?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

russos: Московский метрополитен. Заключение правительственной комиссии по проекту. 1933
ссылка на пдф - сделал на скорую руку.

alex_avr2 Московский метрополитен. Заключение правительственной комиссии по проекту. 1933

Давным-давно я хвастался книжкой, которая у меня есть:



Тогда же я обещал эту книжечку отсканировать и показать всем, но как обычно дело затянулось не на один год. Но вот, что-то меня дернуло и я ее все-таки отсканировал. Книжечка весьма интересная. В ней описано то, как собирались строить метро, тогда, когда еще никакого метро не было. Некоторые предложения и идеи сейчас кажутся странными или забавными - винтовые лестницы или общедоступные туалеты на каждой станции. Упоминаются интересные факты - например моделирование системы вентиляции на физическом макете. Или, к примеру, говорится, что при расположении рекламных вывесок в метро, они не должны быть слишком заметными по сравнению с указателями и названиями станций.

Сканы можно скачать в архиве, по ссылке: http://tmp.avr.net.ru/metrobook.zip
DJVU: http://tmp.avr.net.ru/metrobook.djvu (спасибо crackhack)
Или просмотреть прямо тут, под спойлером, если не боитесь :)

[74 картинки]





















































































































































П.С. Качество получилось так себе, причины тому две - книжечка не очень хорошо гнулась, а сканер совершенно убогий и очень медленный, так что терпения на более качественное сканирование не хватило, но вроде все читаемо :)

П.С.2 Делать pdf или djvu лень, т.к. нет никакого софта для этого. Если вдруг кто-то сделает - буду премного благодарен и добавлю ссылку.

________________________________
Руководитель Архитектурной группы экспертной комиссии Михаил Васильевич Крюков

Начальник строительства Павел Павлович Ротерт(4 июля 1880 года в городе Белосток, Российская империя - 11 ноября 1954, Москва, похоронен на Введенском кладбище)

Из воспоминаний Хрущева:
Помню такой случай. Пришел ко мне молодой инженер. Он мне очень понравился. До этого я его не знал, он работал раньше в проектном отделе. Молодой, красивый парень, нарождавшийся специалист нашего, советского времени; Маковский, по-моему, была его фамилия.

Говорит он мне:
-Товарищ Хрущев, мы строим метрополитен немецким способом, то есть открытым, траншеями. Для города это очень неудобно. Есть и другие методы строительства, например, закрытый способ, с применением щитов, английский. Там надо глубже копать, это будет немного дороже, но если принимать во внимание возможность войны, то метро сможет служить и убежищем. К тому же в этом случае строительство можно будет вести, уже не придерживаясь транспортных магистралей, и проводить под домами. И для транспорта этот метод тоже был бы лучше. Прошу Вас подумать, и если мне будет дано поручение, то я мог бы сделать доклад по этому поводу. Кроме того, сейчас
решается вопрос о способе эвакуации пассажиров. Павел Павлович Ротерт готовит заказы на лифты. Это тоже немецкий способ. А почему бы не сделать эскалаторы?
Я, признаться, впервые услышал тогда это слово и не знал, с чем его едят. Спросил, что это значит? Он объяснил мне, насколько я мог его понять. Мне это не показалось какой-то замысловатой сверхсложностью. Говорю ему: "Хорошо, я доложу товарищу Кагановичу, мы обменяемся мнениями, и тогда я Вам отвечу". Он попросил меня ничего не говорить, однако, Ротерту, потому что тот весьма строг и ревнив: "Я и так пошел к Вам без его ведома, не сообщив ему. Я знаю, что ему докладывать бесполезно, он осудит меня, не выслушав, потому что он очень самоуверенный человек".

Доложил я Кагановичу. Каганович отвечает: "Вы заслушайте его более подробно насчет эскалаторов, а уж тогда станем или не станем заказывать лифты".

Ротерт доказывал нам, что эти лифты мы в своей стране построить не сможем, а можно их заказать только в Англии или в Германии. Но для этого нужно иметь золото. Золото же тогда у нас было на вес золота. Его было мало, и поэтому расходовалось оно очень скупо, и я считаю, что это было весьма разумно. Добиться, чтобы нам дали золото на строительство метрополитена, долгое время оставалось нашей мечтой, которую мы считали просто несбыточной: во-первых,
нам не дадут, во-вторых, и сами мы знали, что золота-то нет. Его расходовали на более важные нужды, чем метрополитен. Но мы все-таки готовились поставить данный вопрос.

Когда Маковский доложил мне более подробно, я сказал, что теперь должен послушать Ротерта. Пригласил Павла Павловича, пригласил и других людей и сказал, что вот товарищ Маковский выдвигает такие-то предложения. Надо было видеть эту картину: Маковский - молодой человек, изящный, хрупкий, красавец рекламной внешности, а Ротерт - уже старый человек, огромного роста. Он как глянул на него из-под своих нависших бровей, так, знаете, будто крокодил на кролика. Тот смутился, однако не растерялся: молодой был, но зубастый. Он начал высказывать Павлу Павловичу с очень большим уважением и корректно свою точку зрения: говорил, что она более прогрессивная; что мы используем устаревший метод; начал ссылаться на Англию: тоннели глубокого заложения уже проложены в Лондоне, и станция Пиккадилли сделана с помощью эскалаторов. Это лучшая станция в аристократическом районе Лондона. Поэтому и нам бы сейчас не худо взять такое же направление работы. Ротерт с презрением посмотрел на него, назвал мальчишкой, заявил, что он говорит необдуманно, безответственно и пр. Но тот уже посеял свои семена. Я стоял на стороне Маковского, но когда мы начали готовить доклад в ЦК, то о строительстве с глубоким залеганием станций и об эскалаторах пока не говорили, так как считали, что рано ставить вопрос о золоте, а без него тут не обойтись.

Встал также вопрос, что при работе новым способом могут быть несколько растянуты сроки в сравнении с утвержденными сроками окончания строительства метрополитена. К тому же надо было предусмотреть некоторое удорожание строительства. Все это требовалось решать в правительстве и в Политбюро. Поставили прежде вопрос в Политбюро. Но сначала Каганович собрал заседание в МК партии с докладом Ротерта. Ротерт был довольно упрямый человек. Для инженера это похвально. Он имел свою точку зрения и отстаивал ее до конца. Так он и не согласился с нами.

Каганович был очень смущен: надо идти в Политбюро, к Сталину, а Ротерт против. Сталин может нас не поддержать. Но иного выхода не было, потому что Сталин был уже подготовлен: ему говорили о разногласиях, да и заседание было назначено. Пошли.

Ротерт доложил свое, потом начали выступать мы.
Выступал ли я, сейчас не помню. Но спор разгорелся. Ротерт сказал: "Дорого".
Тут Сталин ответил ему резко: "Товарищ Ротерт, вопрос о том, что - дорого, а что - дешево, решает правительство. Я ставлю вопрос о технике. Можно ли технически сделать то, что предлагает этот молодой инженер Маковский?".
- "Технически это можно сделать, но будет дорого".
- "За это отвечает правительство. Мы принимаем глубокое заложение".

Так и постановили. Мне это очень понравилось. Сталин решал смело: да, будет дороже, но сразу решался и вопрос обороны. Ведь это были бомбоубежища на случай будущей войны. Действительно, метрополитен сыграл свою роль не только как транспортное сооружение: во время войны его станции служили убежищами. Одно время даже узел связи и некоторые другие помещения Ставки Верховного Главнокомандования размещались на станции метро "Кировская". Так было дано новое направление в строительстве метрополитена.
(Маковский Владимир Леонидович. О книге проф. Маковского В.Л. Тоннели" к 90-летию со дня рождения)

Совнарком СССР 23 августа 1931 г. назначил П.П. Ротерта начальником строительства московского метро, его заместителем – инженера К.С. Финкеля.
Председатель Моссовета Н.А Булганин поручил Ротерту и Финкелю заняться подготовкой структуры и Положения об организации, ведающей строительством метро, которую предстояло основать при Моссовете под названием Метрострой. В распоряжение инженеров Булганиным было выделено 50 тыс. рублей и четыре комнаты по ул. Ильинка, 3, в непосредственной близости отКремля.

13 сентября Совнарком РСФСР утвердил Положение о Метрострое, а 2 октября 1931 г. документ был принят Совнаркомом СССР. Совет Труда и Обороны 13 ноября 1931 года включил Метрострой в список ударных строек, таким образом, обеспечив приоритетный статус строительства.

Когда Метрострой делал первые шаги, и у Ротерта еще не было секретаря, Павел Павлович заносил фамилии сотрудников в записную книжку, причем к 22 сентября 1931 г. там значилось 24 специалиста, из них 18 инженеров и техников. А в разгар работ по сооружению первой очереди коллектив метростроевцев насчитывал 75 тысяч человек.

Когда в эти юбилейные дни думаешь о Метрострое, то в первую очередь вспоминаешь тех людей, которые стояли у истоков нашей величайшей, выдающейся организации. Прежде всего, отдаешь дань уважения первым руководителям коллектива, имена которых навечно вписаны в историю метростроения.

Что отличало Павла Павловича Ротерта, Егора Трофимовича Абакумова, Михаила Афанасьевича Самодурова? Они сочетали в себе качества, с одной стороны, высокого профессионализма, с другой — патриотизма и безграничной любви к своему делу и людям.

из юбилейного газеты Метростроевец
* * *
ну и о когалымском пришельце и его дружках - сами, дряни, нарвались:

2010 «Я прошу, чтобы на этой поляне работали не только две-три доморощенные компании, а чтобы был объявлен международный конкурс по привлечению международных крупнейших организаций, которые специализируются в этой области» (с)

2010
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) сегодня успешно продало на аукционе 100% акций ОАО "Мосметрострой" - единственной организации, имеющей право строить московский метрополитен. Компания была продана за 7,56 млрд руб. при стартовой цене 2,2 млрд руб... Там, по ссылочке, - информация просто чудесная. Учесть, что Метрострой основан в 1931 году Государством, Просто уже устаёшь поражаться их наглости и безнаказанности.
Интересно, как это скажется на строительстве новых станций? Пилить будут в два раза активнее ))) отсюда

приобретальщики: Владимир Коган (даже Орден за заслуги перед Отечеством у него есть) и Валерий Абрамсон (приятель и партнер Абрамовича, естественно)
Мосинжстрой они тоже прикупили, ещё в 2009 году, заранее готовились. (операция "столичный переворот" удалось завершить в 2010)

Новые станции столичного метрополитена будут строиться азербайджанскими и белорусскими компаниями.
Как пишет газета «Ведомости», для этой цели минувшей весной Москва создала несколько совместных предприятий с зарубежными компаниями. Так «Мосинжпроект», принадлежащий на 100 % столичному правительству, создал два совместных предприятия — «Минскметрострой» и «Еврасстрой»
. (Конечно, это точно не "доморощенные компании", и, конечно, был проведён международный конкурс, а если Белоруссия и Азербайджан - не заграница, то пусть кто-нибудь бросит камень)

Банк Москвы (который вовремя отжали) выдал кредит ОАО «Мосинжстрой» Романа Абрамовича на сумму 1,4 млрд рублей для участия в открытом аукционе на право заключения госконтракта по строительству дублера Курортного проспекта в Сочи. Главный конкурент на олимпийский проект – Олег Дерипаска – пока проигрывает «гонку за бюджет». Эксперты не исключают тем не менее вероятности «ответного эффектного хода» олигарха. (почитайте, какая ёмкая информация)
Но Дерипаска не в накладе - он контролирует кубанское небо, хули. А Ротенберги лепят другие сочинские дороги - никто не в обиде.
и хуснуллинская креатура через какое-то время при деле: 2013. Щедрость по-собянински: Битцевский лес в обмен на прибыль МУП Казметрострой. "есть много решений, которые позволяют снизить стоимость строительства метро, среди них - отказ от создания объектов гражданской обороны."
братки "поляну" по-де-ли-ли
но не до конца
потому что есть ещё планы
а вот, Что угрожает сейчас безопасности пассажиров в столичной подземке и это - не теракты

Комментарии

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
nashenasledie
18 янв, 2014 12:18 (UTC)
Размах столичной промышленности увеличивал потоки транспорта. Узкие древние улицы затрудняли движение. Самой широкой магистралью города было Садовое кольцо, посреди которого частоколом торчали высохшие от старости дубы. Вдобавок проезжую часть сокращали трамвайные линии, бегущие вдоль деревянных домишек и потрескавшихся от старости кирпичных особняков. Приближалась реконструкция Москвы, строительство Метрополитена, способного

лучше и быстрей перемещать людские потоки. Следовало подготовить необходимое решение правительства.

И Сталин лично осматривал нужные улицы, заходя во дворы, где в основном кособочились дышавшие на ладан хибары да ютилось множество замшелых сараюшек на курьих ножках. Первый раз он сделал это днем. Сразу собралась толпа, которая совершенно не давала двигаться, а потом бежала за машиной. Пришлось перенести осмотры на ночь. Но даже тогда прохожие узнавали вождя и провожали длинным хвостом.

В результате длительной подготовки был утвержден генеральный план реконструкции Москвы. Так появились улицы Горького, Большая Калужская, Кутузовский проспект и другие прекрасные магистрали. Во время очередной поездки по Моховой Сталин сказал шоферу Митрюхину:

— Надо построить новый университет имени Ломоносова, чтобы студенты учились в одном месте, а не мотались по всему городу.

Как известно, он слов на ветер не бросал. Великолепный дворец МГУ до сих пор является украшением столицы.

В июле 1934 года мы снова приехали в Сочи, на привычную товарную станцию. Вдруг Сталин осерчал на Власика:

— Что вы меня все прячете по разным тупикам и задворкам? Я хочу приезжать на станцию Сочи и выходить из вагона там же, где все пассажиры!
http://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/ryadom-so-stalinyim.html
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Май 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner