НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

преступная бесхозяйственность

matveychev_oleg В окрестностях Весьегонска

Роспись в храме села Никола-Высока была главной целью нашего трёхдневного путешествия в "медвежий угол" Тверской области. В середине XIX в. через село проходил почтовый Ярославско-Мологский тракт, а Никола-Высока являлось погостом. Ещё в 1770 г. на погосте был построен деревянный храм, рядом с которым в начале 1800-х началось строительство каменной церкви Преображения, главный придел которой был освящён лишь в 1834-м. Около 1850 г. выстроили отдельно стоящую колокольню, впоследствии соединённую притвором-папертью с трапезной. Храм принадлежит к архаичному для начала XIX столетия кругу памятников, продолжающих традиции позднего провинциального барокко, а колокольня, возведённая в формах позднего классицизма, - одна из лучших в Тверской области.

Но интерес вызывает не столько храм, как его интерьер. Поражает своими размерами сохранившийся монументальный иконостас (в прошлом году произошло его обрушение). Перед нами высокий трёхъярусный главный иконостас 1830-х гг., сохранивший остатки резного декора. Является замечательным памятников в стиле классицизма. До 1990-го года было цело почти всё декоративное убранство иконостаса и даже большинство икон.








Роспись в этом храме одна из лучших, повстречавшихся нам на протяжении всех путешествий. Её насыщенный колорит, пышный и виртуозно написанный растительный орнамент придают особую выразительность этой живописи. Академическая роспись основного объёма выполнена клеевыми красками, по-видимому, в 1850-е гг.. Это один из наиболее ярких примеров художественного направления, получившего распространение в северо-восточной части Тверской области в 1-й пол.– сер.XIX века.









В алтарной части находятся остатки сооружения в виде ротонды - церковных сень. А роспись алтаря также имеет богатое колористическое решение.







Теперь проходим в обширную трапезную, где сохранились двухъярусные придельные иконостасы, выполненные в формах эклектики во 2-й пол. XIX века.





После Николы-Высоко мы заехали в село Чамерово, где по-прежнему в храме проводят службы, в село Баскаки и многие другие.




_____________________

Памятник архитектуры
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
(д.Николо - Высока)

Один из лучших памятников архитектурного зодчества в районе. В литературе церковь датируется 1820 г. Высокое помещение храма перекрыто восьмидольными сомкнутыми сводами. Сохранена клеевая роспись, которая изобилует многофигурными динамичными композициями с пышным орнаментом.

памятники архитектуры Тверской области
Кирпичная церковь стоит в центре села, на возвышенности. Западный фасад обращен к улице, восточный - в сторону кладбища и протекающей в низине речке.

В литературе церковь датируется 1820 г., однако стилистические особенности храма и трапезной характерны для позднего барокко и с большой уверенностью позволяют датировать их концом XVIII в. К 1820 г., скорее всего, относится строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной в стиле позднего классицизма.
[ещё]
Небольшой притвор, соединивший трапезную с колокольней, сделан в середине XIX в. Высокий трехсветный четверик храма имеет граненую кровлю с высокой стрелой подъема. Тонко прорисованные луковичные главы поставлены на высокие граненые барабаны. Центральный барабан световой, боковые глухие. Сильно пониженные по отношению к четверику объемы апсиды и двухпридельной трапезной почти равны ему по ширине. Над алтарем и приделами поставлены небольшие главки. Завершает общую композицию трехъярусная колокольня, слегка сдвинутая к северу от продольной оси здания. Ее развитый объем, включающий полуярус и резонатор звона, увенчан главой в форме вазы.





Фасадная декорация храма имеет плоскостной характер с преобладанием вертикальных членений. Три яруса оконных проемов помещены в узкие прясла, отделенные друг от друга лопатками. Такими же лопатками обработаны углы четверика. Широкий венчающий карниз включает сухарики и филенчатый фриз с декоративными кокошниками. Над карнизом, между боковыми главами, помещены ложные люкарны. Арочные оконные проемы обрамлены простыми наличниками. Лопатки на фасадах апсиды и трапезной обработаны рустом. Колокольня, насыщенная ордерной декорацией, впечатляет мощной пластикой и монументальностью форм. Во всех основных ярусах использованы колонны тосканского ордера, несущие антаблемент с массивными карнизами, которые украшены мутулами. В декорации барабана использованы изящные ионические пилястры. Белокаменные детали декора отличаются тщательностью исполнения.

Высокое помещение храма перекрыто восьмидольным сомкнутым сводом, который прорезан отверстием светового барабана. Апсида перекрыта конхой, четырехстолпная трапезная - системой коробовых сводов с распалубками. В храме сохранилась одновременная ему клеевая живопись, выполненная в традициях барокко. Росписи изобилуют многофигурными динамичными композициями с архитектурными фонами и пышным растительным орнаментом. Отличающиеся особой чистотой форм трехъярусный иконостас и надпрестольная сень выполнены в первой половине XIX в. в стиле зрелого классицизма.

(По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)


Tags: sos!, РПЦ, Тверь (Калинин) и Тверская область, иконы/росписи, интерьеры, охрана памятников, подлость, преступление, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment