НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Совет Минкульта высказался против идефикса Антоновой - отобрать импрессионистов у Эрмитажа

Музей нового западного искусства нельзя воссоздавать в том виде, в котором предлагает директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. К такому выводу пришел экспертный совет Минкульта на своем расширенном заседании во вторник.

Эксперты Министерства культуры высказались против воссоздания Музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в Москве на базе собраний картин, которые сейчас находятся в коллекциях Государственного музея изобразительного искусства (ГМИИ) имени Пушкина. Обсуждение этой проблемы прошло во время совместного заседания экспертного совета, рабочей группы по музеям общественного совета при Минкультуры и Союза музеев России.

А директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова продолжает настаивать на необходимости восстановления Музея нового западного искусства в Москве.
Идею о воссоздании ГМНЗИ Ирина Антонова высказала во время «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным. Руководитель государства сказал в ответ, что он не возражает против этой идеи, но она должна получить поддержку музейного сообщества. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский высказался против этой идеи.

ГМНЗИ был создан в 1920-е годы на базе национализированных коллекций меценатов Ивана Морозова и Сергея Щукина. В 1948 году он был ликвидирован, а картины из него поделены между ГМИИ и Эрмитажем. В настоящее время в Пушкинском музее находится 291 картина (а также архивы), а в Эрмитаже — 418 полотен, часть из которых была передана туда еще до официального закрытия ГМНЗИ.

По мнению экспертов, воссоздание репрессированного музея может привести к волне реституционных требований.

«Я боюсь прецедента, потому что этим могут воспользоваться не только музеи, например, Гатчина, которая будет обращаться к Павловску и Эрмитажу», — сказал во время совещания директор Государственного исторического музея (ГИМ) Алексей Левыкин. Он также добавил, что может вновь подняться тема западной реституции и появятся требования вернуть так называемое трофейное искусство

Кроме того, эксперты обращали внимание, что изъятие части коллекций противоречит ФЗ-54 («О музейном фонде и музеях») и что создание новой институции потребует больших расходов, предложив направить эти средства на создание новых коллекций.

«Нужно обогащать Российскую Федерацию, закупая в других странах аналогичные произведения», — предложил директор Московского музея современного искусства Василий Церетели.

В Петербурге собирают петиции против возможной передачи полотен импрессионистов для воссоздания Музея нового западного искусства в Москве,

Ни одного голоса за воссоздание ГМНЗИ в том виде, в котором он был закрыт, так и не прозвучало. Против выступили не только все приглашенные эксперты, в числе которых были директор Музеев Кремля Елена Гагарина, завлабораторией музейного проектирования Института культурологии Алексей Лебедев, директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская, директор Дома-музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский предложил альтернативное решение: вместо воссоздания ГМНЗИ, по его мнению, следует сделать серию совместных выставок, а также организовать виртуальный музей, в котором будут выставлены все произведения из коллекций меценатов.

«Нужно создать программу выставок по всей России вот этих супервещей. Но для них нужны супермузеи, суперденьги, нужен новый транспорт — эти картины не проедут нашим транспортом, гарантии страхования», — сказал Пиотровский.

По словам Ирины Антоновой, «испуг и ужас какой-то реституции» абсолютно не оправданы, а идея воссоздания ГМНЗИ не является политическим жестом.

«Ну какой же это политический жест? Речь идет о воссоздании великого музея XX века, первого в мире музея современного искусства, созданного раньше нью-йоркского MoMA», — заявила она.

«У Антоновой есть только один козырь в руках — воля потомков Мамонтова и Щукина, чтобы коллекция была приведена в целостный вид, — прокомментировал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. — Но Пиотровский уже предложил проводить выставки без создания музея, и, скорее всего, Минкультуры склонится именно к этой формулировке». Ни Министерство культуры, ни его глава Владимир Мединский не высказали однозначной поддержки какой-либо позиции.

По мнению Мединского, закрытие ГМНЗИ в 1948 году было большой ошибкой.

«Не надо было ликвидировать этот музей. Но я не уверен и в том, что исправление ошибки не сможет стать еще большей ошибкой: исправление ошибок — вещь очень болезненная и тяжелая», — заявил министр.

Мединский отметил, что у публичности, которая сопровождала дискуссию о воссоздании ГМНЗИ, есть и положительные стороны: россияне узнали о существовании меценатов Щукина и Морозова — людей с «совершенно гениальным творческим чутьем». Кроме того, эта дискуссия увеличила посещаемость и ГМИИ имени Пушкина, и Эрмитажа.

Мнение экспертов Минкультуры будет озвучено на совещании в администрации президента, инициированном советником руководителя государства по вопросам культуры Владимиром Толстым, где также будет рассматриваться вопрос воссоздания ГМНЗИ. Правительство предписало Минкультуры дать ответ до 3 июня, тогда как поручение президента подразумевает решение «проблемы ГМНЗИ» до 15 июня.
___________________________

вот бы ещё осудили безумные идеи о расширении ГМИИ с разрушением по дороге квартала Волхонки. Нельзя там ничего строить - ежу понятно, и понятно, кто это всё лоббирует. И попечительский совет ГМИИ вызывает много вопросов.
«Связи связями, но совесть тоже надо иметь.»
 Александр Николаевич Гребнев «Интерьер картинной галереи В. А. Кокорева». Из собрания Донецкого музея
а ещё бы осудили намеренное (по политическим мотивам) банкротство и оттяпанье "коллегами"-собирателями по своим закромам собрание русской живописи и скульптуры выдающегося русского купца и мецената Василия Александровича Кокорева. И собрали бы (хотя бы виртуально!) воедино его коллекцию.
а там, смотришь, имя узнают, бульвар восстановят, который он Москве подарил. Бульвар носил имя своего устроителя вплоть до ликвидации в 1930-е гг., а ныне — тут автостоянка.
Кокоревское подворье восстановят - ну а вдруг?
Оно простояло в Москве более 100 лет и было разрушено совсем недавно, сомнительной компашкой, которая отмыла быбки. Сейчас там опять что-то роют, опять намечается какая-то крупногабаритная гадость.

а то позвонить Путину от Кокоревых некому(((((((
Tags: 30-е годы, 40-е годы, Болотная площадь, ГМИИ, Ирина Антонова, Путин, Эрмитаж, архивы и документы, русская цивилизация, строительство, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment