?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

pushkino_2009 "Вставайте!.. Скоро Пушкино!" К.Г. Паустовский

Говорят — «намоленный храм», «намоленный дом» или даже — «намоленная книга». Все то, с чем связано много людей, мыслей, жизненных сюжетов, о чем думают с любовью, уважением, волнуясь душой, так и притягивает этот выразительный эпитет — «намоленный». Намоленной может быть и местность. В частности, так можно сказать о Пушкино и его окрестностях. Близость к Москве способствовала тому, что с городом связали свои судьбы многие известные люди. Пушкино сотни, тысячи раз упоминается в биографиях людей интересных, талантливых, знаменитых, а то и, без преувеличения, выдающихся. К тому же, поскольку часть этих известных людей — писатели, город Пушкино стал к тому же полноправным «героем» их произведений.
Удивительное чувство — открыть повесть, роман, сборник стихов писателя с мировым именем — и вдруг наткнуться на знакомое-презнакомое название — Пушкино!
Константин Георгиевич Паустовский. 1930-е
Движение на участке Московско-Троицкой дороги от Москвы до Сергиева Посада со станцией Пушкино примерно в середине пути было открыто 18 августа 1862 г. А ровно через 63 года, 17 августа 1925 г. бывший дачный поселок Пушкино получил статус города. Вот в течение этого полувека и «намаливалась» эта местность — одна из красивейших в Подмосковье. Пушкино обживалось, застраивалось, разрасталось. Здесь влюблялись, заводили детей и, главное, проникались любовью к этому месту, включали его в свои биографии и сердца.

     «— Вставайте! — капитан потряс Батурина за плечо. — Скоро Пушкино!
     Поезд гремел среди леса. Пар шипел в кустах, как мыльная пена.

Стояла ледяная и горькая осень. По ночам ветер шумно тряс над дощатыми крышами гроздьями стеклянных звезд. Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза. Пахло гарью и старым вином. А в полдень над горизонтом розовым мрамором блистали облака».

Какой яркий, цветной, выразительный текст навеяло Константину Георгиевичу Паустовскому наше Пушкино! С этих строк он начал свой роман «Блистающие облака», прототипом героя которого стал житель Пушкино, а сам город и окрестности вызвали к жизни красивейшие описания природы. Речкой, «протекающей» через весь текст, стала Серебрянка.

«Утром этого дня он, как всегда, встал рано и пошел на Серебрянку купаться. В иссиня-черной воде струились, как волосы, мертвые травы. Едкая роса капала с осин. Над ельником, в тумане, как бы в дыму пожара, выползало косматое клюквенное солнце».
«Никогда Берг не писал так легко, как в этой комнате, засыпанной желтой листвой и сеном, под лай мохнатого пса. Солнце поднималось над Серебрянкой, небо покрывало леса хрустальным колпаком, и тишина рождалась в перелесках. Только сердце в такт бегу карандаша билось легко и быстро».

«Блистающие облака» — роман на двухстах страницах, и пушкинцам лучше не ограничиваться приведенными цитатами, а прочитать его весь, памятуя, что навеян он нашей «намоленной» местностью, в которой мы живем, дышим и которую любим не меньше Паустовского. Говорят, писатель для того и создан, чтобы облечь в слова то, что чувствуют многие, но высказать дано ему одному. Так что пушкинцам еще и поэтому приличествует знакомство с этим произведением. Там как раз то, что за всех нас ощутил и описал большой писатель.

Давно уже можно бы разработать школьный спецкурс по литературе, куда включить рассказы о писателях, связанных с Пушкино и писавших о нем. Дать детям выучить наизусть, в том числе приведенные выше отрывки, — пусть запоминают и вслушиваются в музыку образной русской речи. И воспринимают ее личностно — как то, что близко их касается.

«Дача стояла на краю леса, на отлете.
     — Чувствуете воздух?

Пахло колодезной водой и глухой осенью. Батурин растирал между пальцев желтые листья, и от пальцев шел запах горечи. Свежесть ветра, дождя и похолодевших рек пропитывала опадающую, почти невесомую листву. Осень умирала. Смерть ее была похожа на чуткий сон, — зима изредка уже порошила по золотым деревьям и мокрой траве реденьким и осторожным снегом.

Осенняя свежесть продувала всю дачу, особенно капитанскую комнату, похожую на ящик от сигар».

Паустовский впервые поселился в Пушкино в начале двадцатых годов. Дом, где он жил (предположительно), занимает сейчас вечерняя школа. Работал в Москве. Ездил на электричке, как сегодня делаем это все мы. В «Книге скитаний» написал об этом так:

«Весь день до позднего вечера я проводил в редакции "На вахте". К полуночи я добирался до вокзала, уезжал в Пушкино, там сразу же окунался в глушь, мрак и безлюдье, быстро засыпал, а утром, еще в полной темноте, приходилось вставать, топить печку и торопиться на поезд в Москву».

В повести «Романтики» Паустовский заворачивает вокруг Пушкино интересный детективный сюжет. Некто Никифоров — «сухой старик с воспаленными глазами» — посылает в МХАТ, где готовится премьера пьесы Л. Толстого «Живой труп», письмо, в котором сообщает, что автор ее — вовсе не Толстой, а он, Никифоров. Журналисту, герою повести, поручают расследование этого дела.

«Чем вы можете доказать, что пьеса ваша?» — спрашивает журналист у Никифорова.

« — Чем? — он полез под кушетку и, сморкаясь, вытащил солдатский сундучок. — Вот чем! Вот — черновик рукописи. Кроме того, я скажу вам адрес героини. Она жива, она тут недалеко под Москвой, в Пушкине. Расспросите ее, она все расскажет.

Я записал адрес. Потом взял рукопись. Это была точная копия «Живого трупа». Чернила на листах линованной бумаги блестели. Я незаметно послюнил палец, прижал его к первой строчке, и она отпечаталась на моем пальце, как снимок. Все было ясно, — «Живой труп» был переписан недавно.
     — Это старая рукопись?
     — Ей четыре года.
     Старик плакал. Я скомкал разговор, попрощался и выскочил из комнаты. Он явно врет. Но тогда почему же он плачет? Адрес героини запутал меня совершенно.

В тот же вечер я поехал в Пушкино. Была черная весна, похожая на осень, подмерзшая листва хрустела под ногами, свежий воздух резал легкие. Я посмотрел на адрес: «Пушкино, аптека, спросить Наталию Викторовну»...

Кто хочет узнать продолжение истории, открывайте книгу Паустовского!

Пушкино — нередкий «персонаж» в книгах Константина Георгиевича. В очередной раз события происходят в нашем городе в его автобиографической «Книге скитаний», в главе «Снежные шапки»:

«Как-то ближе к весне, тихим и снежным днем ко мне в Пушкино приехал Булгаков. Он писал в то время роман «Белая гвардия», и ему для одной из глав этого романа нужно было обязательно посмотреть «снежные шапки» — те маленькие сугробы снега, что за долгую зиму накапливаются на крышах, заборах и толстых ветвях деревьев. Весь день Булгаков бродил по пустынному в тот год Пушкину, долго стоял, смотрел, запахнув старую, облезлую доху, — высокий, худой, печальный, с внимательными серыми глазами.
     — Хорошо! — говорил он. — Вот это мне и нужно. В этих шапках как будто собрана вся зимняя тишина.
     — Декадент! — сказал о Булгакове Зузенко. — Но, видно, чертовски талантливый тип. Добросовестно себя тренирует.
     Что он этим хотел сказать? Я не понял. Тогда Зузенко столь же неясно и неохотно объяснил:
     — Натаскивает себя на впечатления. Мастак!»

Зузенко, капитан дальнего плавания, житель Пушкино, стал прототипом одного из действующих лиц «Блистающих облаков» — капитана Кравченко. Об этом в своей пространной и весомой работе о Паустовском пишет краевед В. В. Панченков (текст можно найти в Интернете):

«С Зузенко писатель познакомился в редакции газеты, куда тот часто заходил. По словам Константина Георгиевича, Зузенко был великолепным и неистощимым рассказчиком. Когда он не был в плавании, то по утрам ездил из Пушкино в Москву, и вагон дачного поезда, куда он садился, тут же наполнялся пассажирами, которые хотели послушать его нескончаемые рассказы о приключениях из морской жизни».

Еще более интересен второй персонаж этого отрывка — Михаил Афанасьевич Булгаков. О нем и его литературных отношениях с Пушкино мы расскажем в следующий раз.
Т. ЭФФИ.
Газета "Маяк" № 60
11 августа 2010 г.
__________________________


Дача в Пушкино, где.жил и творил выдающийся русский писатель Константин  Георгиевич Паустовский, о чем можно прочитать в его «Книге скитаний», в ней К. Паустовский описывает встречи в Пушкино, у него на даче с Н. Асеевым, В. Маяковским, М. Булгаковым. Поз
Московское областное отделение ВООПИиК сообщает

Градостроительный совет при Пушкинской городской администрации Московской области принял решение о сносе ДАЧИ СТРУКОВЫХ, 1877 года постройки, в которой с 1928 по 1930 годы ЖИЛ И РАБОТАЛ РУССКИЙ И СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ К. Г. ПАУСТОВСКИЙ.

Это строение – одна из немногих сохранившихся «черточек» прошлого, его дачного периода, того периода, что составлял в свое время гордость Пушкино, его известность.
Если внимательно приглядеться к деревянному строению, то без труда можно узнать в усовершенствованном двухэтажном доме черты дачи Струковых, где в 1920-х годах жил и творил выдающийся русский писатель Константин Георгиевич Паустовский, о чем можно прочитать в его «Книге скитаний». В ней Паустовский описывает встречи в Пушкино, у него на даче с Н. Асеевым, В. Маяковским, М. Булгаковым. Позже здесь помещалась Пушкинская средняя школа № 2, а уже в 1961 году к бывшей даче пристроили правое крыло и передали здание вечерней школе рабочей молодежи.
большая ошибка, что этот адрес в Пушкино не внесён хотя бы на сайт, посвящённый Паустовскому, в ту же Википедию.

* * *
история известная, но не грех напомнить... хотя этот "избранный" воробьёв и его чиновьё вряд ли знают, кто такая Марлен Дитрих (не знают, не знают). А уж кто такой Паустовский - то и подавно. Может, мультик вспомнят про воробышка да и то, вспомнят ли.

История стала легендой, рассказывают её по-разному (одна из версий перекочевывает из статьи в статью)

Вспоминает Татьяна Арбузова, старшая дочь Татьяны Евтеевой:

Я считала, что у меня один отец - Арбузов. Но Паустовский заполнил меня собою изнутри. Это совсем другая вещь, об этом трудно рассказать словами. Константин Георгиевич был человеком, который умел захватить вас целиком. По-другому не скажешь.

Марлен Дитрих и Паустовский. ЦДЛ
Константин Георгиевич хотел пойти на ее концерт в Дом литераторов, но врачи - к тому времени у него было несколько инфарктов и тяжелая астма - его не пускали. И, кроме того, он только что вернулся из больницы. Но его любимый домашний врач, Виктор Абрамович Коневский, сказал: "Ну хорошо, я пойду с вами".

После концерта Марлен Дитрих задали несколько вопросов: "Знаете ли вы русскую литературу?", "Какой у вас любимый писатель?"... Она сказала: "Я люблю Паустовского, и особенно его рассказ "Телеграмма".

Когда она это сказала, то по залу пошел шумок: "Паустовский здесь, Паустовский здесь..." Переводчик ей это перевел, и она стала смотреть в зал, думая, что писатель сейчас поднимется. А Паустовский - я могу рассказать много историй, каким он был застенчивым человеком, - не вставал. Тогда зал стал аплодировать, как бы подталкивая его выйти на сцену...

Константин Георгиевич вышел на сцену, и, не говоря ни слова, Марлен встала перед ним на колени в своем вечернем платье, расшитом камнями. Платье было таким узким, что нитки стали лопаться и камни посыпались по сцене. Люди на сцене, думая, что это драгоценные камни, бросились их собирать, чтобы отдать ей. А Марлен в своем узком платье стояла на коленях и не могла подняться. Доктор подбежал к сцене и сказал ему: "Ни в коем случае не поднимайте". Паустовский несколько мгновений стоял в растерянности. Марлен, наконец, помогли подняться,

Паустовский поцеловал ей руку, и неловкость исчезла. Потом Дитрих прислала ему три свои фотографии на память. Одна из них висит у нас в Тарусе.
полностью здесь




"Телеграмма". читает Автор.
* * *


Режиссёр - Юрий Щербаков
Оператор - Пётр Емельянов
Художник Арнольд Вайсфельд
Композитор - Вячеслав Овчинников
Мосфильм, 1957 год

* * *


1965 год. БДТ. Режиссёр - Лев Израилевич Цуцульковский. Обещание счастья. Четыре новеллы по рассказам Паустовского


Комментарии

( 3 комментария — Оставить комментарий )
erema_o
1 окт, 2013 04:40 (UTC)
Родства не помнящие.
Людмила Фисенко
29 окт, 2013 15:53 (UTC)
музей Паустовского
Почему музей Паустовского сделали в Кузьминках, где он не жил, а не в Пушкино, где сохранилась эта дача? Местной общественности давно надо было повесить на дом мемориальную доску, тогда бы так просто власти решение о сносе не приняли бы.
nashenasledie
31 окт, 2013 04:03 (UTC)
Re: музей Паустовского
Вы же знаете, наверняка, историю: он же образовался как народный музей, по инициативе учительницы и её товарищей, любящих творчество Константина Георгиевича, в 1975 году. И только в 1993 Окуджава, Баталов и др обратились в Юрию Михайловичу с просьбой взять музей под государственную опеку. Тот, естественно, не отказал. Почему основатели музея не заявили о Пушкино? кто их знает.. может, показалось, что далеко, что Подмосковье.. - это в общем-то понятно по-человечески. ПМ содержало музей и всячески помогало. Но непонятно, почему они не взяли пушкинскую дачу как филиал, как дачу в Тарусе.

к сожалению, просто так повесить мемориальную доску нельзя, нужно пройти процедуры, поставить дом под охрану и т.д. почему это своевременно не сделало отд. ВООПИиК Московской области - вопрос.

и статус памятника, к сожалению, не панацея. Из памятников выкидывают втихоря, памятники сносят, не моргнув глазом, как сейчас, например, уничтожили обелиск в Александровском саду, бюсты и не только в Бородино.. и т.д.

Другое дело, если бы там была активная жизнь, приезжали экскурсии, проводились вечера, - конечно, не посмели бы.

Edited at 2013-10-31 04:04 (UTC)
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner