НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Фрески Ростовского Кремля

vita_colorata Фрески ростовского кремля

Ростовский митрополит Иона Сысоевич не имел поначалу своих иконных мастеров, они появились только в 90х годах, а приглашал костромичей во главе с Гурием Никитиным и ярославцев Севастьяна Дмитриева и Дмитрия Григорьева с товарищами. Для них была оборудована специальная мастерская - Иконная палата.  В челобитной царю Иона писал, что кормит и поит иконописцев "довольно", чтобы они иконописное дело делали "неоплошно". Мастера были под опекой и приглядом митрополита, поскольку он осуществлял определенную идеологическую программу, митрополит разрешал только строго догматические сюжеты.
  Ведущим циклом в ростовских стенописях стал цикл страстей Христовых.  До наших дней сохранилась лишь часть созданных в эти годы фресок.  Три ансамбля стенописи дошли в относительно хорошем состоянии : церковь Воскресения, церковь Иоанна Богослова и Спас на Сенях. Роспись церкви Спаса производилась ярославскими мастерами Дмитрием Григорьевым ( назван в одной из поздних рукописей "Дмитрием Вологжаниным", очевидно по его происхождению из Вологды), братьями Иваном и Федором Карповыми и ростовцем, попом Тимофеем. О росписи церкви Воскресения документов не сохранилось, но участие в её выполнении Гурия Никитина с товарищами несомненно. Успенский собор расписан совместно костромскими и ярославскими иконописцами под руководством Гурия Никитина.





Колористика росписей во многом зависела от знаменитой ростовской извести, на которой написаны в 17 веке все фрески храмов Московского кремля. Её применяли почти без наполнителя, с небольшими добавками толченого камня и молока. Известковый состав наносился в два приема - первый, более толстый, до шляпок гвоздей, забивавшихся заранее в стену и своды для лучшего крепления штукатурки. Второй, более тонкой констистенции, имел толщину 1-1,5 см и старательно заглаживался и зашлифовывался. Эта рецептура обеспечивала постепенность схватывания состава ( следовательно, допускалась более длительная работа), а при затвердевании состав превращался в прочную и эластичную массу левкаса молочно-белого цвета, придававшую живописи чистое и сильное звучание.

                                            

Краски употреблялись отменного качества и в большом выборе.



Нигде на найти таких чистых, снежно-белых белил, золотистой охры, голубца, киновари, как здесь. На фонах использовалась мелко размолотая кобальтовая смальта глубокого и красивого цвета.



Гурий Никитин и  костромские иконописцы учитывали технологические свойства красок и знали ряд способов повысить декоративное звучание живописи. Голубой цвет обычно сохранялся как красивое локальное пятно, и пробела наносились на одежды тонким штрихом острой кисти.

                                                     

Киноварь, наоборот, почти не применялась в стенописи в своем естественном, "открытом" виде без примесей, как в иконописи, но всегда жидко разводилась и крылась в два слоя: первый слой наносился в виде подготовки в тенях и по контурам, сверху он покрывался киноварью, сильно разведенной белилами или известковым молоком. Её тон при этом смягчался и приобретал холодный перламутровый оттенок: киноварная подготовка просвечивала по складкам одежд.



Художники умели из небольшого количества красок извлечь много различных оттенков, пользуясь цветными прокладками и смешивая пигмент с белилами, но избегали смешивать краски.



                                                 



                                                  

                                                  



                                           










                                             









                                             

                                             










Tags: Кремль, Ярославль и Ярославская область, иконы/росписи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment