НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Category:

1919 год. О «нетленных» мощах.

Этих господ «благородных» и купцов мы хорошо знаем, им была выгодна темнота народа, ибо они жили этой темнотой сотни лет, они ее лелеяли, крепко оберегали с помощи полиции и жандармов...
документы (много, но очень интересно):
часть 1
часть 2
_____________
ранее:
Всего в 1919-1920 гг. было произведено 63 публичных вскрытия мощей . Результаты их были различными, в большей или меньшей степени компрометировавшими духовенство. Результаты вскрытий, содержащие компромат на церковников, широко распространялись в периодической печати, что способствовало отпадению от православия некоторых «несознательных» верующих. Что касается большинства верующих, то о том, что вскрытие мощей оказало «сильное влияния на отход их от религии», говорить не приходится. В ряде случаев речь должна вестись об обратном эффекте, т. е. всплеске религиозности населения. Например, в апреле 1919 г., накануне вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского, у ворот лавры собралась толпа богомольцев, которая всю ночь служила молебны преподобному. Наутро народ впустили в лавру, и в течение трех дней тысячи богомольцев поклонялись праху прп. Сергия. Атеистическое по сути, мероприятие возымело противоположный эффект. целиком

ПРЕДАНИЕ СЕМЬИ ФЛОРЕНСКИХ:

В журнале «Наука и религия» (№ 6, июнь 1998 года) О. Газизова опубликовала интервью с Павлом Васильевичем Флоренским, известным ученым и внуком священника Павла А. Флоренского. П.В. Флоренский рассказал семейное предание о том, как в Лазареву субботу 1919 года (согласно официальному советскому изданию «Революция и церковь», вскрытие мощей преподобного Сергия происходило поздно вечером 11 апреля 1919 года, в Лазареву пятницу), отцу Павлу Флоренскому стало известно о готовящемся властями вскрытии мощей преподобного Сергия, которое должно было состояться перед Пасхой. Дальнейшая сохранность мощей оказалась под большой угрозой.

По словам П. В. Флоренского, вскоре в Троице-Сергиевой лавре состоялось тайное совещание, в котором приняли участие отец Павел Флоренский, наместник Лавры отец Кронид, Ю. А. Олсуфьев, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры; и, вероятно, члены Комиссии граф В. А. Комаровский, а также С. П. Мансуров и М. В. Шик, которые впоследствии стали священниками.

Участники совещания тайно проникли в Троицкий собор, где, прочитав молитву у раки с мощами Преподобного, отделили с помощью копия главу святого, которую заменили головой погребенного в лавре князя Трубецкого. Главу преподобного Сергия Радонежского временно поместили в ризнице. Вскоре граф Олсуфьев переместил Главу в дубовый ковчег и перенес к себе домой (Сергиев Посад, улица Валовая). В 1928 году, Олсуфьев, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

В 1933 году после ареста отца Павла Флоренского граф Ю. А. Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Александровича Голубцова (будущего владыку Сергия — епископа Новгородского и Старорусского). П. А. Голубцову удалось переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря под Москвой, где ковчег находился до окончания Великой Отечественной войны. Вернувшись с фронта, П. А. Голубцов передал ковчег Екатерине Павловне Васильчиковой (приемной дочери графа Олсуфьева), которая и стала последней хранительницей святыни.

В 1946 году, когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, а мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, Е. П. Васильчикова тайно возвратила главу Сергия патриарху Алексию I, который благословил возвратить её на место, в раку.

По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своем участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было.
Серов. Портрет Софьи Владимировны Олсуфьевой, урождённой Глебовой (1911)Софья Владимировна Олсуфьева, урождённая Глебова (3 июня 1884, Москва — 15 февраля 1943, Свияжск, Татарская АССР, умерла в ГУЛАГе).
Cупруг — с 1902 — Юрий (Георгий) Александрович Олсуфьев (28 октября 1878 — 14 марта 1938).

сын Михаил Юрьевич Олсуфьев (1903—1983)

Известен портрет Софьи Владимировны работы В. А. Серова (1911).

После отречения Государя и февральской революции граф Ю. А. Олсуфьев, взяв жену, сына и несколько семейных святынь, буквально бежал из своего имения. Он направился в Оптину пустынь. По благословению духовника семьи, Оптинского старца Анатолия (Потапова) (ныне преподобного Анатолия) Олсуфьев переселился в г. Сергиев Посад — «под покров Преподобного».

Юрий Александрович купил двухэтажный дом на Валовой улице. Первый этаж Олсуфьевы отдали своим, так же оказавшимся без крова родственникам Мансуровым (будущему отцу Сергию, его жене Марии Фёдоровне и её родителям), а сами поселились на втором этаже.

В 1921 г. к ним присоединилась шестнадцатилетняя сирота Катуся Васильчикова — племянница, воспитанница Ю. А. Олсуфьева. В этом же доме в 1923 году на первом этаже поселились и Комаровские с детьми, а самая светлая комната второго этажа была отдана под мастерскую художника. «Подобием монастырской гостиницы, как осуществляемый идеал, была квартира на Валовой», — писала в своих воспоминаниях М. Ф. Мансурова. В доме, на вид неказистом, хранилось много ценных вещей — остатки коллекций оружия, старинная мебель, рисунки, картины известных художников, иконы, перед которыми всегда теплились лампады. Вещи из разоренного наполовину буйцевского дома иногда привозили своим бывшим хозяевам крестьяне; всем известный портрет С. В. Олсуфьевой, работы В. А. Серова, каким-то чудом успел вывезти из имения П. И. Нерадовский.

Сразу же по приезде в Посад, Ю. А. Олсуфьев вместе с отцом Павлом Флоренским и С. П. Мансуровым начали работать в Комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (затем — Сергиевом историко-художественном музее). Ю. А. Олсуфьев до революции был автором многочисленных научных трудов по русской археологии. За десять лет работы в Комиссии, с 1918 по 1928 г. он издал более двадцати фундаментальных работ по истории и теории иконописи, им сделаны описания коллекций и ценностей Лавры, разработана методика изучения древнерусского художественного литья. В 1928 году Ю. А. Олсуфьев бежал из дома в Сергиевом Посаде, как прежде, в 1918 г. бежал из имения Буйцы. Друзья-художники прятали его по далеким служебным командировкам. Позже он работал в Центральных реставрационных мастерских И. Грабаря, а после закрытия их в 1934 г. стал научным сотрудником отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи. Все же Ю. А. Олсуфьеву не удалось избежать мученического конца: он был арестован в поселке Косино — месте последнего его пребывания — и расстрелян на Бутовском полигоне 14 марта 1938 года.

Жена Ю. А. Олсуфьева, художник и реставратор Софья Владимировна Олсуфьева, сопровождавшая мужа во всех скитаниях и помогавшая ему в работе, была арестована в Дмитрове в 1941 году и через два года умерла в лагере в Свияжске.

Единственный сын Олсуфьевых, в котором они души не чаяли, в 1923 г. с благословения родителей бежал в Харбин и добрался до Бессарабии, где у Олсуфьевых было имение. Изредка Михаил писал родителям, подписываясь женским именем Катенька. Родители его при арестах говорили, что детей у них нет. Когда советские войска вошли в Бессарабию, М. Олсуфьев бежал, бросив свой двухэтажный особняк в Бухаресте. Впоследствии он жил в Париже, где и умер в 1984 году.

Именно граф Юрий Олсуфьев, работавший в мастерских Игоря Грабаря, помог уберечь надвратную икону Спасской башни.


ещё раз привлекая внимание:
в Троице-Сергиевой Лавре ведутся работы БЕЗ ПРОЕКТА
Tags: Вологда и Вологодская область, Загорск/Сергиев Посад, Игорь Грабарь, РПЦ, Серов, Спасская башня, Третьяковская галерея, Троице-Сергиева Лавра, архивы и документы, живопись, история, ложь, пресса, реставрация, уроки истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments