. Помню, каким успехом пользовались мои ребята... У меня работал Паша Михайлов, безусловная звезда эстрады тех лет. Это он дал путёвку в жизнь всемирно известному танго «Утомлённое солнце». Пела у меня и Валечка Батищева. Она первая исполнила и записала на пластинку «Катюшу»...

В 1985 году Полонский стал Заслуженным деятелем искусств. Он известен и как автор «серьезной» музыки. Будучи музыкальным руководителем Тульского драмтеатра, написал музыку к 15 спектаклям, среди которых «Адмирал флота», «Давным-давно», «Профессор Полежаев», «Стакан воды». Кабинет Полонского в квартире на Таганке был маленьким музеем музыкальной культуры. Множество грампластинок, нот, от стен до потолка – фотографии с задушевными дарственными надписями А. Глазунова. А. Гречанинова, И. Стравинского, П. Робсона, А. Вертинского, Н. Обуховой, И. Дунаевского, Э. Рознера, В. Красовицкой, И. Юрьевой (он был аккомпаниатором певицы на ее первом публичном концерте в Ростове-на-Дону) и других звезд советской эстрады.

В приветствии Союза композиторов СССР в 1979 году по случаю 80-летия Артура Полонского было сказано: «С первых лет становления советской музыки Вы, как композитор и руководитель ряда ансамблей и оркестров, стали первым исполнителем сочинений отечественных авторов, а Ваше творчество находило у слушателей живой интерес. Ряд Ваших сочинений легкой музыки до сих пор является образцом хорошего вкуса и высокой музыкальной культуры».
Творческая и исполнительская деятельность Артура Полонского соизмерима с тем вкладом в развитие джазового искусства, что внесли в 20-30 годы А. Варламов, А. Цфасман, В. Кнушевицкий.
Творческая жизнь А. М. Полонского оказалась завидно долгой и полнокровной. Он не уходил от рояля до последнего дня своей жизни. Полонский умер в 1989 году, ему было 90 лет.

Автограф Артура Полонского

(По материалам статей В. Юрина "Серебряный голос", Л. Шеметы, В. Полонского "Рыцарь джаза")


***

Генрих Терпиловский, 1 фланг - Николай Минх, Александр Ривчун, Яков Тумаркин, Борис Крупышев (с орденами). За Ривчуном - Борис Лившиу. Сидят - Леонид Утёсов, Юрий Саульский, Артур Полонский. Дом композиторов. Октябрь, 1972.
Генрих Терпиловский, 1 фланг - Николай Минх, Александр Ривчун, Яков Тумаркин, Борис Крупышев (с орденами). За Ривчуном - Борис Лившиу. Сидят - Леонид Утёсов, Юрий Саульский, Артур Полонский. Дом композиторов. Октябрь, 1972.

***

Недаром пост озаглавлен именно так. В Израиле живёт дочь Артура Морицевича, Рита. Сколько сил было потрачено ею в переговорах, переписке с 1 каналом (тогда ОРТ), который использовал "Цветущий май" в одном из сериалов, неверно указав в титрах композитора. "Да не надо мне денег, только напишите, КТО автор музыки!". Хе-хе.. строчку в барабане переделать было дорого.... так что ежели заметите фамилию Цфасман или ещё какую - не верьте глазам своим! "Цветущий май" написал Артур Полонский.

Комментарии

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
(без темы) - keyjulia - 2 май, 2010 21:14 (UTC) - Развернуть
nashenasledie
3 май, 2010 10:25 (UTC)
а что.. пятое наступит..
хотите, посмотрите поправки - качать много (около 7 Мб)
http://narod.ru/disk/20211230000/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8%20%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%202%20%D1%87%D1%82..rtf.html
только не пойму(( что за ... такая: почему правки идут через Кузьмина.. и все послушно идут к нему... а он, доброжелательный такой, лапочка, навстречу идёт (как бы не перестарался, бедный, отсматриваючи) - аж в выходные работает... а что, не в курсе?,


там списьмом к Пезиденту от Общественной Палаты - пошумели и будя?
(без темы) - keyjulia - 3 май, 2010 13:32 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
30 дек, 2010 23:11 (UTC)
Памятник композитору!
Бессмертная музыка забытого композитора!
Клянусь, при каждом исполнении "Цветущего мая" называть имя композитора, а при случае, проводить небольшой "лекбез" по муз.безграмотности. Благодаря этой биографической статье уже есть что сказать!
(Анонимно)
4 июл, 2013 12:41 (UTC)
цветущий май
скажите, пожалуйста, как найти дочь композитора, кто-нибудь знает ее контак в Израиле?
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner