"...А память, маску сняв, меняет цвет,
И прикрываясь беспокойством смуты,
Бредет за ними, по пятам, во след..."
Максимилиан Волошин
И прикрываясь беспокойством смуты,
Бредет за ними, по пятам, во след..."
Максимилиан Волошин
деревня Любаново. Предполагается, что название Любаново пошло от прозвища Лобан – лобастый человек. А вот дочь Карла фон Шлиппе – Елизавета утверждает, что Любаново происходит от слова любовь. Исторические источники говорят, что в 17 веке Любаново принадлежала вотчине князей Волынских, Юсуповых, Колычевых, Черкасских и входило в Боровский уезд. До Шлиппе Любаново принадлежало двум помещикам – Черторыжскиим и Апухтиным. Между ними была большая неприязнь, доходившая до вражды. Каждый из них пользовался только своей, тогда еще деревянной, церквью. В 1782 году обе они были снесены по ветхости.
Когда имение Любаново перешло к Шлиппе, во время строительных работ в земле были обнаружены кости и черепа по всему саду, а под домом бывшего владельца нашли 40 черепов. От поколения к поколению передавалась молва о жестокости обращения Черторыжских с крепостными, что подтверждает найденный скелет человека, замурованный в стене подвального помещения.
В 1622 году село принадлежало боярам Колычевым, затем перешло во владение князей Черторыжских, потом князей Черкасских.
Дочь Карла Владимировича Шлиппе вспоминала «имение Щербатовых было большое и богатое, но совершенно запущенное. Хозяева там редко бывали, раз –два в году, не дольше, как две-три недели. Крестьяне ненавидели их за чрезмерную скупость. Шлиппе ни раз просили Щербатова сдать им в аренду запущенную землю, но каждый раз в резкой форме они получали отказ. Вскоре после революции крестьяне разнесли Щербатовский дом, а всю княжескую мебель и утварь разделили между собой».
В 1920 году по настойчивому требованию В.И, Ленина в Любаново на отдых и восстановление сил и здоровья был направлен тяжело больной Ф.Э. Дзержинский. На тот момент здесь был первый колхоз в Московской области, сохранились теплицы, оранжереи, скотный двор, много техники от прежних хозяев. Была хорошая материальная база. Дзержинский страдал туберкулёзом, а усиленное питание, воздух по могли ему восстановится. В то же время в Любаново приезжал Луначарский (его брат был первым председателем колхоза Любаново), Семашко и другие деятели государства.
В 1938 году в помещении имения Шлиппе размещалась школа для ослабленных детей, слушателей Военной Академии им. Фрунза. С началом войны детей эвакуировали в глубь страны, а имущество школы местные жители растащили по своим домам.
В конце октября – в начале декабря 1941 года через Любаново проходила линия фронта.
Большинство домов и построек было разрушено. Но усадьба Шлиппе не пострадала. В неё сразу же заселились местные жители, оставшиеся без крова. Потом в здании размещалось правление колхоза, медпункт, школа на два класса, жил учитель с семьей. В 1967 году бывшее имение Шлиппе передали под школу. В послевоенные годы Любаново практически отстроилось заново, хотя и не приняло своего исторического вида. Немыми свидетелями является дом, оставшиеся от прежней рощи липы в центре села, да те пять кирпичных домов, построенных Шлиппе после пожара.
В настоящее время в доме Карла фон Шлиппе располагается библиотека.
А мы поедем дальше вдоль реки Нара