?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

evge_chesnokov рассказывает:
Главный (Центральный) павильон ВСХВ по значимости для архитектурного ансамбля вполне можно сравнить с греческим Парфеноном. Здание высотой 90 метров со шпилем построено к 1954 году по проекту Г.Щуко и Е.Столярова и выдержано в традициях укрупнённой русской классической архитектуры, по символическому значению павильон стоит наравне с так и не построенным гигантом Дворца Советов. Это образ всего Советского Союза, лицо выставки.



1950-1952 годы. Строительство Центрального павильона:











1954 год:









Фасад здания украшают гербы пятнадцати советских республик - пятнадцати сестёр. На момент проектирования и постройки (1951-1953 гг.) существовала и шестнадцатая республика - Карело-Финская ССР, которая впоследствии была расформирована, а её герб на фасаде павильона заварен металлическим листом. На гербе СССР слева тоже одна лишняя (Карело-Финская) лента.



























В 1954 году экспозиция Главного павильона знакомила посетителей с искусством социалистического реализма, здесь чествовали передовиков, Героев Социалистического труда, на которых равнялись, чьими успехами гордились. Четыре зала были посвящены Великому Октябрю, Сталинской Конституции, Миру и Науке. На стенах барельефы и фрески с историческими сценами, вдоль стен скульптуры счастливых советских людей, знамёна советских республик. Увы, несколько фресок и лепнина сохранились только под потолком в зале Мира.

«Советскому народу, знаменосцу мира – слава!»:



Зал Конституции:



Октябрьский зал. 1962 год:



Электрифицированная карта СССР:



























Снаружи гостей встречали бронзовые изваяния вождей пролетариата, слева стоял Владимир Ленин, справа Иосиф Сталин. После разоблачения культа личности Сталина его скульптура была демонтирована и, надо полагать, отправилась на переплавку, а бронзовый Ленин, чтобы не нарушать симметрию архитектурной композиции, оказался сначала внутри павильона, в зале Конституции, затем в 1970-м году (к столетнему юбилею вождя мирового пролетариата) был установлен на постамент в сотне метров от фасада здания. Это типовой памятник, его копии можно было увидеть возле Академии Тимирязева и на Киевском вокзале. Помимо произведений искусства экспонатами Главного павильона были технические новинки, достижения науки и культуры (например, модель атомного ледокола "Ленин").

Скульптуры вождей:



1985 год. Вместо скульптур:





С весны 2012 года на ВВЦ возобновлено экскурсионное обслуживание, записаться на пешеходные экскурсии "Сохранённые шедевры" можно в офисе экскурсбюро у Главного входа. В рамках одной из экскурсий - "Легенды и мифы ВДНХ" - посетители осматривают закрытую часть Центрального павильона. Когда-то под землёй было построено большое бомбоубежище, которое и сейчас может использоваться по прямому назначению. Это действующее сооружение курируют компетентные органы, гостям предлагается осмотреть только несколько пустующих комнат на входе, а остальное окутано завесой секретности. Можно упомянуть, что один из входов в подземелье находится у подножия памятника Ленину.







Главный павильон внешне находится в неплохом состоянии (но это только издалека), а вот интерьер павильона почти полностью уничтожен. Пристроенный второй внутренний этаж изменил планировку здания, почти все картины и панно в разные годы были демонтированы, тяжёлые роскошные люстры заменены на тусклые люминесцентные лампы, до сих пор местами сохранившийся оригинальный паркет безнадёжно испорчен. Светильники-торшеры на выходе покосились или утрачены (остаётся надеяться, что недостающие металлические элементы декора пребывают до лучших времён на складах ВВЦ, а не проданы некими варварами-похитителями как металлолом).



















Фрагменты декора из латуни и анодированного алюминия разворованы вандалами, гранит утрачен и заменён на цветную плитку, а часть старого плиточного покрытия на балконах по бокам здания разбита. Уцелели всего несколько оригинальных латунных решёток на полуподвальных окнах, остальные стыдливо заменены фанерными покрашенными копиями.



































Сзади к Главному павильону пристроена невысокая, но очень длинная трибуна, с которой на митингах и праздниках выступали многие государственные деятели. Выступающие ораторы могли при этом любоваться, пожалуй, самым красивым столичным фонтаном - "Дружбы народов", созданным по проекту К.Топуридзе.



С августа 1991 года в Москве началась антисоветская кампания, с улиц исчезали памятники революционерам (памятник Феликсу Дзержинскому с одноимённой площади был стихийно демонтирован в ночь, когда пришло сообщение о поражении ГКЧП), а самим улицам вскоре стали возвращать исторические названия. Демократическая власть боролась прежде всего с идеологией ушедшего строя, при этом не всегда задумываясь об исторической ценности памятников. Тогда никому и в голову не приходило озаботиться сохранением культурного наследия СССР. Выставка достижений народного хозяйства приспосабливалась к выживанию в новых условиях: выставочные павильоны превратились в торговые площадки, а некоторые павильоны стали частной собственностью.

Торговые точки в павильонах - это вовсе не бутики известных брендов, а развалы ширпотреба, в основном, из азиатских стран. В последние годы наметились перемены к лучшему, продавцы постепенно вытесняются из исторических зданий. Что придёт на смену торговле - пока не очень понятно. Новый контент должен быть интересен посетителям и приносить выставке определённую финансовую выгоду. По мнению горожан, центральная часть территории могла бы превратиться в эдакий "Парк советского периода", погружающий гостей ВВЦ в атмосферу Москвы ХХ века. Будем следить за развитием событий.








Ретроиллюстрации: http://www.oldmos.ru/ при участии bcxb

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Май 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner