?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

28 января - 2 февраля к 90-летию со дня рождения режиссёра Сергея Параджанова Музей кино представляет в Общественном центре имени Моссовета ретроспективу фильмов Мастера.

В рамках юбилейной ретроспективы Сергея Параджанова Музей кино покажет с плёнки 35 мм его полнометражные фильмы «Андриеш», «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб», а также короткометражный фильм «Арабески на тему Пиросмани» и два документальных фильма о Параджанове - картину «Бобо» Нарине Мкртчян и Арсена Азатяна и картину Александра Кайдановского «Маэстро: Сергей Параджанов». Фильм Александра Кайдановского о Сергее Параджанове будет показан в партнёрстве с Международным кинофестивалем ArtoDocs.

В истории мирового кино фильмы Сергея Параджанова занимают особое место. Его лучшие картины сложно вписать в контекст советского кинематографа. Неспроста многие критики отказывали Параджанову в его причастности к кино – таким своеобразным и необычным был его дар: пластически воплощать на экране дух любой национальной культуры. Параджанов совершенно открыто использовал в кино языки, по своей эстетической природе, казалось бы, совершенно кино чуждые. В его зрелых фильмах каждый кадр – произведение искусства, по композиции выстроенное как восточная миниатюра.

Искусство Параджанова, новаторское по своей сути, глубоко укоренено в прошлом, в архаике. Но картины Параджанова не этнографичны: он никогда не стремился точно реконструировать нравы, утварь или костюмы той или иной эпохи. В чувственной ткани его фильмов коллажно совмещаются образы и архетипы различных культур, вещи, принадлежащие разному времени и разным народам. Вся эта эклектика образует единый и гармонично выстроенный микрокосм, который не подчиняется никаким законам, кроме красоты как таковой.
В своей статье, посвященной фильму «Легенда о Сурамской крепости», Юрий Лотман писал, что художественный язык Параджанова «нов потому, что не боится архаизма, глубоко кинематографичен, ибо нарушает каноны кинематографичности».

ПРОГРАММА
28 января
АНДРИЕШ
СССР/Украина, 1954, 62 мин. 35 мм
Режиссёры: Яков Базелян, Сергей Параджанов
Авторы сценария: Григорий Колтунов, Емилиан Буков, Сергей Лялин
Операторы: Вадим Верещак, Сурен Шахбазян
В ролях: Костя Руссу, Гиули Чохонелидзе, Людмила Соколова, Нодар Шашик, Кирилл Штирбу, Евгений Уреке, Домника Дариенко

По одноимённой сказке Емилиана Букова о пастушке Андриеше, о его друге сказочном богатыре Вайноване и волшебной свирели, которая помогла победить злого волшебника Чёрного Вихря.
Первым игровым фильмом Сергея Параджанова стала картина для детей, в которой были использованы самые разные клише, характерные для сказочных фильмов того времени.
Киновед Мирон Черненко, автор одной из первых критических работ о Параджанове, писал: «…Если представить себе полную ретроспективу параджановских лент, к «Андриешу» стоит присмотреться внимательнее, стоит попытаться обнаружить… что-то связывающее этот фильм с лентами последующими… трудно усмотреть тут более или менее чёткую эстетическую программу, однако в нескрываемой разностильности параджановского первенца есть какая-то художественная логика, какое-то, быть может, ещё не осознанное желание расколотить канон вдребезги, удостовериться в том, «что там внутри» – и бросить, обратившись к канону другому…, а затем перейти к третьему, четвертому – и так без конца, сколько позволит метраж, драматургия, сюжет…».

29 января
ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ /Тіні забутих предків
СССР/Украина, 1964, 97 мин., 35 мм оригинальная версия
Режиссёр: Сергей Параджанов
Оператор: Юрий Ильенко
В ролях: Иван Миколайчук, Игорь Дзюра, Лариса Кадочникова, Татьяна Бестаева, Валентина Глинько, Спартак Багашвили, Николай Гринько, Леонид Енгибаров

Экранизация одноимённой повести Михаила Коцюбинского, поставленная на киностудии им. А. Довженко к столетию украинского классика.
Первая роль в кино Ивана Миколайчука.
Два гуцульских рода враждуют многие годы. Среди озлобленности и мести зарождается чистая, светлая любовь Ивана и Марички. Иван вынужден уйти на заработки, а Маричка гибнет в речной пучине. Иван пытается забыть любимую и женится на красавице Палагне, но этот брак не приносит счастья...
Снятая в украинских Карпатах киномистерия из жизни гуцулов явилась откровением для всей национальной кинематографии Украины. Фильм получил мировое признание и собрал множество призов на международных фестивалях.
«Мы делали фильм о страстях, понятных каждому человеку, и пытались передать эти страсти в слове, в мелодии, в каждой осязаемой вещи. И конечно, в цвете. И здесь я действительно опирался на живопись, ибо живопись давно и в совершенстве освоила драматургию цвета…»
(Из статьи Сергея Параджанова «Вечное движение»)
В 1972 году Параджанов снова обращается к творчеству Коцюбинского, пишет сценарий по его новелле «Интермеццо», однако работа над фильмом была остановлена в подготовительном периоде.

30 января
ЦВЕТ ГРАНАТА (САЯТ-НОВА)
СССР/Армения, 1968, 79 мин. 35 мм
Режиссёр и автор сценария: Сергей Параджанов
Оператор: Сурен Шахбазян
В ролях: Софико Чиаурели, Мелкон Алекян, Вилен Галстян, Георгий Гегечкори, Спартак Багашвили, Медея Джапаридзе

Cостоящий из нескольких миниатюр шедевр Сергея Параджанова, в котором показан духовный мир средневекового поэта Саят-Новы, писавшего стихи на армянском, грузинском и азербайджанском языках.
Рассказывая в интервью о своем подходе к изображению героя, Параджанов сформулировал главное кредо своего кинематографа: «Фильм не будет традиционно биографическим, когда последовательно, год за годом прослеживается жизнь поэта. Мы хотим показать мир, в котором жил ашуг, истоки, питавшие его поэзию, и потому большую роль в изобразительном решении фильма будут играть национальная архитектура, народное искусство, природа, быт, музыка. Мы рассказываем об эпохе, людях, их страстях и мыслях через условный, но необыкновенно точный язык вещей. Изделия ремесленников, одежда, ковры, украшения, ткани, убранство жилищ – вот его элементы, из них складывается вещественный облик эпохи».
(Из сборника «Экран 1968-1969»)

После завершения фильм не прошёл цензуру из-за несоответствия историческому образу известного поэта. Хотя Параджанов пошёл на уступки и согласился изменить первоначальное название фильма «Саят-Нова» на более отвлечённое – «Цвет граната», на экраны фильм вышел в только в 1973 году, после того как его перемонтировал Сергей Юткевич, который старался, насколько это было возможно, приблизить картину к жанру традиционной кинобиографии. Спустя несколько месяцев фильм был снят с проката из-за ареста Параджанова.

31 января
ЛЕГЕНДА О СУРАМСКОЙ КРЕПОСТИ /Ambavi Suramis tsikhitsa
СССР/Грузия, 1984, 88 мин. 35 мм
Режиссёры: Сергей Параджанов, Давид Абашидзе
Автор сценария: Важа Гигашвили
Оператор: Юрий Клименко
В ролях: Софико Чиаурели, Лела Алибегашвили, Давид Абашидзе, Зураб Кипшидзе, Леван Учанейшвили, Верико Анджапаридзе

По повести Даниила Чонкадзе. Первый фильм Сергея Параджанова после «Цвета граната».
Экранизация грузинской легенды о прекрасном юноше, который согласился замуровать себя в стене крепости, чтобы спасти город от врагов.
По условиям руководства студии «Грузия-фильм» сорежиссёром Параджанова выступил известный актёр Давид Абашидзе, сыгравший в фильме две роли.

1 февраля
АРАБЕСКИ НА ТЕМУ ПИРОСМАНИ /Arabeskebi Pirosmanis temaze
СССР/Грузия, 1985, ок. 20 мин. 35 мм
Режиссёр: Сергей Параджанов
Автор сценария: Кора Церетели

Медитативный художественно-документальный шедевр Сергея Параджанова, посвященный великому грузинскому художнику-примитивисту Нико Пиросмани.
АШИК-КЕРИБ /Ashug-Karibi
СССР/Грузия, 1988, 75 мин. 35 мм
Режиссёры: Сергей Параджанов, Давид Абашидзе
Автор сценария: Гия Бадридзе
В ролях: Юрий Мгоян, Софико Чиаурели, Рамаз Чхиквадзе, Константин Степанков, Байя Двалишвили, Давид Абашидзе

Свою последнюю завершённую картину Сергей Параджанов посвятил памяти Андрея Тарковского.
Фильм снят по мотивам одноимённой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова, написанной на основе азербайджанского дастана.
Ашик-Кериб был беден, но у него было доброе сердце и прекрасный голос. Он играл на саазе, прославляя древних витязей Туркестана, выступал на празднествах и свадьбах.
Однажды он увидел красавицу Магуль-Мегери, дочь турецкого богача, и полюбил её. Но её отец не желал выдать дочь за бедняка, и Ашик-Кериб поклялся семь лет странствовать, чтобы нажить богатство и жениться на девушке или умереть…
«Завершенность последней картины Параджанова и заключается в том, что он… позволяет себе не только открыто отвергать общепринятые каноны, но – и это уже наивысший уровень художественной свободы – тут же, в кадре, пародировать себя самого, вышучивать собственные пристрастия, склонности, стереотипы. И это кажется мне самым важным – неожиданно появившееся на параджановском экране чувство юмора, балаганный диалект этого художественного языка, радостное скоморошество, которого совсем не ждёшь…»
(из критической работы Мирона Черненко «Сергей Параджанов. Творческий портрет»)

2 февраля
Совместный показ Музея кино и Международного кинофестиваля ArtoDocs
МАЭСТРО: СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ
СССР/Латвия, 1989, 1991-93, 53 мин.
реставрация: CAMEL Studio (2012) с применением технологии VICUNA
Режиссёр и автор сценария: Александр Кайдановский
Оператор: Юрий Клименко
Режиссёр реставрации: Лев Наумов
Помощь в поиске картины оказали: Евгений Цымбал, Август Сукутс, Сонора Брока, Марко Мюллер

Фильм-интервью с Сергеем Параджановым - единственная документальная работа Александра Кайдановского.
Картина долгое время считалась пропавшей. Несколько лет назад была найдена её единственная не очень качественная копия, которая в 2012 году была отреставрирована силами творческого объединения CAMEL Studio по оригинальной технологии VICUNA, уже нашедшей применение во множестве проектов, связанных с восстановлением кино- и видео-материалов.
В ноябре 2012 года Музей кино совместно с Международным кинофестивалем ArtoDocs провёл премьерный показ картины «Маэстро: Сергей Параджанов» в Москве.

БОБО
СССР/Армения, 1991, 67 мин. 35 мм
Режиссёры и авторы сценария: Нарине Мкртчян, Арсен Азатян
Документальный фильм, в который вошли съёмки последних лет жизни Сергея Параджанова и фрагменты незавершенного фильма Сергея Параджанова «Исповедь».


Начало в 19-30. Цена билета 100 рублей.

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Декабрь 2020
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Комментарии

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner