НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Сошествие несуществующей памяти

zur_zvezdochet Сошествие несуществующей памяти

Мои корни – Васильевский остров. Там родились: моя Мать, Бабушка, мать Бабушки, её родители. У Бабушки на Васильевском я проводил все выходные, вплоть до её смерти. Васильевский мне был родным.
Но родина моя Щемиловка. В конце 70-х Мама вышла замуж за работягу из рабочего района. Я родился на улице Леснозаводская, что втиснута между Куракиной дачей и Речным вокзалом (которого больше не существует).
Покоцаная набережная Обуховской обороны, двугорбый Володарский мост, трубы фабрики «Рабочий» и завода «Большевик», Ломо и Пролёт – вот моя родина.
Здесь, кажется, даже Нева имеет другой вид – пепельная, грубая, волны, как рубцы и бугры, на обветренной коже заводского работяги. Через каких-то 13 минут езды и течения Нева и город преображаются, утончаются, распрямляются. Там где короткими зимними днями плавится ледяное солнце, где фиолетовыми Белыми ночами мерцает горизонт, растекаясь по куполам и шпилям. А здесь колонны «сталинок», голые прямоугольники хрущёвок, раскиданные в плешивых рощицах, горбатые дореволюционные трёхэтажки, с перекинутыми, словно виселицы друг от друга, фонарями.
Мне, в самом деле, будет жаль покидать эти места.
И, конечно, меня не могла не возбудить история (уже недельной давности) о нахождении у Ломоносовской фундамента уничтоженной в середине 20 века церкви.
Какие удивительные фотографии нашлись.
Как странно видеть места, которые десятками лет кажутся вечными и неизменными, в совершенно другом состоянии.
Вот так выглядела Ломоносовская в начале века (вид со стороны будущей улицы Бабушкина и кинотеатра «Спутник»).

lomo1

Фарфоровское кладбище, где рабочие с императорского Фарфоровского завода лежат в расписных фарфоровых гробах.
И даже иконостас в церкви «Сошествия Святого духа» был из расписного фарфора.

lomo2

А так в 1962 году уже выглядело это место.

lomo3

Новёхонький «Спутник» напротив церкви. В начале 90-х я не вылезал из этого кинотеатра. Прятался в туалете, что бы попасть на следующий сеанс. Стоял в трёхчасовых очередях, что бы попасть на фильм «Терминатор». Я даже помню напольную плитку в кассовых залах.
Кинотеатра не стала больше десяти лет назад. теперь там рынок и обменник валют. Как то перед поездкой в Турцию мне приходилось там менять доллары. Я стоял у окошка, в котором шмыгала носом бабка с кирпичным лицом, отсчитывающая деньги, и смотрел на пол, на плитку, на ту самую, на которой я стоял в очередях, чтобы попасть в кино.
Странное дело. Нет больше кинотеатра, и я никогда не видел храма. Но жаль, что ничего этого больше нет. Ни фарфорового иконостаса, ни кассового зала в кино. Ничего. Это как память, которой никогда не было.
Tags: 60-е, Петербург, архивы и документы, иконы/росписи, могилы / надгробия / похороны, русская цивилизация, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments