НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

"От оперы до оперов в России — вообще одно па"





Большой видится на расстоянии. На минувшей неделе реконструкцией главного театра страны заинтересовалась прокуратура.

Не последнюю роль в этом сыграл доклад Счетной палаты, где пришли к выводу, что расходы на, безусловно, благородное дело были, однако, умышленно завышены в десятки раз. Открыться Большой должен был еще в прошлом году. Теперь, говорят, это случится осенью 2011 года, мол, все условия, чтобы уложиться в срок, наконец-то, налицо.

Страсти, впрочем, кипят не только вокруг этого заколдованного объекта: строительной мистики хватает и в истории другого символа мощи российского искусства — Мариинки. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг обнаружил, что театр далеко не всегда начинается с вешалки.

Балетный век, увы, недолог: вчера подавал надежды — сегодня растишь смену. То поколение, что готовит Николай Цискаридзе в Большом, на сцене Большого, наверное, выступит, а вот сам он — уже сомневается.

На то, что делают за окном строители, с удивлением смотрят уже не только артисты. От рева отбойных молотков встряхнуло и Счетную палату.

Александр Назаров, аудитор Счетной палаты РФ: «По дополнительным работам: это бетон, кладка, сигнализация, укладка бетона. Все это дает возможность на 818 миллионов удорожания общестроительных работ. Причем без экспертизы! Там есть моменты, которые вообще не прошли экспертизу. Ну, хватит откаты делать, прекратите этим заниматься».

То, как это происходило, аудитор Назаров пытается понять который месяц, но суммы выходят просто симфонические: по версии Счетной палаты, стоимость работ по реконструкции Большого театра была умышленно завышена в 16 раз. И дело далеко не только в воровстве:

Михаил Хазанов, архитектор: «Мы с Михаилом Беловым и Нодаром Канчелли выиграли этот конкурс в 1999 году, и моя мудрая мать сказала: „Я вас не поздравляю. Вы ввязываетесь в такое!»“

Маму не послушали. Смелый проект реконструкции, победа на конкурсе — многим, вместе с автором Михаилом Хазановым, в 90-х еще верилось: до открытия нового Большого театра — смычком взмахнуть.

Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства РФ по культуре и кинематографии: «В феврале 2009 года заканчиваются общестроительные работы, и 1 октября театр начинает свой сезон».

Но вот уж прошел и 2008-й, и 2009-й, а прима Захарова все репетирует «Лебединое озеро» в крохотном зале — спектаклей на старой сцене не будет еще несколько лет, как и самой сцены. Вместо нее — бездонная дыра и гастролеры из-за рубежа.

У подрядчиков второй Мариинки настроение тоже театрально-приподнятое, в глазах — блеск.

Александр Фридлянд, заместитель директора государственного предприятия «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»: «Очень сложная железобетонная конструкция „нуля». За счет этого идет удорожание“.

За пять лет строительства в центре Питера разрушен исторический квартал и вырыта яма, уже проглотившая восемь миллиардов рублей. Но это — лишь нулевой цикл, а сколько будет еще нулей в новых сметах! Маэстро Валерию Гергиеву пришлось отойти от нот к СНИПам, но все равно непонятно: куда делись деньги?

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: «Менялись руководители, кто их сейчас вспомнит? Поработал два года, потратил 20–40 миллионов долларов. На что? На взаимоотношения с подрядчиком или с проектировщиком. И ушел. Где он теперь? То он, то другой. Вот сейчас у нас еще один работает. Тоже уйдет? Может быть. А все будут говорить: кто следующий? Он ушел, а где еще 200 миллионов долларов?»

Часть этих денег осела в питерской хляби. Начали рыть, оказалось — театру стоять на плывуне. Где были ученые, когда принимали проект, чиновники не припомнят.

Алексей Клименко, член экспертно-консультативного Совета при главном архитекторе г. Москвы: «Проектные решения сминались, уродовались строителями, которые у нас господа на всех стройках. У нас же стройка как военный объект — огорожена со всех сторон. Какой там инспектор, какой Госстройнадзор! У них своя территория, свои гастарбайтеры».

За годы затянувшегося спектакля со стройплощадки Большого театра таинственным образом ушло шесть директоров, от проекта отреклось пять архитекторов, а сам театр обзавелся не то пятью, не то шестью подземными уровнями. То есть историческое здание теперь — как будто пристройка к подземной части. Ни здесь, в Москве, ни в питерской Мариинке строительные работы не затихают ни на минуту, хотя ясности с тем, что строят, с каждым месяцем все меньше.

Владимир Ресин, руководитель комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы: «Мы исходим из того, что есть. Есть твердая уверенность, что 11 октября 2011 года будет первый спектакль в обновленном Большом театре».

И потому вице-мэр Ресин лично следит, чтобы рабочие работали, а бетономешалки мешали бетон. Все это уже год как происходит без главного архитектора — архитектурой в Большом театре дирижирует подрядчик.

Яков Саркисов, руководитель государственного предприятия «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации: «Мы в свое время не хотели делать так глубоко в центре столицы. И в принципе театру это не нужно. Почему оказалось ниже? Сейчас уже поздно об этом говорить. Сегодня это сделано. Дайте нам возможность спокойно достроить».

Один из многих хлопнувших дверью — архитектор Хазанов — недоумевает: ведь в изначальном проекте, утвержденном на конкурсе, не было минус пятого этажа. Там вообще почти ничего из уже построенного не было. Но пришла, говорят, дирекция театра, посоветовала вот здесь углубить, мол, декорации не вмещаются, репетировать негде. А потом позвали в министерство и сказали: сократить. А потом — снова дирекция. А потом — снова чиновники. Строительный балет уже шел полным ходом, но либретто все переписывали на ходу.

Михаил Хазанов, архитектор: «Что это такое? „Пусть будет так, пусть будет не так, это плохой проект, это хороший проект». Вот кто это сказал? Кто это говорит? Очень важно, чтобы профессионалов все-таки уважали. Архитекторы на сегодняшний день потеряли все позиции“.

Григорий Ревзин, архитектурный критик: «Перед портиком был вырыт очень большой котлован — большая яма, 43 метра. В принципе, она родилась из гардероба. Но вы представьте себе гардероб размером с десятиэтажный дом? Потом за гардеробом как-то получился буфет, потом к нему как-то пристроился репетиционный зал, потом он стал малым залом, но таким, на котором сцена позволяет одновременно выступать всему хору и всему оркестру. Потом оказалось, что у нас вход туда, как в гардероб. То есть маленькая лестница и вниз на эти 43 метра есть два лифта. Значит, весь оркестр и весь хор туда загружается шесть часов и выгружается оттуда шесть часов».

Именитый победитель конкурса Мариинки Доминик Перро говорит: тоже хотел как лучше, но намекнули, что лучше не надо — и Перро уехал, а проект встал. На оставшиеся деньги дирижер Гергиев вызвался сам найти… уже не нового зодчего, а хотя б антикризисного управляющего. И какие уж там новые конкурсы, тендеры, когда до премьеры два года.

Джек Даймонд, архитектор: «Мы поговорили с Гергиевым с глазу на глаз. И поняли друг друга с полуслова. Он мне сказал: „Ты такой успешный архитектор, Джек. Я хочу, чтобы такой же успех был и у новой Мариинки. Так что давай, строй ее!» Понимаете, он в нас верит!“

То, во что поверили в Мариинке, оказалось столь же дешево, сколь и сердито. Канадские авторы заверяют: новое здание театра идеально впишется в город, но сами жители культурной столицы с такой культурной пломбой обещают бороться до последнего.

Павел Никонов, эксперт Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Это здание, оно по своему рождению должно быть знаковым. И это знаковое здание будет по своей эстетике напоминать формовочный кирпич. Этакий универсам „Мариинский»“.

Александр Вахмистров, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Я не думаю, что это будет „Ашан“ или „Икеа». Мы получим проект, я его так для себя назову, удобоваримой архитектуры. Мы к нему пристроимся, приглядимся со временем, и нам будет казаться, что так оно и было“.

Однако в Счетной палате с очередным «оно так и было» мириться не намерены. Там уже посчитали, что и на Мариинке-2 казна потеряла минимум 1 миллиард 800 миллионов рублей.

Александр Назаров, аудитор Счетной палаты: «Один к одному. Взять Мариинку и Большой театр — это один к одному. Изначально пошли на нарушение всех требований строительства. Ведь здесь тоже проектно-сметной документации практически нет. Мы сейчас в рамках мониторинга вновь поедем в Мариинку».

И хотя в питерской опере пока что сыграна лишь увертюра, не исключено, что развязка будет той же, что и в Москве. От оперы до оперов в России — вообще одно па.



Всё вроде движется хорошо: и Счётная Палата, и Прокуратура, наконец, подключились и найдут ещё немало нового и интересного для своих ведомств в этих идентичных предприятиях. Необходимо, чтобы ВСЕ виновные понесли самое жёсткое наказание. Публично.

Однако хочется, всё-таки, чтобы своё слово сказал Президент. Тем более, что с 1999 года Большой Театр находится в непосредственном его подчинении.

Правильно ли мы понимаем, что начатая в Новгороде Великом блистательная долгожданная речь будет продолжена в более концептуальной форме?

А именно:

Культура обязана стать приоритетом развития России.

Дмитрий Анатольевич!

Мы устали хоронить наше детство, нашу юность, у нас не осталось слёз, видя, как намеренно уничтожается или "случайно" сгорает очередной дом, а новоиспеченные зарвавшиеся безнаказанные нувориши строят очередной бизнес-центр или элитное жилье для себе подобных, под видом очередной реконструкции-регенерации, а очередные взяточники в погоне за «откатом» подписывают очередное незаконное согласование. Продавливаются сомнительные проекты. Большой и Мариинский театры, например. Устраиваются якобы конкурсы - а потом строится очевидная "вульгарная гадость".
Деньги и алчность стали важнее страны.
И ведь логики - никакой. Ну обогатились, дальше что? В могилу унесут? В Бога не верят - личное дело, ад или рай для них - всё одно. Тюрьмы не боятся, Бога не боятся. Только задумались ли о том, во что превратятся их могилы? или как будут презирать (если уже не презирают) их детей? или если дети вырастут и сообразят, к чему причастны их родители? Из страны уедут? - а что, у нас уже Марс заселяется? шарик-то маленький. Найдут и пальцем покажут - вот он сгубил великую страну. Или не покажут. Но возмездие всё равно будет. Будет. Равносильное сделанному. Божья кара называется. Где-то их даже жалко.

Тотальное нарушение Законодательства и тотальное неуважение. Игнорирование заключений экспертов, игнорирование мнений специалистов, игнорирование высказываний выдающихся Личностей, составляющих (без преувеличения) цвет нации. Игнорирование позиции Общества. Отрицание авторитетов.
Примеров множество - от Охта-центра до Пушкинской площади и Военторга. Жгучий стыд.

Можно всплескивать руками и возмущаться, почему одни люди, причём сделанной известности или по которым "дана отмашка", в фаворе, а другие - великие, которые жизнь положили, служа Отчизне, - напрочь забыты. Но от этого еще горше. У нас намеренно стирают Память, уничтожая наше Прошлое. Или придумывая его. Далеко ходить не надо - вон новоделы по всей стране. Варварски беспечно ликвидируются секреты старых Мастеров, а новые - ничего не умеют. И останется в вечности гора мусора, халтура и небрежность во всех областях. И краплёная колода "звёзд".

И всё это есть исключительно та самая фальсификация. Откройте словарь, посмотрите значение falsifikat, falsificatio. Ещё есть модное слово "симулякр". Они - повсюду. И в итоге ведут к искажению образа России и нанесению ей и её гражданам морального ущерба.

Это – явление массовое, причем планомерно наступательное и расцветшее пышным цветом в последние годы.

Потери невосполнимы! И человеческие - в первую очередь. Расхожая фраза, что искусство требует жертв, почему-то подразумевает, что жертвы требуются от создателя или его произведения, от людей, а не от чиновника и начальника. И вообще - к чему жертвы? У нас - ОДНА ЖИЗНЬ, дар Божий. И, знаете, как-то не очень хочется провести её, например, в переписке или борьбе с чинушами или мародёрами. Или выживать. Уже даже не существовать. Страну постоянно трясёт так или эдак - не было ни одного поколения, которое просто пожило бы и себе в удовольствие, и на благо Родины. А всего-то нужно - соблюдать Законы. Хотя бы. И не врать. И, чего уж стесняться, знать своё место - Конституция есть, власть принадлежит народу, так? Только некоторые чиновники об этом напрочь забыли.

Исторический туризм - прекрасно! Только ничего не выйдет, если Министерство Культуры не соединить с Министерством Туризма. Если не будет принять срочно Закон о Меценатстве. Если на местах будут сидеть (именно так, не работать), мягко говоря, равнодушные люди. В любом случае - непрофессионалы.

В противном случае, Вы сами сказали, нарушение Закона так и останется нашей национальной привычкой.
А в России будет рождаться поколение за поколением, не уважающее своих родных, не уважающее свою Историю, свои Законы, своих сограждан, а, в конечном счете, как мы все понимаем, не любящее и не хотящее любить своё Отечество

Совсем недавно Вы, многоуважаемый Дмитрий Анатольевич, сказали, что глава государства должен обладать двумя качествами:
большой работоспособностью и любить Родину. И Вы это доказываете ежедневно.
Как Вы считаете, а относится ли это к чиновникам?
Про работоспособность - понятно, никуда не денутся, а как насчёт Любви к РОДИНЕ?
И как называть людей, наносящих вред Родине, её ВЕЛИКОМУ Наследию и Культуре? И как с ними поступать?

Ложь и двуличие, к сожалению, стало национальной чертой. Стремительно так. Заметили? Зачем тогда создавать комиссии, принимать Законы, Указы? И так ничего не изменится. А ведь фальсификация Истории в первую очередь – это наплевательское отношение к нашему Великому Наследию во всех смыслах. От забвения выдающихся Личностей до пресловутой реставрации с приспособлением.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Дикость, подлость и невежество не уважает прошлое, пресмыкаясь перед одним настоящим», – пушкинские слова актуальны как никогда. Впрочем, и Пушкину досталось! Наше всё давно уже не НАШЕ.

Без сохранения Наследия - России наступит конец! И до чего ж у нас страна великая - всё обворовывают, разрушают, глумятся, а она еще стоит. Но предел-то всё-таки есть. И он скоро наступит..

Не всё решают деньги. За деньги не купишь здоровье, за деньги не купишь Честь и уж точно за деньги не купишь Память, которую мы, каждый из нас, оставит о себе следующим поколениям.

Tags: Большой Театр, Кировский театр/Мариинский театр, Медведев, Москва, НТВ, Петербург, Прокуратура, Счётная палата, видеосюжеты, коррупция/воровство/казнокрадство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments