НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Трамвайный билетик

mumik62 Трамвайный билетик

Все-таки как интересна история быта, повседневности! Мне всегда было обидно, как много реалий ускользает от нас даже когда мы читаем художественную литературу о вроде как "знакомых" эпохах - речь не только о пушкинском Петербурге, скажем, но и о Булгаковской  Москве... Нам кажется, что описываемое стоит перед глазами : мы представляем себе нравы, язык, костюм, но большинство из нас не смогли бы нарисовать многие повседневные предметы и описать привычные для того времени "практики". Для современников - все это настолько очевидно, что не стоит упоминания: рассказывают ведь о "значимом" ...
Я помню, как удивилась, когда случайно от бабушки узнала, что в 1920-1930 годы мороженное продавали на улице в виде "бутерброда" - его зажимали двумя вафлями , на которых были напечатаны разные имена, мужские и женские! И все гадали - какое имя тебе попадется. "А ты что, не знала?" - удивилась Бабушка.  (в вышедшем в НЛО "Истории мороженного " я нашла рассказ об этом, но  кто придумал такую забавную мелочь - неизвестно).

Несколько лет назад мы делали ремонт в комнате и за плинтусом мама обнаружила трамвайный билет действительный до 5 июля 1930 года.  А ведь мы часто читаем " он вскочил в трамвай", "Кондуктор" и т.д., но как выглядел билет - уже не знаем, просто билет и все. А вот он был такой:

Пробитый 11 раз компостером и один раз надорванный, с печатью, апострофом вместо "ъ" и с оттиснутыми номерами трамваев (?)  компостеров (?) на каждой поездке. Очень люблю такие вещи.

UPD - Бабушка (1916 г.р.) говорит, что , как правило, были в 1930-е обычные маленькие хлипенькие билетики в рулонах, как у нас раньше были в Москве (и, которые и сейчас в провинции бывают), а это какой-то проездной, видимо.

zeev нашел подтверждение тому, что "Мос.Гор.Жел.Дор"  (МГЖД) - это действительно название трамвайного сообщения в Москве в те годы http://tram.ruz.net/maps/sh19311016.gif
* * *

Как известно, у советских руководителей на машинах не было мигалок. И даже для Сталина дороги не перекрывали. Он зачастую ездил на общественном транспорте. Как-то проехал он на трамвае одну остановку, и то ли денег у него не оказалось, то ли просто забыл купить билет и уже выходя, обратил на это внимание, вежливо поздоровался с кондуктором, и как-бы извиняясь, Сталин сказал: «я только одну остановку проехал».
С тех пор все кондуктора усвоили, что одну остановку весь народ имеет право ездить бесплатно. Так и возник чудесный советский обычай – бесплатный проезд одной остановки. Цена трамвайной поездки тогда была всего 30 копеек, потом её снизили до 3 копеек и ещё тридцать лет эту цену не повышали.

Потом кондукторов отменили и установили в трамваях кассы самообслуживания, где каждый пассажир мог добровольно оплатить свой проезд одной монеткой и самостоятельно оторвать себе билетик. Причем некоторым даже попадались «счастливые билетики». В основном все добросовестно оплачивали проезд даже и одной остановки. Никаких турникетов вообще не было. Но некоторые пассажиры точно знали, что одну остановку на трамвае можно было проехать бесплатно, благодаря Сталину.
И было это до тех пор, пока Советская власть совсем от нас не ушла.
Tags: 30-е годы, Политехнический, СССР, Сталин, быт, трамвай, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments