?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

pavelrudnev Федор Волков и иконостас церкви Николы Надеина

Вот, что бывает, когда гвоздевская метода (замечу в скобках: западническая, европейско-ориентированная) существенным образом помогает нам разобраться в истории российского театра, его самой не изученной эпохи. Маргарита Георгиевна Ваняшова сделала серьезное научное открытие, восстановив связи между театром и церковью, продемонстрировав на примере опять же русской провинциальной культуры, как взаимообогащается церковь и театр, когда вглядываются, подражают друг другу, сотрудничают.

Ну и отдельная благодарность автору за сюжет о том, как гопники XVIII века побили в Ярославле зрителей и участников комедии: «Воры шельмы Гришка Чигирин, Серега Мококлюев с товарищи, человек с двадцать, выхватя из саней дубины, показанных Волкова, Крепышова и других, идущих с комедии людей, били…», «Гурьев, выскача из саней, сам людей бил и кусал зубами, причем и меня, схватя за волосы, укусил персты до крови».


Из 15 портретов Волкова, представленных на ярославской выставке 1900 года к 150-летию русского театра, до наших дней дошли единицы. Скульптурное изображение Ангела Великого Совета в храме Николы Надеина — обретение начала XXI века. Он не был опознан и осознан на протяжении двух с лишним столетий.
***
Если смотреть на царские врата с разных сторон, слева или справа, идти вдоль всего иконостаса, то фигуры на царских вратах будут меняться, мимика и пластические жесты приобретут динамику, покажется, что фигуры пришли в движение, что мы смотрим фильм, присутствуем при бурном диалоге, на своеобразном митинге.
На царских вратах храма мы отчетливо видим две группы апостолов, расположенные по разные стороны от центральной фигуры. Две группы, разделенные страстным идейным спором. Отцы церкви обсуждают, достоин ли отрок приобщиться апостольского единства, свят ли для этого, может ли быть причастным Божественной Жизни.
Воодушевленные, взволнованные лица. Подчас резкие движения и жесты. Ничего божественного в фигурах апостолов на царских вратах нет. Создается впечатление, что они были подсмотрены Волковым в реальной жизни купеческого Ярославля, взяты с натуры. В этих группах можно узнать знакомых Волкову сподвижников по театральной труппе.
<..>
Никольская улица, на которой стоит церковь Николы Надеина (теперь улица Волкова), очень короткая. На ней во времена Волкова было три переулка — Гурьевский, Полушкин (по фамилии отчима Волкова) и Холщевников (Егор, друг Волкова). Сейчас это соответственно улица Кедрова, почти исчезнувший переулок Критского и Народный переулок. Храм Рождества Христова в Гурьевском переулке был, по сути, старообрядческим.
В этой истории отражается противостояние двух культур — старообрядческой и новой. Старообрядцы называли актеров и скоморохов кощунниками и глумотворцами. Гурьев жаждал «извести» глумное актерское племя, тем паче что были у него веские причины — Федор затеял перестроить двухэтажный каменный дом (кожевенный амбар) рядом с его владениями под театр. Челобитную образованного купца Егора Холщевникова государыне императрице о защите актеров подписали ярославский воевода Артамон Матвеев и городской голова Бобрищев-Пушкин.
Неужели власти города — городской голова и воевода не могли найти на Гурьева управу и наказать фабричных людей? Это было непросто. Представления комедий, театральных зрелищ нигде в России официально не были разрешены. В борьбе за «нравственность» Гурьев наверняка требовал от ярославского магистрата документ об официальном разрешении устраивать эти «непотребства».
И воевода, и городской голова, поощрявшие театральную деятельность Волкова, подписали челобитную Холщевникова и отправили ее в Петербург. Совпадения в датах не могут не волновать воображение. В декабре того же 1750 года после получения челобитной из Ярославля Елизавета издает указ, на основании которого в купеческих домах разрешалось устраивать театральные представления с непременным условием, чтобы актеры не появлялись в чернеческом (монашеском), церковном платье и чтобы при сем драк не устраивали. На том же заседании Сената от 10 декабря принимается «Определение… о посылке в Ярославль сенатского экзекутора И. Игнатьева».

очень интересная публикация!

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner