НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Внутренняя тишина Ирины Константиновны Скобцевой

vitaramm: Интервью с Ириной Константиновной Скобцевой
Скобцева.


2009 год, после VI Международнго фестиваля патриотического кино "Волоколамский рубеж".


известия: Ирина Константиновна, чем для вас интересен этот фестиваль?

ирина скобцева: В жизни каждого человека существует нечто дорогое и любимое, к чему относишься с трепетом. К Волоколамской земле у меня особые чувства. В 1962-1963 годах здесь снимались эпизоды "Войны и мира", и я прожила самое счастливое время своей творческой жизни - вместе с семьей, с Сергеем Федоровичем. Мы жили в селе Теряево. В те годы еще были видны следы войны... Потом я приезжала в Иосифо-Волоцкий монастырь, к митрополиту Питириму. И вчера я там села возле иконы Божьей Матери. Икона нетрадиционного письма, но есть в ней какой-то особый свет и взгляд, который направлен только на тебя и излучает внутреннюю тишину. Она мне сейчас нужна. И народ на этой земле живет светлый и добрый. Поэтому когда шесть лет назад мне предложили стать президентом фестиваля патриотического кино, да еще названного именем Сергея Федоровича Бондарчука, конечно, я согласилась.

и: Какие эпизоды из "Войны и мира" здесь снимались?
скобцева: Московские. Возле Иосифо-Волоцкого монастыря была выстроена декорация, и местные жители участвовали в массовых сценах, играли москвичей, бегущих от пожара. Недавно подошла ко мне местная учительница и показала альбом, в котором собраны фотографии участников тех съемок. Она тогда была маленькой и снималась вместе со своей мамой. Увидела я и наше объявление: собираем массовку, съемочный день - три рубля.

и: "Война и мир" поражает не только масштабом, но и деталями.
скобцева: А вы знаете, что многие из них - подлинные? Например, в фильме есть сцена, где император в Кремле подходит к окну и смотрит на площадь. А там устанавливают его статую, которую он привез с собой. Так вот, эту скульптуру Сергей Федорович нашел в кремлевских подвалах. Неучтенную.


Photo by Stan Wayman. Съёмка Войны и мира

Photo by Stan Wayman. Бондарчук на съёмках Войны и мира
фото Stan Wayman

и: Как это?
скобцева: Комендант Кремля разрешил Сергею Федоровичу пройтись по историческим подвалам. В одном из них он увидел какой-то ящик. Комендант сдвинул дощечку, показался белый нос. Когда разобрали упаковку, оказалось - Наполеон. Никто об этой скульптуре не знал. А Сергей Федорович, словно археолог, почувствовал или что-то свыше подсказало... Вот так подлинная статуя 1812 года попала к нам в фильм.

и: У вас абсолютно аристократическая внешность и манеры. Даже княгиня Мещерская в Париже признала вас за свою.
скобцева: Откуда вы знаете? Да, в Париже была очень красивая премьера "Войны и мира". Собрался весь свет. Передо мной сидели Мария Каллас и один из потомков Романовых. Было очень интересно за ним наблюдать: прямая спина, прямая шея, сидел не шелохнувшись. И только во время эпизода охоты сделал едва заметный жест, чтобы смахнуть слезу. А во время перерыва подошла ко мне княгиня - я была в очень красивом платье от Кардена - и спросила с незабываемым прононсом: "Вы тоже титулованная?" Я ей так робко: "Нет, я артистка...".

На съёмках Войны и мира



и: Вы не интересовались своей родословной?
скобцева: Я больше интересовалась корнями Сергея Федоровича. Мои мама и бабушка были рядом, и я всё время думала, что еще успею. Но я знаю, что бабушка из рода купцов Корзинкиных. Они были меценатами, собирали древнерусскую живопись. Наверное, и во мне сработали эти гены, поэтому я пошла учиться на искусствоведческий. Студенткой много занималась иконописью..
.
и: ...А дипломную работу защищали по творчеству Валентина Серова. И вдруг - Школа-студия МХАТ.
скобцева: Я всегда любила театр. Учась в университете, играла в самодеятельности. В итоге меня приняли сразу на третий курс. А вот в кино студентам Школы-студии сниматься не разрешалось. Была известная история со студентом Владимиром Дружниковым: его пригласили на главную роль в экранизации "Без вины виноватых". Он согласился, и его отчислили. Поэтому все усердно учились. Я, например, до диплома даже не знала, где этот "Мосфильм" находится.

и: Сергей Бондарчук любил рисовать. Это под вашим влиянием?
скобцева: Нет, он самоучка, но рисовал всё время. О том, что Сергей Федорович, мой будущий партнер по "Отелло", хорошо знает живопись, я убедилась в первой поездке в экспедицию. Мы вечером как встали в поезде у окна, так только под утро и разошлись. Всю ночь проговорили. А писал Сергей Федорович иконы. У нас дома есть его работа, повторяющая икону, которой венчали Бориса Годунова на царство. Есть еще икона Христа с бездонными глазами... Сергей Федорович был разносторонним человеком. У меня день рождения 22 августа. А где в экспедиции можно что-то найти для подарка? Так он из березового полена вырезал Льва Николаевича Толстого и подарил. Правда, классик получился похожим на Герасимова.

и: Говорят, вы хорошо разбираетесь в разных мужских делах - электропроводке, сантехнике...
скобцева: Всё преувеличено. Конечно, я старалась освободить Сергея Федоровича от бытовых проблем, но серьезными навыками не обладаю. Лампочку вкрутить могу. Хотя быт и дети были на мне. Сергей Федорович как-то записал: "Я не видел, как росли мои дети, я не смог похоронить маму и отца, потому что я все время снимал, снимал и снимал".

Photo by Stan Wayman. Бондарчук.

фото Stan Wayman. 25 сентября - день рождения Сергея Фёдоровича и юбилей, ему исполнилось бы 95 лет.


и: О раскадровках "Войны и мира" сегодня слагают легенды.
скобцева: Вот об Александре Сокурове писали, что он первым всё снимал одним планом - в Эрмитаже (фильм "Русский ковчег". - "Известия"). А я вспоминаю съемки первого бала Наташи. Он весь снят одним планом. У оператора были роликовые коньки. Он кружился вместе с танцующими, поднимался и спускался на операторском кране, а Сергей Федорович, одетый Пьером, успевал перед камерой то веером взмахнуть, то красным платком. Конечно, у него были ассистенты, которые следили за расположением мизансцен. И накладок никаких не было. Так что это вовсе не легенды, а колоссальный труд. Каждое движение, каждый кадр сначала рисовался, а потом воплощался на съемочной площадке. Это не означает, что не было актерских импровизаций, но Сергей Федорович без точного плана не смог бы работать. Представьте себе: в каждом из четырех томов романа четыре времени года. Поэтому весной снимали все весенние сцены, зимой - зимние и так далее. Достаточно представить объем эпопеи, чтобы понять, с каким напряжением шла работа, с каким объемом информации должен справляться режиссер. Но самая большая беда подстерегала нас с советской кинопленкой "Свема", которая имела 22 вида брака - то неровный полив эмульсии, то перфораций не хватало, то соринка. И когда под технический брак попадали сложнопостановочные сцены, я видела такое отчаяние Сергея Федоровича...

и: И что вы делали в подобные минуты?
скобцева: А что бы вы сделали?

и: Я бы испугалась за жизнь любимого человека...
скобцева: Вот и я пугалась, и волновалась, и утешала. Когда у него была клиническая смерть, я умирала вместе с ним. Мне иногда говорят, что снималась я не так много, как должна была. Но мне было так интересно с Сергеем Федоровичем! Когда он работал над сценарием "Войны и мира", то проигрывал все мужские роли, а я - женские. Мы слушали друг друга, говорили о романе. И это мне так дорого, что не хотелось ничего другого.

и: В "Войне и мире" он был Пьером Безуховым, а вы - Элен, и отношения этой пары ничуть не напоминали ваши...
скобцева: Во время съемок реальный мир исчезает абсолютно. Переход в другую эпоху, а там уже не было ни Сережи, ни Ирины. Роль Элен мне не нравилась, я долго сопротивлялась. Мне нужен был какой-то манок. И только когда придумали крик Элен, я поняла, что смогу сыграть характер.

и: С премьерой "Войны и мира" вы проехали много стран. В чем выходили на красную дорожку?
скобцева: В платье от Кардена. Оно было сшито из золотой парчи с набивными цветами, а силуэтом напоминало русский сарафан.

и: В вашей творческой биографии много драматических ролей, но ведь вы еще обладаете комическим талантом.
скобцева: Комедию я люблю. Данелия даже говорил, что я его талисман. У меня есть одна любимая роль - очень смешная. В фильме Александра Столпера "Неповторимая весна" я играла генеральшу - молоденькую, кудрявенькую, хорошенькую Клавдию Новожилову. "Кто по специальности твой муж? Археолог? Ты счастливая жена. Чем дальше будешь стареть, тем больший интерес он будет проявлять к тебе..."

и: Вы собрали книгу воспоминаний о Сергее Федоровиче. Будете продолжать издательскую деятельность? Например, молодым режиссерам было бы очень полезно изучить те же альбомы с раскадровками - с вашими комментариями.
скобцева: Когда ушел Сергей Федорович, я сразу написала три главы, но больше не смогла. Теперь, когда прошло уже 15 лет, думаю, что надо продолжить. Хотя сейчас пишут по-другому, используют компьютер. Я-то по старинке, от руки. Сегодня мне кажется, что нужно облегчить текст. Я иногда листаю книги, которые читают мои внуки. Там уже всё другое.

и: Но у вас ведь умные и творческие внуки.
скобцева: Сережа, сын Феди, учится в киношколе, в Лос-Анджелесе. Костя Крюков, сын Алены, окончил Юридическую академию, много снимается.

и: Почему Сергея Федоровича Бондарчука-младшего не отправили во ВГИК?
скобцева: Хотелось показать, что существуют другая жизнь и другие отношения. Там не важно, чей он сын или внук. Он учится самостоятельно постигать мир, профессию, решать свои проблемы. Повзрослев, Сережа стал похож на Пьера Безухова, такой же добрый мальчик.

и: Фамилия не всегда помогает в период становления?
скобцева: Да, Алене и Феде было очень тяжело. А Алена еще такая бескомпромиссная. Люди-то у нас "добрые", любят в спину шипеть. Мои дети выстояли, потому что примером для них были жизнь и творчество отца. Федор такой же трудоголик. Он вечно полон идей.

и: Вы много лет вместе с Сергеем Федоровичем вели во ВГИКе актерскую мастерскую. С бывшими своими студентами общаетесь?
скобцева: Да, постоянно. Очень горжусь Валей Ганевым, ведущим сегодня драматическим артистом Болгарии. С нежностью вспоминаю красавицу литовку Гражину Байкштите и серьезную финку Улу Рейненкайне. Недавно звонила Наташа Андрейченко. Дочка родила ей внучку. Радовалась и в шутку переживала, что уже стала бабушкой. У каждого теперь своя жизнь, кто-то даже профессию поменял. К сожалению, они попали в лихолетье, многие не пережили свою невостребованность.

и: Вам нравится новое поколение актеров?
скобцева: Сейчас, говорят, опять есть приток во ВГИК. Но наша профессия только кажется легкой. Одну роль, то есть самого себя, может сыграть каждый человек. Но существует Профессия, и она требует определенного таланта. Не может музыкант быть без слуха, а оперный певец - без голоса. К сожалению, сейчас в нашей профессии главенствуют мода и штампы. И лишь единицы актеров и актрис можно назвать истинными звездами..

источник

Министр культуры СССР Е.А.Фурцева, Н.Н.Рыбников, С.Ф.Бондарчук, В.В.Тихонов, Н.В.Мордюкова, А.Д.Ларионова, И.К.Скобцева на загородной даче во время встречи руководителей партии и правительства с деятелями культуры и искусства. Июль, 1960, РГАКФД.

Министр культуры СССР Е. А. Фурцева, Н. Н. Рыбников, С. Ф. Бондарчук, В. В. Тихонов, Н. В. Мордюкова, А. Д. Ларионова, И. К. Скобцева и другие на загородной даче во время встречи руководителей партии и правительства с деятелями культуры и искусства.
Июль, 1960, РГ
АКФД

Tags: "Известия", 1812, 60-е, life, Бондарчук, Кремль, Лановой, Народный артист СССР, Скобцева, Сокуров, Фурцева, Эрмитаж, актёры, архивы и документы, интервью, кино, купечество, монастыри, пожар, старые фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments