НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Сербия

av_otus: Балканское кольцо. Часть 4. Сербия австро-венгерская - Воеводина
Белград мы объехали в темноте (ибо в большой город приехать легче, чем собирать мелочь по провинции, и смею надеяться, успеется) и очутились в Нови-Саде (как-то криво все-таки писать по нормам русского языка на дефисе славянское название из прилагательного и существительного - по сути-то надо писать "в Новом Саде").
На Воеводину - ту часть Сербии, которая относительно благополучно жила под австро-венгерской властью в XVIII- XIX веках, у нас ушло два дня. Очень конспективно, но, честно, скажу, после всего увиденного этого хватило. все-таки отобрали самое важное.

Предыдущие серии:

Часть 1: Балканское кольцо. Часть 1. От Дубровника через Боснию и Герцеговину до Мокрой Горы
Часть 2: Балканское кольцо. Часть 2. Сербские монастыри и храмы. Рашская школа
Часть 3: Балканское кольцо. Часть 3. Сербские монастыри и храмы. Моравская школа


Дворец Райхла в Суботице


Нови-Сад основан в 1694 сербскими купцами на противоположном от крепости Петроварадин (которая принадлежала туркам) берегу Дуная. Центр отстроен в основном в сер. XVIII - нач. XX вв. То есть, древностей нет, нет и шедевров, но есть приятная историческая среда, причем, европейская. Сербскость воеводинских городов слабо выражена. Даже православные храмы внешне схожи с католическими - зальные, с башнями над входом.
Заметили обычный европейский эффект: население - 191 тысяча (это без Петроварадина), а кажется, что не меньше какого-нибудь нашего Ярославля. Все дело в оформленности городского пространства.



Это центральная площадь с ратушей (градской кучей), построенной в 1895 по проекту Дьёрдя Молнара. Перед фасадом памятник писателю Светозару Милетичу.



На другой стороне площади неоготическая католическая церковь Святого Имени Марии (1892-1894, тот же Молнар).

У нее достаточно красивый интерьер с резными алтарем, кафедрой, киотами.




Православный Георгиевский собор (1734-1740, перестраивался в 1851-1853 и 1902-1905).

Длинный зальный храм, только в конце вместо католического алтаря иконостас.

И витражи, появившиеся при последней перестройке.


Рядом - резиденция православных епископов  - неплохой эклектично-ренессансный дворец.


Синагога (1906-1909, арх. Липот Баумхорн). По меркам венгерского модерна и по сравнению с соседней Суботицей (дальше увидите) - скромно. Не действует: евреев почти не осталось.


Далее мы посетили пару фрушкогорских монастырей. Фрушка Гора - национальный парк.  Минигоры посреди Паннонской низменности. Не сказать, чтоб потрясающе, но красиво.
Монастырь Ново-Хопово. Основан на руб. XV/XVI вв. св. владыкой Максимом. Включает в себя церковь Николы (1576) с оригинальной колоннадой вокруг барабана и колокольню (1753-1754).



В плане храм не сильно отличается от той же Манасии: три апсиды, конхи по бокам, нартекс, экзонартекс. Для XVII века архаично. Конический купол, дающий закавказский эффект, сфантазирован реставраторами взамен сложного барочного,  существовавшего с XVIII в.





В интерьере фрески 1608 и 1654 гг. (греческие мастера). Мелочнно-повествовательные, напоминают наш XVII век.












Монастырь Язак стоит в небольшой долинке.



Первоначально основан в кон. XV в., в 1736 перенесен на современное место.

Церковь Троицы (1736-1758) показывает, как время для сербов после потери государственности почти замерло. Если бы не барочные верха (вероятно, не изначальные), выглядела совсем уж средневеково. Оба монастыря устроены по афонскому образцу - с келейными корпусами, П-образно охватывающими двор и имеющими с его стороны аркады.

В интерьере иконостас 1769 г. (мастер Димитрие Бачич). Прям почти Украина - витиевато, пестро, аляповато.




Тяжкий труд фотографа на монастырской территории.


Попытка мимикрии.


Самое интересное в Язаке - ослик!

...который оказался впереди нашего автобуса.


Палич. Курортный пригород Суботицы. Это водонапорная башня с воротами в парк. Первое настоящее прикосновение к чумовому венгерсмкому модерну.




Суботица (по-венгерски Szabadka) - приграничный с Венгрией город. Население 100 тысяч. Известен с 1391, был населен преимущественно венграми, которых и сейчас почти половина. Сохранившиеся памятники относятся в основном к кон. XIX – нач. ХХ вв., среди них ярчайшие образцы венгерского модерна. Например, ратуша (1907-1910, арх. Деже Якоб и Марцел Комор). Она порядком заросла, так, что толком не снять. Местами напоминает финские штуки, которые были построена раньше (взять хотя бы эркеры).



В Суботице как-то не задалось ни с православными, ни с католическими храмами - они есть, но неказистые. Синагога (1902, арх. Марцел Комор) куда эффектнее! Наверно, одна из самых красивых синагог Австро-венгерской империи, которая вообще славилась здоровенными синагогами. в деталях есть, конечно, специфика, но в целом - узнаваемый венгерский модерн. И вообще похоже на пятиглавый храм :-)

Ограда сохранилась частично.








Здание национального (городского) клуба (ныне библиотека). 1895-1897, арх. Ференц Райхл. Нервное предчувствие модерна.





Греческий банк. 1907-1908, арх. Деже Якоб и Марцел Комор (создатели ратуши).

А этот дворец построил в 1904 году для себя архитектор Ференц Райхл. У нас бы назывался особняком. Один из самых эффекных памятников венгерского модерна, оказавшийся вне Венгрии. Тукт уже не финны вспоминаются, а Антонио Гауди.

Фасад отделан камнем и плиткой (все эти растительные орнаменты).



На параллельную улицу выходит корпус с садиком и оградой. Теперь там ресторан.


Дальше будет Хорватия.
Tags: архитектура, зверики, иконы/росписи, интерьеры, монастыри, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments