НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

дубовые перила эскалатора на Бауманской являются предметом охраны и уничтожению не подлежат

sopass История остается на Бауманской

Сегодня хорошие новости про Бауманскую. Даже не столько новости, сколько небольшой экскурс в историю станции с хорошим для всех любителей истории московского метро финалом.

Бауманскую открыли в 44-м году, посреди Великой Отечественной, и это, безусловно, важнейший элемент истории Москвы. Нельзя, наверное, сказать, что сюда, как на Маяковскую, толпами водят туристов, но в этом есть и какая-то дополнительная прелесть. Архитектура тут строгая, многие элементы в довольно темных тонах. Станция немного в стороне от самого центра города, поэтому не все туристы до нее и добираются. При этом всё передает атмосферу первой половины сороковых - тяжелую, может даже страшную, и одновременно торжественную.

1944
Станция в год своего открытия (pastvu.com)

Но вернемся в наши дни.Слава богу наши современники понимают что значит для города его метро и, в частности, эта станция. Поэтому в 2012 году Бауманская и все ее элементы от входа до станционного зала стали объектом культурного наследия города Москвы. То есть, теперь нельзя просто так взять и устроить там реконструкцию, переделав все до основания. Особенно это важно потому, что реконструкция-то здесь неизбежна, причем в самое ближайшее время. Как мы писали в посте недельной давности, станция остро нуждается и в замене эскалаторов, и в строительстве второго выхода.

К слову об эскалаторах. Именно на них мы и обратили внимание. Дело в том, что Бауманская у которой всегда был только один выход за все годы своего существования неизменно пользовалась большой популярностью и по этой причине там просто не было возможности заменить эскалаторы. А эскалаторы там, несмотря на кажущуюся на первый взгляд обычность, непростые, а с дубовыми перилами. Помните песню старого извозчика, которую пел Утесов:

"Я ковал тебя железными подковами
Я коляску чистым лаком покрывал
Но метро сверкнув перилами дубовыми
Сразу всех он седоков околдовал"


Наша станция немного моложе песни, но именно о таких перилах в ней и поется. Понятно, что с тех пор шли годы и вот ужев Москве не найти ни одной такой станции. Эскалаторы везде поменяли, стали применяться другие материалы, вплоть до металлических, а на Бауманской из-за проекта с одним выходом , то есть фактически волей случая, этот кусочек истории сохранился.

1950
Эскалаторы в 1950 году (pastvu.com)

Но когда мы посмотрели описание объекта культурного наследия, мы не нашли там никаких упоминаний о дубовых перилах эскалаторов. Довольно подробное описание объекта на 5 страниц, но ни слова об этом. Мы стали волноваться, к тому же исполнители в Департаменте культурного наследия и сами были не уверены, входит или не входит этот элемент в перечень охраняемых. В итоге, мы договорились, что там все проверят и пришлют нам официально подтверждение. Недавно оно пришло:

dkn

Ура, в Москве сохранится еще один, пусть небольшой, кусочек истории.

PS. Небольшое уточнение для зануд-технократов: прогресс - это прекрасно и мы первые, кто готовы поддержать необходимость замены изношенных почти полностью эскалаторов, и еще больше готовы поддержать работы по строительству второго выхода, которой этой станции очень нужен. Поэтому, речь не идет о сохранении механизмов, их можно и нужно поменять. Но внешний вид станции должен оставаться неизменным, потому к истории надо относиться также уважительно, как и к прогрессу.


Tags: 40-е годы, Великая Отечественная война, Москомнаследие, Немецкая слобода/Лефортово/Измайлово, интерьеры, метро, охрана памятников, предмет охраны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments