НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

28 октября 1941 года в 4 часа дня

Большой театр. !941

прорвавшийся к Москве бомбардировщик сбросил на Большой театр 500-килограммовую бомбу, которая прошла между колоннами под фронтоном портика, пробила фасадную стену и разорвалась в вестибюле. Полностью разрушенными оказались скульптуры в нишах, лепнина, капители колонн портика, дубовые двери, оконные рамы, художественные торшеры. Была пробита и частично обрушилась стена главного фасада, разрушено перекрытие портика главного входа, обрушилось перекрытие вестибюля, повреждены балюстрада и ступени парадных лестниц, появились трещины на своде главного фойе, повреждена штукатурка, живопись свода и стен, появилась мелкая сеть трещин на плафоне зрительного зала. Воздушной волной были выбиты все стекла, разрушена сантехническая система и асфальтовое покрытие у театра площадью 250 квадратных метров. К счастью, уникальная люстра театра в это время была спущена вниз и закрыта щитами.

Театр стоял темный, завешенный маскировочными сетями и казался мертвым. Но внутри холодного и неотапливаемого помещения сразу же начались ремонтные и реставрационные работы.
Уже в феврале 1942 года здесь работала группа художников под руководством Павла и Александра Дмитриевичей Кориных и Игоря Эммануиловича Грабаря.

Реставраторы трудились по 10-12 часов в сутки, работая на строительных лесах под потолком над восстановлением живописного плафона зрительного зала, осторожно, стараясь не повредить авторский слой росписи, а также уникальную акустическую деку, находящуюся под плафоном. Всего за 240 дней, в тяжелых условиях военного положения, работы по реставрации плафона были закончены. В 1941 году восстановили также роспись плафона главного фойе, провели позолотные работы в зрительном зале и его интерьерах, отделку дверей «под французский лак» и другие работы.

Бригадой позолотчиков руководил известный
мастер И. Пашков, работами по лепнине - скульптор Г. И. Мотовилов. Чудеса творил архитектор театра Александр Петрович Великанов: он делал бра из гипса, ввиду нехватки металла - из простого железа гнул красивые декоративные ручки. Выполненные им отдельные детали так вписались в интерьер Кавоса, что иногда нельзя было отличить подлинный, первоначальный, и восстановленный декор. Он выполнил контрастную окраску кольцевых коридоров партера. Наружный коридор был окрашен светлым охристым тоном, примыкавший же к стене партера - в красный тон, создавший мягкий переход от лаконичной архитектуры коридоров к нарядному убранству зрительного зала. Несмотря на отсутствие многих необходимых для реставрации материалов, была произведена позолота орнаментального декора зрительного зала.
 К восстановлению фигур муз были привлечены скульпторы М.С.Рукавишников и С.В.Кольцов.
Полностью были восстановлены и фасады театра.
Большой театр


Летом 1943 года в Москву вернулась часть коллектива, работавшая в Куйбышеве, а 26 сентября того же года спектаклем «Иван Сусанин» Большой театр вновь открыл свои двери для зрителей.

Юбилей Римского-Корсакова. 1944
Tags: 40-е годы, Большой Театр, Великая Отечественная война, Глинка, Куйбышев/Самара и область, Римский-Корсаков, архивы и документы, реставрация, старые фото, фашизм, филателия, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments