НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

как советское здравоохранение спасло СССР и весь мир от оспы в 1960 году




Режиссер: Марк Орлов
Сценарист: Александр Мильчаков
Оператор: Александр Яновский
Композитор: Николай Полоз
Художник: Анатолий Добролежа
В ролях: Даниил Ильченко, Георгий Куликов, Кира Головко, Тамара Королюк, Эдуард Павулс, Пётр Кукуюк, Юрий Лавров
Киностудия им. А. Довженко; ТО "Телефильм" по заказу ЦТ СССР, 1966 год


интересный факт: спровоцировал вспышку заболевания оспы в Москве в 1959 году художник-график, известный плакатист Алексей Алексеевич Кокорекин, который привёз её из творческой командировки в Индию.

Этот фильм некоторое время был запрещен и использовался только в качестве учебного пособия (фрагменты) в медицинских формированиях войск ГО.
Сейчас, в связи с чудовищным наплывом в Россию мигрантов из Азии он очень актуален. В России в последнее десятилетие зарегистрировано появление таких заболеваний как чума, черная оспа, болотная лихорадка, болезнь Эбола, тиф, различные азиатские формы туберкулеза, южные формы заболеваний половых органов, различные кожные и капельные инфекции.

заслуживающие внимания комментарии на форуме сайта kino-teatr.ru
пишет stroybat

фильм хоть и художественный, но - малохудожественный. Он скорее учебно-познавательный и пропагандистский.
Длительность фильма: 36+32 минуты (!). В нем не раскрывали и не раскрыли человеческие характеры, а действовали люди-функции. Человек-врач, человек-милиционер, человек-министр и т.д.
Все верно. Но я, на свой незрелый взгляд, не считаю это недостатком фильма. Мне кажется, что режиссер специально так снял фильм, в репортажном стиле: одни факты, никаких эмоций. И это придает особую правдивость фильму. Хотя, он итак снят по реальным событиям. Излишние сопли, вздохи, вопли лишь снизили бы трагический накал фильма.

"За бортом" фильма осталось то, что происходило или могло происходить вне описанного круга людей. Например, не показали ни одного паникера и даже борьбу с паникой. Неужели не было? Знаю по жизни, тут только слух пойдет, и весь город "на ушах" стоит. Наверное, посчитали, что упоминать о панике нельзя.

Об одном эпизоде паники, случившемся во время событий, показанных в фильме, мне довелось прочитать. В инфекционной больнице, куда поместили первых изолированных, у ворот с утра образовалась толпа родственников, принесли своим родным передачки с продуктами. В это время к воротам подъехала "Скорая", из которой медики в противоэпидемиологических костюмах, марлевых повязках и очках вынесли закрытый гроб. Зрелище медиков, наглухо упакованных в белые костюмы с головы до ног, несущих закрытый гроб, ошеломило родственников. Кто-то сказал негромко: "Чума!" Через мгновение толпа людей у ворот инфекционного отделения разбежалась, будто их и не было, побросав сумки продуктами прямо на снег.

<...> Режиссер, видимо, сознательно ушел от штампов. В Голливуде, к примеру, обязательно показали бы беснующиеся толпы, крушащие все вокруг. И пренепременно ввели бы любовную линию: главный герой, пренепременно у него есть девушка (сиськи не меньше 5-го размера!), которую он должен спасть, в конце фильма он таки спасет ее, и они страстно целуются на фоне разгромленного города или обломков самолета (автомобиля, небоскреба и т. п.), хэппи энд! ... В жизни все проще и трагичнее.

Вспышка оспы могла быть спровоцирована - холодная война в разгаре.. это не голословно...довелось читать воспоминания главного санэпидемврача СССР, не помню фамилию... уже старенький...писал что диверсанты на остановках общественного траспорта, в кино, магазинах распыляли всякую дрянь... Насколько мне известно, слухи об "иностранцах, распыляющих всякую дрянь" распускало КГБ, специально, чтоб посеять у советских людей подозрительность к иностранцам.

Эпидемия в 1959 году возникла по-другому:
"Московский художник Кокорекин посетил Индию. Ему довелось присутствовать на сожжении умершего брамина. Набравшись впечатлений и подарков для любовницы и жены, он вернулся в Москву на сутки раньше, чем его ждала жена. Эти сутки он провёл у любовницы, которой отдал подарки и в объятиях которой не без приятности провёл ночь. Подгадав по времени прилёт самолёта из Дели, он на следующий день приехал домой. Отдав подарки жене он почувствовал себя плохо, повысилась температура, жена вызвала «Скорую помощь» и его увезли в инфекционное отделение больницы имени Боткина… К утру больной затяжелел и умер. Производивший вскрытие патологоанатом пригласил в секционный зал заведующего кафедрой академика Н. А. Краевского. К Николаю Александровичу приехал в гости старичок патологоанатом из Ленинграда, его пригласили к секционному столу. Старичок посмотрел на труп и сказал — «Да это, батенька, variola vera — чёрная оспа». Старик оказался прав… Завертелась машина Советского здравоохранения. Наложили карантин на инфекционное отделение, КГБ начал отслеживать контакты Кокорекина… Как выяснилось, жена и любовница повели себя одинаковым образом — обе побежали в комиссионные магазины сдавать подарки. Обозначились несколько случаев заболевания оспой в Москве, окончившихся летальным исходом. Больницу закрыли на карантин, было принято решение вакцинировать оспенной вакциной всё население Москвы.
— Ю. В. Шапиро, «Воспоминания о прожитой жизни»"


про сценариста фильма
Александр Александрович Мильчаков родился 16 марта 1931 года. Из роддома он сразу был привезен в новую квартиру Дома на набережной и стал, таким образом, первым новорожденным ребенком дома.

Его отец Александр Иванович Мильчаков (1903-1973) работал в руководящих органах комсомола, в 1928-29 гг. являлся Генеральным секретарем ЦК ВЛКСМ. С 1932 по 1938 гг. находился на руководящей работе в золотодобывающей промышленности СССР. В конце 1938 г. был репрессирован и более 16 лет находился в Норильском и в Магаданском лагерях. В 1954 г. 1954 был реабилитирован одним из первых, вернулся в Москву, был восстановлен в партии со стажем с 1919. С 1956 — персональный пенсионер. Автор воспоминаний о комсомольском движении в СССР. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В 1949 г Саша Мильчаков закончил школу № 12 в Старо-Монетном переулке, затем – МХТИ им. Менделеева. Получив диплом инженера и поработав на производстве, в дальнейшем посвящает себя литературному творчеству и журналистике. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького, работал в редакции ряда газет и журналов («Рационализатор и изобретатель», «Смена», «Комсомольская правда»). Долгие годы работал спецкорреспондентом в редакции газеты «Труд», а затем старшим редактором в Гостелерадио СССР. Его перу принадлежит ряд книг, очерков и рассказов. По его повести «В город пришла беда» был снят двухсерийный художественный фильм на киностудии имени Довженко. Книга была переведена на несколько иностранных языков и издана в ряде стран Восточной Европы.
Tags: 60-е, СССР, кино, медицина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments