НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Юбилейный год Таисии Николаевны Скородумовой

Скородумова Таисия Николаевна (1928, Москва)

Таисия Николаевна Скородумова. На прогулке. 1962.

Таисия Николаевна Скородумова. Багульник, 1980.

Таисия Николаевна Скородумова. Фонарики.

Таисия Николаевна Скородумова. Яблоневая ветка, 1980

Таисия Николаевна Скородумова. Коломна. Пятницкие ворота
Коломна. Пятницкие ворота

Таисия Николаевна Скородумова.У Сорока мучеников. Переславль-Залесский.
У Сорока мучеников. Переславль-Залесский.

Таисия Николаевна Скородумова. Под дождём.
Под дождём

Таисия Николаевна Скородумова (р. 1928)

Скородумова Таисия Николаевна (р. 1928) Прогулка..


Родилась в 28 марта 1928 года. в селе Стрелецкая Слобода Московской области. Занималась в Московской средней художественной школе, затем — в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова на живописном факультете, в мастерской Г.Г.Ряжского и К.М.Максимова. Окончила институт в 1953г. В студенческие годы в качестве художника принимала участие в этнографических экспедициях АН СССР, в ходе которых побывала в Дагестане,Туркмении и Узбекистане (Ташкент, Бухара, Фергана). Одни из первых ее линогравюр были связаны со Средней Азией. Овладение азами техники линогравюры проходило под руководством Н.В.Синицына. Член Союза художников СССР с 1955г. В том же году начала участвовать в выставках, работать в области станковой графики. Начиная с 1977г. художница участвовала в работе всесоюзных групп акварелистов — в Западной Украине, городах Черноморья, Латвии, Эстонии и др. Вплотную к акварели подходит в 1976г. С этого времени она регулярно принимает участие во всесоюзных выставках акварели.
Жизнь так богата, самодостаточна и цельна, что только самые удачные произведения искусства способны зафиксировать ее.
Как же это странно, что люди всегда старались запечатлеть окружающий мир и себя в нем.
А как мало по-настоящему хороших художников, если, допустим, мы вдруг решим вспомнить их всех.
В советское время как никогда появилось множество омерзительных художников. Парадокс в том, что большинство из них были прекрасными мастерами, но они служили режиму, втаптывая в прах свои таланты. Но и в те годы творили мастера, кому не стыдно сегодня предъявить свое творчество зрителю.

Удивительное дарование Таисиии Скородумовой крепло с годами. И сегодня в одном ряду с именами Анны Остроумовой-Лебедевой, Поленовой, Кругликовой, Веры Мухиной и Татьяной Мавриной можно упомянуть Таисию Скородумову – замечательного художника гравера. Стыдно должно быть нам, что мы ее не знаем. А она всегда живет и работает среди нас.

Таисия Скородумова родилась в 1928 году в деревне Стрелецкая слобода Шаховского района. А уже четырех лет отроду с семьей переехала в Москву, поселившись в районе Черкизова. Отец, из раскулаченных, работал охранником-сторожем, а мама – вела хозяйство. Жили Скородумовы небогато. В 1935 году девочка пошла в школу, где произошло судьбоносное событие. Она повстречала Николая Синицына – молодого учителя рисования и черчения. Тогда еще Тася не знала, что их классные занятия ведет замечательный гравер и коллекционер, последний ученик Остроумовой-Лебедевой. Все это еще предстояло узнать и пережить самому Синицыну. А в те годы он занимался с талантливыми, приглянувшимися ему ребятами в школе и у себя дома. Тася ему понравилась, искра божья в ней теплилась. Учитель занимался с нею гравюрой, развивал художественный вкус, вводил ее в мир искусства. Именно с обучения в студии Синицына начался творческий путь Таисии Скородумовой, ее служение русской гравюре.

В 1939 году Тася поступила в Московскую среднюю художественную школу. Вместе с преподавателями и ребятами в годы Великой Отечественной войны эвакуировалась в Башкирию, село Воскресенское, где пережила самое тяжелое для Родины время. Именно в Башкирии в гуще народной жизни, наблюдая первозданную природу, наверное, и проросло в Тасиной душе понимание и ощущение прекрасного. Намного важнее лекций каждый пленэр на русской земле.

Обучение проходило под неусыпным вниманием наставников Барща, Почиталова, Мочальского, Ряжского, Покоржевского, Максимова. Эти люди – разных поколений фанатически любили искусство, свой восторг и поклонение передали они своим ученикам.
И в школе, и (потом) в институте Тася отличалась покладистостью, прилежанием и трудолюбием. Ее ценили учителя. И казалось – Скородумова со всем согласна. Но это была видимость. В душе девушки бушевали страсти, а вот выдержке ее можно было позавидовать. Как после вспоминала Таисия Скородумова: «На III-м курсе института я попала к преподавателю Кузнецову. И все, что он старался мне привить – вызывало протест. Сама натура бунтовала. А сказать я ничего не могла. Только и повторяла про себя: «Я уйду, доучусь у него и уйду»! Так и случилось. Лишь только я защитила дипломную работу - собрала все, что сделал у Кузнецова, часть раздарила, часть порвала». При всей видимой добродушности, спокойствии и смирности Таисия Скородумова в вопросах творческих обладает железной волей. Она не будет понапрасну спорить, доказывать, повышать голос, она просто все сделает по своему. В 1953 году, окончив Московский государственный Суриковский институт Таисия Скородумова вновь обратилась к Николаю Синицыну за советом. Опять стала посещать она синицынскую студию, в руках ее оказались штихеля. Судьбу не обманешь. Уже в 1954 году Скородумова нарезала целую серию цветных гравюр, за которую в 1955 году была принята в Союз художников СССР.

В своем творчестве Таисия Скородумова не только открывает что-то новое, доносит до зрителя скородумовское, но и продолжает лучшие традиции русского и европейского искусства. Интересен в этой связи один разговор, в котором я спросил Таисию Николаевну: «А были художники, сильно на Вас повлиявшие»? Обычно перечисление имен затягивается надолго. Задумавшись, Таисия Николаевна медленно произнесла: «Конечно это Анна Петровна Остроумова-Лебедева»… Пауза. Потом она назвала Модельяни, вспомнила давнишние выставки акварелистов. «А вообще-то таких художников нет».

Если Вы знакомы с творчеством Скородумовой, то, наверное, согласитесь со мной, что кроме очевидного остроумовского влияния, там кроме Скородумовой нет никого больше. И это прекрасно, ибо сказано в заповеди: не сотвори себе кумира.
Этот очерк украшаю работы Таисии Скородумовой. Многие мои знакомые долго не могли поверить, что перед ними гравюры. Так свободно и вдохновенно поработал резец, что зрителю кажется перед ним акварельный этюд. Это пример того высшего мастерства, когда за видимой простотой и моцартовской легкостью скрыт многолетний каторжный труд, овладение таинствами мастерства, ум и неразменненный по мелочам талант.

Какие бы скородумовские вещи мы не взялись бы рассматривать – северный цикл, цветы, натюрморты, виды Москвы, пейзажи – все они доходят до сердца, рождаю отклик. Почему? Потому что в них есть поэзия, всегда свойственная большому художнику.
Вплоть до конца 80-х годов резцы Таисии Скородумовой вгрызались в линолеум. Сегодня она работает кистью. В этом ее работа, смысл и счастье.

Творческая лаборатория Таисии Скородумовой продолжает эксперименты. Я надеюсь, что много радости мы еще получим на просмотрах старых и новых работ этого великолепного мастера. Вы спросите: почему ее имя не на слуху сегодня?
Мы слишком ленивы и нелюбопытны – это раз, отвечу я Вам. Сегодня время возносит на гребень волны недостойных – это два. Имеющий глаза увидит, а дальше вы и сами знаете. Творчество Таисии Скородумовой учит добру и красоте, а это теперь, к сожалению, не модно.


МНОГАЯ ЛЕТА!


Tags: 50-е, 60-е, Александровский сад, Кремль, Подмосковье, Третьяковская галерея, Ярославль и Ярославская область, библиотека, графика, детство, цветы и растения, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment