?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Рукописи Пушкина



спасибо за напоминание о забытом было фильме Irina Irina
Автор сценария - С. И. Владимирский
Текстологическая разработка - С. М. Бонди
Режиссёр - Д. Антонов
Оператор - Л. Каплунов
операторы мультипликации - С. Валов, В. Сивков
Композитор - Е. Туманян
Текст читает - А. Консовский
Моснаучфильм, 1961 год


Фильм «Рукописи Пушкина», появившийся в год столетия гибели поэта (сценарий С. И. Владимирского) впервые знакомил с творческой лабораторией Пушкина — показом процесса создания «Медного всадника». Автором идеи, автором текста (в титрах — консультантом) был Сергей Михайлович Бонди, замечательный пушкинист-текстолог и стиховед.

Сердечная дружба связывала с ним Татьяну Григорьевну с того «чудного мгновения», когда она впервые приступила к чтению пушкинских черновиков:
«4 мая 1928 года — никогда не забуду этой счастливейшей даты моей жизни! — я была впервые допущена к рукописям Пушкина. Моя задача была — подготовлять эти черновые тексты недоработанных стихотворений, набросков. Рукописи Пушкина хранились тогда в Ленинской библиотеке, часть в Ленинграде — в Пушкинском Доме, а часть — в Ленинграде, в Публичной библиотеке...».

Тогда же над этими рукописями трудился и Бонди, опубликовавший отдельные результаты своей работы в книге «Новые страницы Пушкина» (М., изд. «Мир», 1931). Неизменно — вслед за Цявловским — восхищаясь Бонди, Татьяна Григорьевна писала о нем: «Самый талантливый пушкинист у нас, а, значит, и во всем мире!». Впервые — благодаря Бонди — читатель Пушкина стал кинозрителем, постигающим вдохновенный процесс поиска точного слова, оттачивания образа, приобщавшимся, пользуясь крылатой пушкинской фразой, к «науке самой занимательной» — «следовать за мыслями великого человека». Судя по всему, фильм был серьезен и увлекателен одновременно, предельно концентрируя внимание зрителя своей динамикой, по-пушкински ясной и стремительно развивающейся логикой построения. Втягивая зрителя в работу по чтению черновиков (варианты, правки и вновь возвращение к только что отброшенному), фильм создавал, безусловно, волнующе-мажорное настроение.

Невольно вспоминается, как хваля одну статью о Борисе Пастернаке, Цявловская воскликнула в дружеском письме:
«...Такой запал восторга! А когда я читала о том, что напишет поэт четверостишие — лучше нельзя, и вдруг правит, и это — чудо! — я всё огорчалась, что никто так о Пушкине не пишет. Все мы, работавшие над его рукописями и извлекавшие драгоценнейшие варианты, замененные поэтом еще лучшими, — все мы каждодневно, ежечасно ощущали эту сказочную роскошь поэтического выражения мысли, это неслыханное богатство возможностей поэта».(3 апреля 1968 г.)

Этой «сказочно-роскошной» атмосферой первооткрытия на экране самого «заветного» Пушкина — творящего — и был нов фильм «Рукописи Пушкина». Эта уникальная лента не сохранилась. В результате соблазна осовременить фильм 1930-х годов для поколения, которое «будет жить при коммунизме», в 1961 году был выпущен новый вариант с целью «обогатить» видеоряд «картинками» с незамысловатыми операторскими приемами (сценарий С. И. Владимирского, режиссер Д. Антонов, оператор Л. Каплунов).

В одном из писем Т. Г. Цявловская достаточно определенно отозвалась о разыгравшейся при этом тихой, как всегда в таких случаях бывает, но самой что ни на есть доподлинной творческой драме:

«Рукописи Пушкина» — это чудо! Придумано С. М. Бонди еще в 1936 году, вышло к юбилею (1 вариант фильма — изумительный). С тех пор все стали выпускать такие фильмы — рукописи Толстого, рукописи Ленина. У всех на глазах великие люди стали писать свои черновики.

И недавно Сергей Герасимов — потрясенный — хвалил в газете фильм «Рукописи Пушкина» — среди других аналогичных — не зная, не ведая, что он-то и является гениальным открытием научного и художественного гения (в смысле духа) Бонди. Все остальное — сколок.

Беда только вот в чем. Покойный С. И. Владимирский — киношник, который сотрудничал с Бонди в его фильме и со мной — в моем, хотел вместе с Бонди продублировать обветшавшую (в грубо-материальном смысле слова) ленту «Рукописи Пушкина», но началось движение серых, бездарных, тупых, претенциозных, шаблонных киношников, требующих обновить фильм и в творческом плане (а они были какими-то участниками в свое время, один из них писал почерком Пушкина тогда в этой мультипликации); наделали они такое, что Владимирского — в гневе — хватил инфаркт! И он умер!..

Они доделали всё по-своему, сколько мы все — и здесь, и в Ленинграде (я тогда там была, выступала) — ни возражали против кабинета Николая с зрелищем его нижней половины — на портрете, против цепей под мостом Зимней канавки, долженствующих играть символическую роль, — словом, всей этой бутафорско-тенденциозной дешевой шумихи — она же печать времени... — сделать то, чего хотелось, т.е. добиться того, чтобы сохранить благородное и тонкое искусство первого варианта, не удалось.

С[ергей] М[ихайлович] хотел снять свое имя, но тогда главное оказалось бы принадлежащим этой группе, группочке бесстыжих дельцов от искусства...»
(23 февраля 1968 г.)
_________________________________________________
вынужденная ложка дёгтя(( о дельцах от искусства 21 века
хотите знать, как теперь (с 2004) называется наш любимый Центрнаучфильм и чем он сейчас занимается? вот
теперь это почему-то "Центр национального фильма", но юбилей праздновали большой, 80-летний. Небось и денежку срубили, к юбилею-то.
спрашивается, зачем переименовывали? чем слова "научный" и "учебный" мешали?
эта хитро..самизнаетечто уже порядком надоела
позорный случай с "президентским" полком вспомнился, и изуродованный обелиск в Александровском саду (почерк, оказывается, один и тот же, АП, даром, что бывший сотрудник)
когда выгодно, тут как тут, примазываются, будь здоров.. тут помню -тут не помню, "всё ромашка играют"

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner