?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

окончание. 2 часть, 1 часть.

В 1930 году ВХУТЕИН был закрыт, но наследие нового художественного ВУЗа не пропало даром. Вместо него возникли Московский архитектурный институт и Московский художественный институт имени Сурикова.
На базе же полиграфического факультета ВХУТЕИНа был создан Московский полиграфический институт, занявший дом Юшкова. А в 1938 году директором (тогда институтами руководили директора — должность ректора появилась в СССР значительно позднее) полиграфического института был назначен инженер А. Н. Дыгерн.
Почему я об этом упоминаю?

Да потому, что 8 декабря 1942 года Алексей Никитович Дыгерн, согласно приказу Народного комиссара боеприпасов СССР, стал первым руководителем (временно исполняющим обязанности директора) Московского механического института боеприпасов Народного комиссариата боеприпасов СССР (ММИБ). А получилось так потому, что с началом Великой отечественной войны полиграфический институт был эвакуирован в Курганскую область. Но большая часть оборудования, институтская библиотека, многие преподаватели и студенты — остались в столице. Позже опасность взятия Москвы гитлеровцами миновала и, когда возникла необходимость создания института боеприпасов, его решили создать на существующей базе полиграфического института. Как оказалось, будущему МИФИ передали не только здание, библиотеку и лаборатории полиграфического института — многие его сотрудники стали сотрудниками ММИБ, включая А. Н. Дыгерна (позже ставшего заместителем директора Московского механического института), и Л. П. Бахметьева, первого заместителя директора ММИБ по научно-учебной работе (он занимал аналогичную должность в полиграфическом институте), впоследствии ставшего деканом инженерно-физического факультета.

Московский механический институт (с 1945-го года уже без боеприпасов в названии) стал хозяином дома по 21 по улице Кирова (Мясницкая была переименована, сейчас ей возвращено историческое название) надолго. Три номерных факультета (трубок и взрывателей; патронов и гильз; снарядов, мин и авиабомб) сначала превратились в факультеты К, Т и М (конструкторский, точной механики и механико-технологический). Потом Т превратился в Ф, став инженерно физическим факультетом, и весь институт стал меняться под новую атомную науку. Это превращение в основном закончилось в 1957 году, когда в МИФИ были уже такие знакомые нам факультеты Ф (физико-энергетический), Т (экспериментальной и теоретической физики) и факультет ЭВУСА (электронных вычислительных устройств — впоследствии распавшийся на К и А). Так началась история «знаменитого ядерного ВУЗа страны». А к плеяде замечательных художников, живших, работавших, учившихся в доме Юшкова, нельзя не добавить и Нобелевских лауреатов из МИФИ. На старой территории МИФИ работали Н. П. Семенов, И. Е. Тамм, П. А. Черенков, А. Д. Сахаров. Пятый лауреат премии Нобеля из МИФИ — Н. Г. Басов — учился на старой территории, а впоследствии пришел работать в МИФИ, который был уже на Каширском шоссе.

Кстати, расположенные в подвале МИФИ лаборатории породили среди недалеких жителей центра Москвы по сей день бытующую легенду, что именно тут, «в непосредственной близости от православных святынь» «по приказу кавказского еврея Берии» был размещен первый советский атомный реактор «на котором работал диссидент Сахаров». Как говориться, без комментариев.

Возможно тому способствовала большая секретность института, следы которой остаются и сегодня. Даже сейчас, набрав в Яндексе «дом Юшкова» можно получить кучу информации по его истории прошлого и позапрошлого веков, но чтобы найти упоминание о МИФИ искать нужно долго. В лучшем случае окажется, что дом в этот период занимали «разнообразные конторы и организации». Уж куда тут разнообразнее, как говориться.

Мясницкая. Дом Юшкова

Постепенно институт расширялся. И старого здания уже не хватало для работы. А в 1962 году памятник архитектуры на улице Кирова неожиданно приглянулся Хрущеву как место для свежесозданного Мосгорсовнархоза. И вместо планировавшегося постепенного переезда на новую территорию на окраине Москвы, куда и метро тогда еще не ходило (да, тогда дом 31 по Каширскому шоссе был городской окраиной, практически деревней), был издан приказ о немедленном переезде в еще недостроенные корпуса. По рассказам старожилов, переезд был похож на эвакуацию во время войны — всем приходилось участвовать: и сотрудникам, и студентам. Вот только мюонная лаборатория кафедры экспериментальной ядерной физики ухитрилась не выполнить приказ и осталась на старой территории почти на 26 лет, покинув дом Юшкова только 4 октября 1988 года.


Тургеневская площадь. Дом Юшкова- МУЖВЗ и Почтамт.  Худ. Леонид Корсаков. Издательство Изобразительное искусство, 1979 год

С тех пор, как МИФИ покинул здание, после совнархоза там размещался проектный институт.
Потом другие учреждения. Но цепочка прервалась. И старожилы Москвы горестно замечали — памятник архитектуры выглядит все более и более заброшенным. В восьмидесятых годах он совсем пришел в упадок, там даже стекла как будто бы не мыли.


Мясницкая. Доска на Доме Академии ГлазуноваВ 1986 году дом передали Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики, который в 1989 году стал Российской Академией живописи, ваяния и зодчества, созданную и возглавляемую И. Глазуновым. Академия располагается в доме Юшкова и сейчас. Только в девяностых годах прошлого века, наконец-то, сделали капитальный ремонт, появилась вывеска, затеплилась какая-то жизнь в бывшем дворце.

Сегодня историко-архитектурный комплекс «Дом И. Юшкова» реставрирован, занесен в памятный Реестр культурного наследия, охраняется государством. Дом этот всегда был тесно связан с отечественной культурой, был для бедных талантов неким «рогом изобилия», дал многим путевку в жизнь. Первые двадцать лет МИФИ на старой территории только подтверждают это. Страна гордилась художниками из училища живописи, гремела слава карикатуристов и конструкторов из ВХУТЕМАСа, а когда пришло время «лириков в загоне» — страна гордилась «засекреченными физиками» из МИФИ. Сейчас, наверное, другое время. Но дом гениального архитектора, сослужив свою службу для МИФИ, все еще стоит там, у почтамта, на пересечении дорог практически в центре Москвы. Кто знает, чьей альма-матер он станет завтра? И кем станут те, кто свяжут с ним свою судьбу? Хочется верить, что мы ими тоже будем гордиться.

В академии Глазунова сейчас говорят о возрождении старых традиций дома. Очень надеюсь, что они имеют ввиду все-таки не стены, а главную традицию последних двух сотен лет этого дома — собирать таланты по всей стране и учить их. Бесплатно. Качественно. Потому что с этой традицией можно смело переселяться в любой новый дом. Даже если он на Каширском шоссе.

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner