НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

История деградации учреждения, рассказанная им самим

шикарная находка, вся суть "новейшей" России в одной истории.

domik_v_che: История деградации учреждения, рассказанная им самим

Взято с официального сайта Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
http://ac.gov.ru/about/55let/
Копирую целиком, а то мало ли... Итак

Наша история

У Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации богатая история. Организация родилась в 1959 году в период активного развития советской экономики и, пройдя через все изменения социально-экономического уклада советского и российского государства, служит Отечеству по сей день.

Аналитический центр «вырос» из Главного вычислительного центра Госплана СССР. Самый долгий и весьма продуктивный период его работы прошел именно под этим названием. Главный вычислительный центр был аналитическим ядром и огромной счетной машиной Госплана – генерального штаба советской экономики. Его разработки доказали эффективность использования экономико-математических методов и ЭВМ и тем самым позволили перейти к качественно новым технологиям в практике государственного экономического планирования.

Использовать все лучшее, прогрессивное, создавать основу для правительственных решений – в этом Аналитический центр видит свою задачу и преемственность.

А началось всё в октябре 1959 года.

Вычислительный центр при Госплане СССР (октябрь 1959 года – май 1963 года)

К идее использования вычислительных машин в своей практике Госплан СССР относился отрицательно, или, точнее, с подозрением.  Но первый Вычислительный центр был создан именно Госпланом. «В целях использования электронной вычислительной техники для выполнения планово-экономических работ» — так говорилось в приказе Совета министров СССР о создании ВЦ при Госплане СССР. Приказ был подписан Алексеем Косыгиным 1 октября 1959 года.

В период становления Вычислительного центра наблюдался существенный рост численности сотрудников: в начале 1960 года их было всего 56, а уже к 1971 году стало более 900. Причем процесс не имел ничего общего с раздуванием штатов. На работу принимались исключительно зарекомендовавшие себя на государственной службе компетентные специалисты – экономисты, математики, программисты. В этот же период сформировались основные направления работы Центра, сложились его главные службы: экономическая, математическая, технологическая. Была создана прогрессивная, уникальная для экономики Советского Союза структура, переведшая планирование на абсолютно новый технологический уровень.

В 1960 году Вычислительный центр возглавил заместитель председателя Научно-технического совета по комплексной механизации и автоматизации производственных процессов Госплана СССР Михаил Раковский, много сделавший для его создания. Проработал на этой должности Раковский только один год, после чего пошел на повышение, а на его место был назначен Николай Ковалев, служивший до этого начальником сводного отдела Госплана.

За несколько лет работы Центр сформировал основные направления разработки и практического применения экономико-математических методов и моделей в народно-хозяйственном планировании, были начаты работы в области демографического прогнозирования по СССР в целом и союзным республикам.

Главный вычислительный центр Госплана СССР (май 1963 года – май 1991 года)

В мае 1963 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление «Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем в народное хозяйство». На основании этого Постановления был образован Главный вычислительный центр Госплана СССР, который действовал в таком виде 28 лет.

Самое главное достижение ГВЦ состоит в том, что впервые в мировой практике его специалисты осуществили расчёты межотраслевых балансов производства и распределения продукции народного хозяйства в натуральном измерении. За основу была взята модель нашего соотечественника – экономиста Василия Леонтьева, эмигрировавшего из Петербурга в США в 20-е годы ХХ столетия. Хотя непосредственно в составлении балансов Леонтьев не участвовал, его большая заслуга заключается в создании для них математической модели. До этого баланс был чисто статистическим документом.

Немалую роль сыграла в разработке баланса и лаборатория экономико-математических исследований Василия Немчинова, располагавшаяся в здании ГВЦ. Сотрудничество с ней было очень тесным, даже вычислительные машины использовались общие.

Когда состоялось празднование 10-летия Главного вычислительного центра Госплана СССР, юбилей совместили с новосельем — для ГВЦ был построено 12-этажное здание на Новокировском проспекте (ныне – проспект Академика Сахарова), в котором Аналитический центр располагается и сейчас. Это было первое  в стране здание, спроектированное специально для вычислительного центра, и долгое время оно считалось одним из наиболее совершенных с точки зрения размещения в нём крупных ЭВМ и других средств вычислительной техники, а также условий для работы специалистов и обслуживающего персонала.

На коммунистических субботниках сотрудники ГВЦ помогали строителям возводить новое здание.

Работавшие в нём современники так описывали особенности этого сооружения: «Машзалы в нём находились в части здания, обращенной на Новокировский проспект. С этой стороны на фасаде чередуются высокие этажи машзалов и низкие технические этажи. На противоположном фасаде — горизонтальные членения через равные промежутки, этажи одинаковые, там находились кабинеты. А на торцевых фасадах сделан искусный переход одного типа членений в другой».

Владимир Безруков, начальник ГВЦ в 1984 – 1990 годах: «У нас, наконец, появились необходимые для расширения работы площади и возможность увеличить число сотрудников. Особенно важно это стало, когда мы перешли на работу в режиме нон-стоп, то есть круглые сутки, включая субботу и воскресенье. Дело в том, что машины серии ЕС не рекомендовалось останавливать, так что первое время после переезда им приходилось по ночам  работать вхолостую. Зато примерно с 1974–1975 года у нас появилась возможность полностью перейти на выпуск государственных планов в машинном исполнении».

Эмиль Ершов, директор НИИ Госкомстата России в 1989 – 1993 годах: «Надо отдать должное Ковалёву как администратору. Именно он добился строительства первого специализированного здания для ГВЦ. При нём резко выросла численность сотрудников организации (до 1200 человек к 1972 году) и было принято решение, что возглавлять ГВЦ отныне будет заместитель председателя Госплана».

Так и произошло — следующий руководитель, Николай Лебединский, являлся одновременно заместителем председателя Госплана СССР. Он руководил работой Главного вычислительного центра до 1981 года. В этот период сотрудничество между всеми республиканскими ВЦ  было переведено на научную, плановую основу, была разработана система «Документ». Она позволяла все документы, которые доводились Госпланом до министерств и предприятий, обрабатывать в ГВЦ централизованно и машинным способом.

В этот же период Центру довелось столкнуться с компьютерными вирусами. Талантливый системный математик Дмитрий Лозинский именно в стенах ГВЦ Госплана создал первый советский антивирус Aidstest. Позже, когда появились персональные компьютеры, Лозинский перенёс на них свои наработки.

Совершенствование методов работы было в обычной практике ГВЦ. Назначенный в 1981 году его начальником Владимир Коссов втечение 3 лет руководил работами по созданию, внедрению и развитию автоматизированной системы плановых расчётов. В момент его назначения ЭВМ могла безаварийно работать максимум сорок минут и периодически выходила из строя, не закончив вычисления.

Владимир Коссов, начальник ГВЦ Госплана в 1981 – 1984 годах:«Я начал свою деятельность в ГВЦ с того, что проводил совещания, где заставлял сотрудников брать социалистические обязательства довести время безаварийной работы ЭВМ до 2 часов, чтобы можно было завершить выполнение любой задачи. В конце концов, от инженеров и программистов удалось добиться надежной работы. В этом огромную роль сыграли Дима Лозинский, Володя Собельман — наша «золотая гвардия». Благодаря им всё удалось сделать. Когда я уходил из ГВЦ, проблем с безаварийной работой уже не возникало. Это было необходимо, ведь мы делали сложнейшую работу. Один экземпляр народнохозяйственного плана имел высоту полтора метра, в нем на уровне подотраслей и крупных предприятий было написано, кому что произвести. План был обязателен к исполнению. Если какой-то директор завода план не выполнял, то его снимали с работы».

В 1984 году Коссова назначили руководить Главным управлением информации при Совете министров СССР, и ГВЦ возглавилВладимир Безруков, работавший там с 1964 года. Он рассказывал, что график и правила работы были очень жесткими. Это касалось и доступа к машинам, и использования машинного времени. Дни были заняты отладкой программ, а ночью шли расчёты, и ответственность каждого сотрудника была очень высока.

Владимир Безруков, начальник ГВЦ Госплана в 1984 – 1990 годах: «У меня в кабинете стоял дисплей, и я видел, кто чем конкретно занимается, что уже посчитали, какие задачи решили, сколько времени это заняло. Всё фиксировалось. «На сторону» у нас никто не работал. Конечно, я допускаю, что можно было подхалтурить, отладить какое-нибудь программное средство. Но выполнить солидный сторонний заказ, что-то посчитать, конечно, было невозможно. Вход в машинный зал был очень жёстким. Войти туда просто так постороннему было нельзя. У нас выросло много людей, которые стали потом большими руководителями. Вычислительные центры Минфина, Госбанка, ЦСУ возглавляли специалисты, которые долгое время проработали у нас».

Анатолий Гавриленко, экономист отдела внешних связей ГВЦ Госплана: «Так получилось, что в ГВЦ собрались одни умницы и умники, цвет представителей своей профессии. Настоящими интеллектуалами были все — от начальников подразделений и их заместителей до рядовых инженеров. Все подотделы возглавляли безусловные специалисты своего дела, которые старались подобрать коллектив из умных людей. Средний возраст чиновников Госплана, когда я туда пришёл, был 64 года. А в ГВЦ был молодежный коллектив».

В 80-е годы начали происходить первые изменения, коснувшиеся в дальнейшем всего народного хозяйства Советского Союза. Не миновали они и Главный вычислительный центр Госплана СССР.

Главный вычислительный центр при Министерстве экономики и прогнозирования  СССР (май - декабрь 1991 года)

В мае 1991 года в связи с ликвидацией Госплана СССР и образованием Министерства экономики и прогнозирования СССР ГВЦ был включён в перечень организаций, действовавших при Министерстве экономики и прогнозирования СССР.

Перемены, пришедшие вместе с перестройкой, кардинально изменили и плановый механизм. В 1986 году в Госплане Союза прошла первая коренная ломка, затронувшая и саму систему, и людей, работавших на неё. Впервые за многие годы, если не десятилетия, в 1988 году прошло сокращение штатов «по-живому». Если раньше реорганизации сводились к ликвидации вакансий и увольнению пенсионеров, то в этот раз прошлись по работоспособным людям. Были вынуждены уйти многие хорошие специалисты.

Центр экономической конъюнктуры и прогнозирования (декабрь 1991 года – декабрь 2005 года)

Полгода спустя, в декабре 1991 года организация снова пережила изменения: на ее базе был образован Центр экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики и финансов Российской Федерации. С февраля 1993 года он сменил «куратора» и стал Центром экономической конъюнктуры при Совете Министров – Правительстве Российской Федерации, а с февраля 1998 года – при Правительстве Российской Федерации.

Центр был создан в сложнейший период распада Советского Союза и решал абсолютно новые для того времени задачи макроэкономического прогнозирования и аналитического обеспечения экономических реформ. Несмотря на отказ от централизованного директивного планирования, весьма востребованными для Правительства Российской Федерации оказались и высокая квалификация специалистов системы Госплана, и умение оперировать массивами статистической информации, и знание технологий обоснования экономических решений, разработанных многими поколениями госплановцев. Директором Центра был назначен заместитель директора ГВЦ Яков Уринсон, до этого работавший заместителем директора ГВЦ Госплана. После 1994 года у Центра сменилось несколько руководителей, и в 1996 году его надолго возглавил Владимир Безруков.

Яков Уринсон, директор Центра экономической конъюнктуры и прогнозирования в 1991 – 1994 годах, министр экономики в 1997 – 1998 годах: «В 1991 году заместитель председателя правительства России по вопросам экономической политики Егор Гайдар пригласил меня и моих коллег для работы по анализу и прогнозированию рыночной экономики. Мое назначение директором Центра экономической конъюнктуры и прогнозирования в ранге министра состоялось 31 декабря 1991 года. Со 2 января 1992 года мы начали создавать абсолютно новую систему государственного регулирования — не централизованную, а финансово-экономическую».

Центр экономической конъюнктуры был ведущей организацией в России по созданию методологии и проведению конъюнктурных обследований в области деловой активности в различных секторах экономики. На основании межотраслевых моделей он делал вариантные расчеты для различных схем либерализации цен, планов развития внешней торговли и других правительственных решений. Сотрудники Центра экономической конъюнктуры были пионерами по многим направлениям исследований. В частности, они стали одними из первых, кто анализировал цены мирового рынка на основные сырьевые товары, изучал внутренний валютный рынок и рассчитывал эффективность валютных операций, а также налаживал процесс обработки таможенной статистики, оперативно прогнозировал уровень безработицы, продовольственного обеспечения и т.д.

Одновременно с Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации функционировал Рабочий центр экономических реформ.

Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации (декабрь 1991 года – декабрь 2005 года)

Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации также был организован на базе ГВЦ Госплана СССР.  Он создавался для законодательного обеспечения реформ, и его основной задачей считалась координация процесса разработки первоочередных нормативных актов. Специалисты РЦЭР участвовали в создании ряда законопроектов и среднесрочных программ, а также готовили экспертные заключения по огромному потоку законодательных инициатив и ведомственных документов, выявляя некомпетентные и непосильные для бюджета предложения лоббистов.

Директором Рабочего центра экономических реформ был назначен Сергей Васильев.

Сергей Васильев, директор Рабочего центра экономических реформ в 1991 – 1994 годах: «Оценивая сегодня то, что нам удалось и не удалось сделать, я испытываю удовлетворение от проделанной работы. Конечно, мы недооценили нефтегазовую промышленность, проблему олигархии, связанную с крупными предприятиями. Но мы создали основу рыночной экономики, в стране были построены новые рыночные институты. Именно построены, так как понятно, что их нельзя было автоматически пересадить на российскую почву, что они должны вырасти здесь сами – конечно, с использованием мирового опыта».

После назначения Васильева на должность заместителя министра экономики РЦЭР возглавил Сергей Павленко.

Сергей Павленко, директор Рабочего центра экономических реформ в 1994 – 1996 годах:  «У Центра не было никаких официальных филиалов. Информация поступала в основном от людей на местах, с которыми мы заключали договор на сотрудничество. Большое значение имели личные связи и контакты. В то время интернета еще не было, поэтому мы пользовались различными телеграфными устройствами. Уж не помню в деталях, как все удалось организовать, но на компьютере постоянно обновлялась новостная лента, двигалась электронная строка, существовала подписка на различные электронные издания, и наши специалисты на местах, проводя мониторинг местной ситуации, в том числе динамики цен, регулярно присылали нам данные».

Центр регулярно организовывал семинары, дискуссии и пресс-конференции, отслеживал общественные тенденции. Выпускались конъюнктурные бюллетени и аналитические доклады, проводились оперативные экономические исследования. С 1997 года его возглавлял Владимир Мау.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации (декабрь 2005 года – настоящее время)

20 декабря 2005 года председатель Правительства Михаил Фрадков подписал Постановление Правительства Российской Федерации № 777 о федеральном государственном учреждении «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». Оно создавалось путем слияния Центра экономической конъюнктуры и Рабочего центра экономических реформ и становилось их правопреемником. Предельная численность сотрудников Аналитического центра была ограничена до 190 человек.

Основными направлениями деятельности Аналитического центра были определены подготовка для Правительства рекомендаций и предложений по приоритетным вопросам экономической политики и экономических реформ, информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства по вопросам осуществления экономических реформ, экспертиза концепций и программ социально-экономического развития России, участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам стратегии и тактики осуществления экономических реформ, включая институциональные и структурные преобразования, проведение анализа и осуществление краткосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны.

Руководить Аналитическим центром назначили Андрея Зверева.

Андрей Зверев, руководитель Аналитического центра в 2007 – 2009  годах: «До 2007 года Центр фактически не работал из-за отсутствия бюджетных ассигнований. Происходил поиск руководителя. Процедур объединения центров никто не начинал. После назначения меня на должность руководителя в октябре 2007 года я первым делом создал ликвидационную комиссию. За 2 года неопределенности мы потеряли много работоспособных молодых сотрудников, штат пришлось набирать практически заново.

Благодаря тому, что у нас не стало статуса госслужащих, мы получили право заниматься коммерческой деятельностью. Первые договора были подписаны с госкорпорациями (ВЭБ, РЖД, Газпромом, Транснефтью и др.), знавшими, кто мы такие. Первый заказ мы получили от Владимира Якунина на разработку стратегии развития железнодорожного транспорта. Вскоре этот процесс пошёл по нарастающей и позволил в 2008 году увеличить бюджет Аналитического центра в 4–5 раз, достойно платить сотрудникам и приглашать на работу сильных экспертов».

Важным направлением исследований стали региональные и муниципальные мониторинги социально-экономического развития. Постепенно Аналитический центр становился основным центром анализа регионального развития.

В начале 2009 года Аналитический центр возглавил Алексей Макушкин. В соответствии с поставленными задачами Аналитический центр стал осуществлять мониторинг реализации Основных направлений деятельности Правительства и проектов Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. С использованием собственных информационно-аналитических инструментов проводился сбор, мониторинг и комплексный анализ показателей социально-экономического развития страны.

Глеб Покатович, с 2009 года – начальник управления, с декабря 2012 года – заместитель руководителя Аналитического центра: «К весне 2009 года почва для обновления Аналитического центра была подготовлена, и в него пришла новая команда. Центр выполнял два главных задания. Во-первых, проводил мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства, который делался с целью оптимизировать бюджетные расходы, лучше понять, на что государство тратит деньги, а в случае необходимости сокращения расходов решить, от чего можно отказаться. Второе было связано с работой Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, созданной летом 2009 года. Нам было поручено заниматься мониторингом выполнения этих заданий. Отчеты готовились ежемесячно. В 2012 году мне показалось, что запрос на нашу деятельность в этом контексте иссяк. Работа с Комиссией пошла на спад, а в 2013 году ее вообще расформировали».

В декабре 2012 года новым руководителем Аналитического центра был назначен Константин Носков. С появлением новой команды была реализована идея превратить Аналитический центр в современную консалтинговую компанию, тематически работающую по направлениям деятельности Правительства.  Для этого было видоизменено госзадание – основа деятельности организации, – и Аналитический центр перешел от сложных научных исследований и ежегодных объемных отчетов к формату аналитических записок, подготовленных как по запросу Правительства, так и в инициативном порядке.

Константин Носков, с декабря 2012 года – руководитель Аналитического центра: «Мы изменили формат работы, стали проводить много публичных экспертно-аналитических мероприятий по различным темам — от 3 до 10 еженедельно, создавая тем самым авторитетный экспертный пул. Мы используем дистанционные опросы, другие форматы взаимодействия с наиболее компетентными отраслевыми специалистами. Таким образом мы держим руку на пульсе социально-экономической жизни страны, видим весь спектр мнений наших коллег – экспертов и аналитиков по разным вопросам, – и на их основе готовим документы, необходимые в работе различных подразделений Правительства».

По итогам первого года работы в новом формате стало понятно, что планы даже перевыполнены. К примеру, вместо 100 экспертных заключений и аналити­ческих материалов для обеспечения деятельности Правительства было подготовлено 160. Вместо 166 информационных справок по актуаль­ным вопросам социально-экономического развития страны – 242.

Пожалуй, самым «прорывным» направлением стало проведение экспертно-аналитических мероприятий: установленная госзаданием норма в 32 мероприятия была превышена в 5 раз, за 2013 год на площадках Аналитического центра прошли 164 мероприятия, в которых приняли участие более 6600 представителей федеральных и региональных органов власти, предприятий, общественных объединений, отраслевых союзов и ассоциаций.

Владислав Онищенко, с декабря 2012 года – первый заместитель руководителя Аналитического центра: «Со стороны государственных органов есть потребность и заинтересованность в нашем новом продукте. И если вначале мы много делали в инициативном порядке, то теперь количество запросов на нашу аналитику резко возросло. Мы почувствовали востребованность нашего интеллектуального продукта, что очень мотивирует работу всего коллектива, а на сегодняшний день это более 100 экспертов и ведущих аналитиков».

В настоящее время Аналитический центр занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой правительственных решений по основным вопросам социально-экономического развития страны в сферах финансов, транспорта, ЖКХ, ВТО, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, образования, здравоохранения, инноваций, информационных технологий, проектного управления и др. Особое внимание уделяется сферам энергетики, бюджетной политики, сельского хозяйства и стратегического планирования.

55-летний юбилей, который отмечался в октябре 2014 года, Аналитический центр встретил в обновленном формате, впитав и сохранив всё лучшее, что было накоплено организациями-предшественницами, и применяя в своей работе современный подход и принцип оперативности, актуальные в наше время.

Получив в 2015 году статус автономной некоммерческой организации, Аналитический центр остается верным главной цели – обеспечивать экспертную поддержку работы Правительства. И знает, как сделать жизнь в России лучше.

Документы:

1 октября 1959 года
Приказ Госплана СССР № 597
"О создании Вычислительного центра при Госплане СССР"
Подписано А. Косыгиным

21 мая 1963 года
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 564
"Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство"

18 ноября 1991 года
Распоряжение Правительств РСФСР №15-р
"Об обеспечении работы экспертных групп Правительства РСФСР, направленной на осуществление экономических реформ"
Подписано Е. Гайдаром

23 февраля 1993 года
Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 159
"О центре экономической конъюнктуры при Совете Министров – Правительстве Российской Федерации"
Подписано В. Черномырдиным

20 декабря 2005 года
Постановление Правительства Российской Федерации № 777
"О федеральном государственном учреждении "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации"
Подписано М. Фрадковым

Под конец, разумеется, смена организационно-правовой формы с бюджетного учреждения на автономную некоммерческую организацию. Мода нынче такая.
_______________________

выгнать всех нахрен С ВЫПЛАТОЙ УЩЕРБА.
Tags: 50-е, 60-е, 70-е, 80-е, 90-е, СССР, архивы и документы, засланцы, история, на чужом горбу в рай, подлость, чиновники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments