НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Category:

Грязовец

me_frai: Грязовец
IMG_2422.JPG



Город на юге Вологодской области, не так далеко от областного центра, на федеральной трассе М8 (Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск). Я приехал на окраину Грязовца автостопом за один день из Вытегры (370 км), за этот долгий день северного лета я ещё успел заехать в Ферапонтово. Так что моё знакомство с городком началось с леса между Грязовцом и трассой М8.
У Грязовца совершенно типичная для малого города Центральной России судьба, даром что находится он на Севере. Некогда деревня во владении местного Корнильево-Комельского монастыря (от которого сейчас почти ничего не осталось), Грязовец развивался в основном благодаря своему расположению на дороге, соединяющей Москву с провинцией (с Вологдой). Соответственно, его развитие пошло гораздо быстрее после того, как в конце XVI века был построен Архангельск, ставший в условиях блокады России с запада после Ливонской войны единственными воротами страны во внешний мир. Но, как и многие придорожные сёла северной глубинки, Грязовец пришёл в упадок после строительства Санкт-Петербурга, к которому перешла функция окна вовне; траффик в сторону Архангельска из Москвы резко сократился. Новый импульс развитию Грязовца дала городская реформа Екатерины II, которая в рамках региональной политики стремилась создать больше новых городов, уездов и вообще потенциальных центров развития необъятных российских просторов. Грязовец получил статус города; первые десятилетия этот статус был скорее административным, нежели соответствующим численности населения городка или размеру его экономики. Вместе с "жалованной грамотой городам" Грязовец в числе десятков других получил правильную прямоугольную сетку улиц. Как и почти все захолустные городки империи того времени, Грязовец жил в исключительно торговлей и сельским хозяйством, являясь центром распределения аграрной продукции уезда; но ко середине XIX века он становится одним из крупнейших центров производства масла в Вологодской губернии, начинают развиваться и ремёсла (кружевоплетение). Но на город Грязовец стал окончательно похож только после строительства Северной железной дороги (Москва - Ярославль - Вологда), которая прошла через город в 1872 г.
В советское время город не получил особенно кардинального развития: он оставался локальным центром пищевой и лесной промышленности. Но некоторое развитие всё же происходило: население постепенно росло (в три раза за советское время), на общественных зданиях появлялись вот такие соцреалистические мозаики:

2. IMG_2451.JPG

Неудивительно, что при таких исходных данных Грязовец - один из самых прекрасных примеров такого захолустного уездного городка, где никогда не было особенных достопримечательностей, была такая средняя уездная застройка, но она в большой степени сохранилась. Хотя Грязовец расположен на Севере, он и сейчас гораздо больше напоминает нечерноземные города Центральной России, как по природе, так и по застройке:

3. IMG_2454.JPG

Местность вокруг в основном заселена и освоена, но в последние десятилетия кое-где полузаброшена.

4. IMG_2502.JPG

Болот и лесов не очень много (хотя в нескольких десятках километров северо-восточнее начинается вполне северная глушь), о Севере напоминает лесопилка на въезде в город, какую гораздо реже увидишь южнее:

5. IMG_2520.JPG

И ещё всё же многовато здесь для Средней полосы баракообразных и просто больших покосившихся деревянных домов:

6. IMG_2404.JPG

Пожалуй, из таких типичных среднерусских городков у дороги я ещё вспомню Плавск в Тульской области, Юхнов в Калужской, Вышний Волочёк в Тверской, Покров и Вязники во Владимирской.
Ночуя лишь в километре западнее городских кварталов, я полагал, что до Грязовца километра 3 (карты у меня не было), поэтому нагло поймал попутную машину до самого центра.
И город предстал передо мной вот таким:

7. IMG_2409.JPG

В полном соответствии с вышеизложенным, Грязовец небогат на достопримечательности.

8. Грязовец.jpg

Но то что есть - то аутентично и сосредоточено преимущественно вдоль центральных улиц Ленина и Маркса:

9. IMG_2417.JPG

10. IMG_2447.JPG

И, конечно, на расположенной у их пересечения главной городской площади:

11. IMG_2442.JPG

Западный выход на площадь улицы Карла Маркса оформлен двумя полукруглыми двухэтажными зданиями - наверно, этот ансамбль и есть самое необычное, что я видел в городе:

12. IMG_2427.JPG

Стоявший некогда на площади Рождественский собор - единственная крупная архитектурная утрата Грязовца.
Сейчас на его месте памятник павшим в Великой Отечественной:

13. IMG_2440.JPG

В перспективе восточной части улицы Карла Маркса - церковь местного святого Корнелия Комельского, очень приличная для новодела:

14. IMG_2449.JPG

Ещё отдельно стоит отметить огромную для уездного городка пожарную каланчу, похожую на водонапорную башню:

15. IMG_2415.JPG

Обратите внимание, что она отреставрирована и даже как-то использована - редкая ситуация для маленького города, где в современных условиях обычно не могут найти применение столь странным и нетипичным сооружениям.
Западнее, между историческим центром и железной дорогой - так сказать, общественно-деловой центр города.
Здесь расположен рынок;

16. IMG_2481.JPG

Автовокзал (который в условиях обвала пригородных железнодорожных перевозок в Вологодской области приобрёл решающее значение в связи Грязовца с внешним миром)
Двухэтажное дома межвоенных лет постройки - их наличие здесь довольно удивительно; строительство тогда ещё не приобрело послевоенного размаха, и таких зданий маленькие райцентры обычно не удостаивались.

17. IMG_2456.JPG

И ещё здесь большая часть грязовецких пятиэтажек:

18. IMG_2499.JPG

Вокзал с типовой водонапорной башней в Грязовце красив, но пустынен: станция неузловая, здесь останавливается лишь 5 поездов дальнего следования в день; электричек больше нет.

19. IMG_2497.JPG

Западнее железнодорожного вокзала - грязовецкая промзона (кирпичный завод, авторемонтный завод, лесопилка) и несколько приуроченных к ним кварталов - наполовину многоквартирные дома, наполовину частный сектор.
По меркам Севера и даже по меркам Нечерноземья демографическая ситуация в Грязовце относительно хорошая: за последние десятилетия население города уменьшилось меньше чем на 10%; в Вологодской области за исключением самой Вологды и Череповца лучше дела обстоят только в посёлке Шексна и в Тотьме.

20. IMG_2478.JPG

Не в последнюю очередь это можно связать с относительно хорошей экономической ситуацией: здесь вроде как работает лесная и пищевая промышленность (что менее удивительно для Вологодчины, чем для средней нечернозёмной области Центральной России).
Нельзя не упомянуть и железную дорогу - она здесь в силу своей магистральности и направленности в сторону Москвы продолжает активно функционировать, вероятно, создавая какие-то рабочие места.

21. IMG_2495.JPG

Но здесь ещё присутствует такая экзотическая для современной российской глубинки вещь, как индустриальное развитие - очень по-российски, правда связанное с сырьевым сектором.
Дело в том, что начиная с 2005 г. в окрестностях Грязовца строилась инфраструктура газопровода "Грязовец - Выборг", составной части Северного потока - прежде всего компрессорная станция.
Но, так или иначе, дороги в городе хорошие, развалин на главных улицах (как где-нибудь в Кимрах Тверской области) нету, скорее наоборот:

22. IMG_2425.JPG

Грязовецкий дворик:

23. IMG_2412.JPG

24. IMG_2455.JPG

25. IMG_2512.JPG

26. IMG_2508.JPG



Вот такой вот город Грязовец.

27. IMG_2521.JPG
_____________________
отличный репортаж, что редкость - не просто фоточки, а рассказ о том, как люди живут.
А люди, судя по всему, живут очень скромно. И так по всей стране.

Городок симпатичный! ему бы пару-тройку киносъёмок (как и другому, чудесному городу Духовщина Смоленской области), и здания исторические выглядели бы, как конфетка.
Киношники! продюсеры, режиссёры, операторы! обратите, пожалуйста, внимание! помогайте отечественной истории и реставрационной школе!!! и вам хорошо, и зрителям хорошо, и всему народу польза!
реставраторы, возьмите вместе с продюсерскими центрами шефство над архитектурным наследием малых городов - подпишите долгосрочный договор! поскольку деньги будут не государственные - 44 закон не действует, значит, можно работать самостоятельно, спокойно, на совесть. Хоть где-то должен быть порядок, не?
Tags: Вологда и Вологодская область, Смоленск и Смоленская область, архитектура, кино, охрана памятников, реставрация, русская цивилизация, фоторепортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments