спасибо за напоминание о забытом было фильме Irina Irina
Автор сценария - С. И. ВладимирскийТекстологическая разработка - С. М. Бонди
Режиссёр - Д. Антонов
Оператор - Л. Каплунов
операторы мультипликации - С. Валов, В. Сивков
Композитор - Е. Туманян
Текст читает - А. Консовский
Моснаучфильм, 1961 год
Фильм «Рукописи Пушкина», появившийся в год столетия гибели поэта (сценарий С. И. Владимирского) впервые знакомил с творческой лабораторией Пушкина — показом процесса создания «Медного всадника». Автором идеи, автором текста (в титрах — консультантом) был Сергей Михайлович Бонди, замечательный пушкинист-текстолог и стиховед.
Сердечная дружба связывала с ним Татьяну Григорьевну с того «чудного мгновения», когда она впервые приступила к чтению пушкинских черновиков:
«4 мая 1928 года — никогда не забуду этой счастливейшей даты моей жизни! — я была впервые допущена к рукописям Пушкина. Моя задача была — подготовлять эти черновые тексты недоработанных стихотворений, набросков. Рукописи Пушкина хранились тогда в Ленинской библиотеке, часть в Ленинграде — в Пушкинском Доме, а часть — в Ленинграде, в Публичной библиотеке...».
Тогда же над этими рукописями трудился и Бонди, опубликовавший отдельные результаты своей работы в книге «Новые страницы Пушкина» (М., изд. «Мир», 1931). Неизменно — вслед за Цявловским — восхищаясь Бонди, Татьяна Григорьевна писала о нем: «Самый талантливый пушкинист у нас, а, значит, и во всем мире!». Впервые — благодаря Бонди — читатель Пушкина стал кинозрителем, постигающим вдохновенный процесс поиска точного слова, оттачивания образа, приобщавшимся, пользуясь крылатой пушкинской фразой, к «науке самой занимательной» — «следовать за мыслями великого человека». Судя по всему, фильм был серьезен и увлекателен одновременно, предельно концентрируя внимание зрителя своей динамикой, по-пушкински ясной и стремительно развивающейся логикой построения. Втягивая зрителя в работу по чтению черновиков (варианты, правки и вновь возвращение к только что отброшенному), фильм создавал, безусловно, волнующе-мажорное настроение.
Невольно вспоминается, как хваля одну статью о Борисе Пастернаке, Цявловская воскликнула в дружеском письме:
«...Такой запал восторга! А когда я читала о том, что напишет поэт четверостишие — лучше нельзя, и вдруг правит, и это — чудо! — я всё огорчалась, что никто так о Пушкине не пишет. Все мы, работавшие над его рукописями и извлекавшие драгоценнейшие варианты, замененные поэтом еще лучшими, — все мы каждодневно, ежечасно ощущали эту сказочную роскошь поэтического выражения мысли, это неслыханное богатство возможностей поэта».(3 апреля 1968 г.)
Этой «сказочно-роскошной» атмосферой первооткрытия на экране самого «заветного» Пушкина — творящего — и был нов фильм «Рукописи Пушкина». Эта уникальная лента не сохранилась. В результате соблазна осовременить фильм 1930-х годов для поколения, которое «будет жить при коммунизме», в 1961 году был выпущен новый вариант с целью «обогатить» видеоряд «картинками» с незамысловатыми операторскими приемами (сценарий С. И. Владимирского, режиссер Д. Антонов, оператор Л. Каплунов).
В одном из писем Т. Г. Цявловская достаточно определенно отозвалась о разыгравшейся при этом тихой, как всегда в таких случаях бывает, но самой что ни на есть доподлинной творческой драме:
«Рукописи Пушкина» — это чудо! Придумано С. М. Бонди еще в 1936 году, вышло к юбилею (1 вариант фильма — изумительный). С тех пор все стали выпускать такие фильмы — рукописи Толстого, рукописи Ленина. У всех на глазах великие люди стали писать свои черновики.
И недавно Сергей Герасимов — потрясенный — хвалил в газете фильм «Рукописи Пушкина» — среди других аналогичных — не зная, не ведая, что он-то и является гениальным открытием научного и художественного гения (в смысле духа) Бонди. Все остальное — сколок.
Беда только вот в чем. Покойный С. И. Владимирский — киношник, который сотрудничал с Бонди в его фильме и со мной — в моем, хотел вместе с Бонди продублировать обветшавшую (в грубо-материальном смысле слова) ленту «Рукописи Пушкина», но началось движение серых, бездарных, тупых, претенциозных, шаблонных киношников, требующих обновить фильм и в творческом плане (а они были какими-то участниками в свое время, один из них писал почерком Пушкина тогда в этой мультипликации); наделали они такое, что Владимирского — в гневе — хватил инфаркт! И он умер!..
Они доделали всё по-своему, сколько мы все — и здесь, и в Ленинграде (я тогда там была, выступала) — ни возражали против кабинета Николая с зрелищем его нижней половины — на портрете, против цепей под мостом Зимней канавки, долженствующих играть символическую роль, — словом, всей этой бутафорско-тенденциозной дешевой шумихи — она же печать времени... — сделать то, чего хотелось, т.е. добиться того, чтобы сохранить благородное и тонкое искусство первого варианта, не удалось.
С[ергей] М[ихайлович] хотел снять свое имя, но тогда главное оказалось бы принадлежащим этой группе, группочке бесстыжих дельцов от искусства...» (23 февраля 1968 г.)
________________________________________ _________
вынужденная ложка дёгтя(( о дельцах от искусства 21 векахотите знать, как теперь (с 2004) называется наш любимый Центрнаучфильм и чем он сейчас занимается? вот
теперь это почему-то "Центр национального фильма", но юбилей праздновали большой, 80-летний. Небось и денежку срубили, к юбилею-то.
спрашивается, зачем переименовывали? чем слова "научный" и "учебный" мешали?
эта хитро..самизнаетечто уже порядком надоела
позорный случай с "президентским" полком вспомнился, и изуродованный обелиск в Александровском саду (почерк, оказывается, один и тот же, АП, даром, что бывший сотрудник)
когда выгодно, тут как тут, примазываются, будь здоров.. тут помню -тут не помню, "всё ромашка играют"