?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост





184

В первые дни войны Обрант вступил в народное ополчение, а в феврале 1942 года он получил распоряжение политотдела фронта отыскать своих бывших учеников для пополнения агитбригады 55-й армии. Ему удалось собрать всего лишь девять крайне истощенных ребят. Но уже через месяц Обрант подготовил с ними несколько танцевальных номеров.

"30 марта 1942 года ребята приняли участие в концерте на слете сандружинниц и врачей... Ребята танцевали, превозмогая слабость... А в зрительном зале плакали девушки-сандружинницы, невозможно было удержаться от слез при виде изможденных блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать", - вспоминает А. Е. Обрант.

Гражданский подвиг детей, преодолевших физическую слабость и сумевших совладать с горем сиротства, был оценен всей армией, ставшей для них родной семьей. Командование окружило ансамбль настоящей заботой, обеспечив необходимые для роста условия службы, труда, учебы и отдыха.
'Тачанка'. Молодежный ансамбль под руководством А. Обранта

Сохранилось много воспоминаний участников обороны Ленинграда, посвященных юным танцорам и их руководителю Аркадию Обранту, которого в те годы шутливо называли "киндер-лейтенантом". Все они воздают должное общественному значению деятельности коллектива. Здесь же хотелось бы подчеркнуть его художественные достоинства. После отдыха и лечения в полевом госпитале подростки начали работать с энтузиазмом и вскоре приобрели отличную танцевальную форму. В каждый номер - а они преимущественно исполняли танцы героического содержания: красноармейские пляски, огневую "Тачанку" и другие - ребята вкладывали столько темперамента и страсти, будто сражались в настоящем бою.

Вскоре танцевальная группа агитвзвода стала называться танцевальным ансамблем под художественным руководством А. Е. Обранта. Ансамблю приходилось теперь выступать в такой обстановке, какая в прежние времена, до войны, не могла им даже присниться. Танцевали в палатках медсанбатов. Не раз случалось, что танцы прерывались и артисты помогали переносить и перевязывать раненых. Надев рюкзаки, набитые костюмами и нехитрым реквизитом, исходили пешком дороги и тропинки прифронтовой полосы.


Ночные концерты в тесных избушках — их давали при свечах. От движения танцоров свечи гасли. Иногда танцевали даже без музыки — на самых передовых участках фронта, где каждый звук легко достигал вражеских укреплений. Тогда не играл аккордеонист, не аплодировали бойцы. Не слышно было стука каблуков — землю застилали сеном.

Порой выступления продолжались подолгу. Неподалеку от Колпина высилась обстрелянная с наружной стороны кирпичная стена. Под ее укрытием, отдыхали и курили, сменяясь после боя, красноармейцы. Вот за этой-то стеной, где земля взлетала на воздух черными фонтанами, где, пригибаясь в ходах сообщения, сходились солдаты, танцевали без передышки обрантовцы: одни бойцы уходили в бой, другие возвращались из боя.

Танцевали и на платформе бронепоезда. Эти концерты под огнем бойцы воспринимали как лучшее подтверждение всех прослушанных ими политбесед. Даже дети бесстрашно несут свою службу под самым носом у фашистов! Ненависть к врагу, ясно различимому в прорези прицела, и нежность к детям, которые пришли сюда, на передовую, рождали в каждом солдате желание идти вперед. И кто знает, сколько снарядов и пуль было послано точно в цель с мыслью о детях, которые танцуют на краю окопа!

Их репертуар был широк: «Яблочко» и «Танец татарских мальчиков», грузинский «Багдадури» и цыганский танец. Уже на фронте родилась «Тачанка». Знаменитая песня била теперь по новому врагу старым, проверенным оружием.

Ансамбль дал более трех тысяч концертов для бойцов Ленинградского фронта и жителей города. 9 мая 1945 года, во время торжеств, происходивших на Дворцовой площади, юные танцоры исполняли ликующий «Марш Победы». Они по праву заслужили высокую честь участвовать в этом празднике. Подобной чести были удостоены многие артисты, выступавшие в этот незабываемый день на площадях нашей страны перед многотысячными зрителями. Отечественная война подтвердила, что советские артисты всегда были с народом - и в годину бедствий и в дни побед.

После окончания войны все участники ансамбля (состоящего уже из восемнадцати человек) были награждены орденами и медалями и демобилизованы из армии. Но еще в ноябре 1944 года, заботясь о будущем своих воспитанников, политуправление фронта провело совместно с деятелями культуры Ленинграда совещание, чтобы решить дальнейшую судьбу ансамбля.

Все выступавшие, в числе которых был Ю. Юрьев, Н. Черкасов, Л. Макарьев, сходились на том, что необходимо сохранить этот талантливый коллектив, отличающийся своеобразием постановочного почерка и исполнительской манеры. Вместе с тем многие ораторы высказывали опасения, что перевод коллектива в систему концертно-эстрадной организации нарушит атмосферу студийности, устранит возможность продолжения дальнейшей учебы молодых танцоров, затруднит балетмейстерские поиски новых средств танцевальной выразительности, цель которых, как декларировал Обрант, заключалась в том, чтобы "создать современные образы, в которых манеры, взаимоотношения и характеры были бы близки к тому, что мы наблюдаем у нашего юношества"

'Краснофлотская пляска'. Молодежный ансамбль под руководством А. Обранта
'Краснофлотская пляска'. Молодежный ансамбль под руководством А. Обранта

Однако же иной организационной формы существования коллектива не было найдено, и в 1945 году ансамбль передали в Ленгосэстраду, где на его основе был создан Молодежный ленинградский ансамбль танца.

В суровые военные годы искусство танца оказывало сильнейшее эмоциональное и идеологическое воздействие на тогдашнюю аудиторию, остро нуждавшуюся в светлых, радостных впечатлениях. И эта нерасторжимая связь с народной жизнью дала новый толчок развитию советской хореографии, в том числе и эстрадному танцу, подсказав и новые темы и новые формы их воплощения/
В начале лета 1944 года ансамбль отправился в Москву, чтобы принять участие в антифашистском слете молодежи и выступить с концертом в Колонном зале Дома Союзов. Позади остались более трех тысяч фронтовых выступлений. Теперь предстояло показать свое искусство на праздничной столичной сцене. Никто не называл поездку отчетом. Но все понимали, что это именно так.

...Когда на сцену Колонного зала выбежали подростки в военной форме с новенькими медалями «За оборону Ленинграда», зрительный зал встал. Шквалом аплодисментов сопровождали зрители весь матросский танец.
В Москве они выступили более чем в тридцати концертах, в том числе на сцене Театра Красной Армии. Они стали героями военного московского театрального лета.
полностью здесь
* * *
Фотографии экспозиции  из библиотеки в Рыбацком «Детский ансамбль Обранта в Рыбацком»


видеосюжет о фильме Наума Бирмана "Мы смерти смотрели в лицо"

Октябрина Потемкина, житель Блокадного Ленинграда , участница ансамбля Обранта:
"Танцевали, потому что надо было. Помню, привез Обрант на Фронт ребят, а ему начальник и говорит: «Ты что мне дистрофиков каких-то привез».
Не смог встать из присядки Геня, Генечка, как его называли, на том самом своем первом фронтовом концерте перед сандружинниками. Только-только из Блокадного Ленинграда, шептались в зале.
Геннадий Кореневский — в 1965—1988 годах был руководителем хореографического коллектива Ленинградского Дворца пионеров. Сегодня Геннадий Кореневский живет в Израиле не часто – последние, оставшиеся в живых «Обрантовцы», общаются по телефону.

Геннадий Кореневский:
«Самый смешной концерт был, это когда мы переодевались в таком коробе, там зерно было у самой линии фронта, очень неудобно было, потом выпрыгивали и бежали выступать».

Красавица, талантливая и бесстрашная девочка. На площади Урицкого, Дворцовая площадь, на параде еще до войны она встает на шар из цветов, который держат гимнасты на высоте 5 метров, она будто замирает, так простоит, пока их фигура не закончит шествие. Открытки с ее изображением потом облетят весь Союз. Нелли Раудсепп, ее называли «наша звездочка», та самая, помогала обессиленному Геннадию Кореневскому встать после присядки на первом фронтовом концерте.

Петр Зорин, двоюродный брат Нелли Раудсепп:
«Это Обрант, Рязанов, Нелли, она здесь в Карнавальной ночи помогает Гурченко ставить танцы, учит ее двигаться».
Потом она как-то всегда оставалась в тени. Если У Рязанова, то в подтанцовке, если в «Небесном тихоходе» то эпизод, вот и в фильм сняли про них по повести « Балерина политотдела» – образ собирательный.

Борис Бирман, актер, сын режиссера Наума Бирмана:
«Есть у меня претензии к себе в этом фильме, я там слишком улыбчивый, а потом когда не разгримируешься, помню, то даже место в трамвае уступали».
Он всего лишь школьник сын режиссера, остальные актеры из Вагановки. Нелли Раудсепп ставила тогда с ними легендарный танец Тачанка. Сколько лет прошло, а там, в Израиле Геня Кореневский помнит ее мотив.
Третий прогон, все труднее и труднее возвращаться на исходную, понять сложно, как танцевали тогда – сегодня на репетиции в том же зале где занимались «обрантовцы» они, кажется, уяснили главное.

Виктор Шор, ведущий научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН:
«Ее орбита между Марсом и Юпитером, вот имеет наклон».
Между Марсом и Юпитером малая планета Обрант – это имя теперь увековечено в масштабах солнечной системы. Ровно через три года после того, как вышел на экраны художественный фильм о ленинградском ансамбле, малой планете под номером 8471 присвоено имя первого военного балетмейстера – ленинградской звезды по имени Обрант.
Вечная Память и Слава!

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner