НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди... Мы отдохнем...

zimmer_k: До смерти русской литературы 5 минут
Завешивайте зеркала. Выносим русскую литературу.

Её хоронят не впервые. Эдуард Лимонов в 2003 году, Виктор Ерофеев в 2006 году и другие до них и после. Вот только прежде речь шла о культурной деградации и вырождении русской литературы. Мол, Акунин, Лукьяненко, Донцова и остальные бестселлеры – те еще наследнички Достоевкого, Толстого, Горького и т.д.

Тут же речь немного о другом. В этот раз русскую литературу хоронят рыночные условия.

Сегодня писатель получает меньше уборщицы.Еще два года назад минимальный тираж, при котором книга распродавалась без всяких вложений со стороны издателя, был 5 тыс. экземпляров. Сегодня это уже 2,5 тыс. Именно такой тираж у всех начинающих авторов.

Книга уходит из издательства по 80-90 рублей. С этой цифры автор получает процент. Начинающему писателю не дадут больше пяти-шести процентов. Тираж 2,5 тыс. – это слишком мало. Так что считать будем по старой «норме».

Тираж 5 тыс. умножить на цену одной книги 90 рублей. Получаем почти полмиллиона – 450 тыс. рублей. Шесть процентов от этой суммы равно 27 тыс. рублей. Книга пишется минимум полгода.

Итого зарплата писателя 4 500 рублей в месяц.

Хотя очевидно, что первые книги не пишутся по полгода. Год минимум. Александру Бушкову понадобилось двадцать лет, чтобы начать писать по четыре книги в год (серии «Антиквар» и «Бестужев»). У современного же автора нет двадцати лет.

Многие молодые писатели понимают бесперспективность профессии и уходят из литературы.

Например, Захар Прилепин – лауреат литературных премий («Национальный бестселлер», «Супернацбест», «Ясная Поляна» и др.). И Андрей Рубанов – финалист «АБС-премии» (международная премия им. Аркадия и Бориса Стругацких), участник лонг-листа «Большая книга», четырехкратный номинант «Национальный бестселлер». Оба печатались с 2005 года и оба ушли в предпринимательство.

Известный писатель-фантаст Леонид Каганов, работающий в жанре с 1995 года, объявил недавно, что уходит из литературы. Множество подающих надежд молодых авторов пишут реже, чем могли бы. Например, Виталий Зыков, Кирилл Бенедиктов, Артем Каменистый и другие.

История знает мало примеров, когда первая книга писателя становилась бестселлером. Первыми на ум приходят Уильям Голдинг с «Повелителем мух» и Джоан Роулинг.
Но это исключения, подтверждающие правило. Голдинг со своим первым романом обошел двадцать одно издательство, Роулинг с первой книгой «Гарри Поттера» получила отказ в двенадцати издательствах.

И тут издателей можно понять. При потоке в несколько сотен рукописей в неделю очень сложно отследить шедевр. Мало кто решится исчерпать свои ресурсы и вложиться в друга (Борис Акунин и издательство «Захаров») или в зарубежного философа нью-эйдж (Пауло Коэльо и издательство «София»).

Как говорила все та же госпожа Роулинг: «Однажды нам придется выбирать между тем, что легко и тем, что правильно». И издатели выбрали то, что полегче.

Просеивать тонны литературного песка в поисках золотых песчинок талантов слишком утомительное занятие. В начале двадцать первого века российское издательство АСТ придумало альтернативу. Как было сказано выше, всегда есть какой-то минимальный тираж, который раскупается без всяких вложений со стороны издателя. Сейчас это 2 тыс. экземпляров, в то время было 5 тыс. И издательство АСТ стало печатать все поступающие к ним рукописи, за исключением совсем уж беспомощных опусов.
И там, где раньше требовалось напечатать одну книгу Лукьяненко тиражом 100 тыс. экземпляров, теперь можно издать 20 книг Ивановых-Петровых-Сидоровых минимальным тиражом. Что в сумме дают те же 100 тыс. и соответствующую прибыль.

Что говорить, если вот, попавшая под руку книжка американки Норы Робертс «На берегу» имеет тираж 3 тыс. экземпляров. Это доп. тираж. Издатель уже продал основной. И делает доп. тираж 3 тысячи. А ведь это Нора Робертс, автор, продержавшийся 861 неделю в топ-листе Нью Йорк Таймс. Из которых 176 недель была на первом месте.

Что в голове у наших издателей? Как хорошо написал московский журналист Илья Стогов.









- Скажите, - поинтересовался я для начала, - а вообще издавать книжки в сегодняшней России – это выгодно?
Редактор улыбнулся и сказал:
- Очень выгодно. Никому об этом не говорите, но на самом деле выгоднее занятия я просто не знаю.









Издание книжек – это бизнес. Скоро издатели будут печатать одни «Буквари» и энциклопедии. Как во всех остальных бизнесах здесь ведется борьба за госзаказы. Кто выиграл, тот может больше не работать. Не искать и не печатать авторов, а штамповать учебники.

Они подрыли дуб, с которого сыпались сладкие желуди. Он засох и рухнул. Русской литературы больше не существует. И это не паникерство. У нас остались Акунин, Лукьяненко, Донцова и остальные мэтры. Их будут печатать, пока они не состарятся и, простите, не умрут.

И после них всё. Конец. Следующего поколения писателей не придет. Они предпочли заняться бизнесом. Или чем-то еще. Чем можно прокормить семью.

И замечания типа художник должен быть голодным здесь не работают.

Во-первых, художник никому ничего не должен. Во-вторых, ВСЕ писатели-классики были в свое время бестселлерами. Это не говоря о том, что каждый владел деревней крепостных, которые обеспечивали их быт.
_________________________________

каждый владел деревней крепостных, которые обеспечивали их быт - это сильно))) кстати, почитайте и вот здесь, тоже про крепостных

но тема поднята правильно. Только говорить нужно не только о писателях, но и музыкантах, художниках, скульпторах, певцах, других людях творческих профессий. Отсюда вопрос: КОГДА НАКОНЕЦ будет принят закон о Творческих работниках и творческих союзах? Именно этот закон + закон о меценатстве + закон о защите животных были первым делом отклонены путиным в 2000 году. И, спрашивается, почему? они были готовы. Почему эти? и почему за 13 лет сдвига нет никакого? (кроме закона о животных - и тот в худшую сторону)
и второе. В комментариях к посту говорят, мол, не надо винить рыночные отношения. Как раз надо. В том виде, который есть, как раз очень надо. Раньше Автор мог напечатать книгу за свой счёт и отдать напрямую в магазин. Теперь все крупные, например московские, магазины сделали себе прокладку из дочерней фирмочки, которая покупает книги, а потом продаёт их этому же магазину за хороший %. В итоге книга приходит к читателю с такой накруткой, что хоть стой, хоть плачь.

Схема простая, как ясный день - также прокручивают деньги управляющие компании, управы и т.д. Напридумывают новые структуры (с новыми начальниками, кабинетами, печатями, счетами, естественно, телефонами, мебелью, оргтехникой, оплатой мобильной связи, света и т.д.т.д.т.д. и у ПМ схема такая же - попробуйте понять сколько стало новых департаментов, поддепартаментов, подподдепартаментов, раскиданных по центру города, и попробуйте дозвониться хоть куда-нибудь.) Только страдает покупатель, житель, гражданин сиречь налогоплательщик. Его деньги (наши деньги) прокручивают через большую чиновничью мясорубку, Дело стоит (улицы грязные, дворы грязные, деревья не обрезаны, книги на прилавках, на сцене - непонятно что, но точно не Искусство, фильмы - или сопли, или стрелялки, или лживый понос всего советского, скульптуры одна хуже другой, новодел новоделом погоняет, бордюры окрашены в "божественный цвет"...), но процесс идёт - контора пишет пилит.

некоторые покупают книги напрямую в издательстве, но не все это могут сделать. В силу даже наших огромных расстояний и рухнувшей системы - пойди узнай что-где издалось и далеко не во всех издательствах есть отдел по пересылке наложенным платежом.

можно ещё понизить себестоимость книги и издавать на туалетной бумаге. А смысл? а иллюстрации? а просто сам факт держать в руках хорошо изданную (нормально изданную) книгу? а воспитание вкуса и воспитание вообще?

наверняка ещё и налоги повысили, как везде - за аренду и пр. маленьких книжных лавок больше иметь невыгодно.

и что касается концертной деятельности. Молодцы все - и депутаты, и главный московский специалист по переделу рынка   типа борцун с рекламой. Теперь цена билетам будет очень высока. Учитывая неоправданно высокую аренду. Раньше спонсорские деньги отбивались пакетом - за счёт биллбордов, роликов и т.д. , которые повесить сейчас негде, а где есть - то не работает. И классические программы (не попса), например, хорошо поддерживались табачными компаниями даже та же "Балтика", если не изменяет память, (вместе со Сбером?) помогли поднять Полунину грандиозный театральный фестиваль с оглушительным потрясающей красоты фейерверком на Москве-реке. Сейчас это невозможно. Поддерживают сами знаете что, поэтому это и цветёт и пахнет сами знаете чем. А патриотические силы не хотят оплачивать просветительские проекты. Всем подавай короткие деньги.
Кто будет оплачивать реставрацию и восстановление величественных и угасающих усадеб и храмов по всей стране? Кто будет пополнять музеи и библиотеки?
Хотя, может, русских предпринимателей, кто хотел бы да не может, и нет в природе?
Вывод простой: значимые (воспитательные, просветительские, качественные) концерты, издания, спектакли, рестарацию, музейное дело должно поддерживать Государство. Только.
В связи с этим вспоминается пресловутый фестиваль шансона противу фестиваля симфонических оркестров. Дайте по шапке кому следует, отнимите бесцельно потраченное, отдайте фестиваль профессионалам-дирижёрам, но фестиваль поддержите.
аналогично с Кинофестивалем и прочим ранее народным богатством. Но возвращаемся - по кругу - к рыночным отношениям, к самоокупаемости образования, медицины, опять же культуры, к ДРУГИМ задачам нашего так называемого руководства и - упираемся в тупик. И не ровён час мы в очередной раз ощутим боль и стыд, услышав, что "конкурс Чайковского придётся перенести, потому что ЧМ по футболу оттянет спонсоров". Если.. будет кому испытывать такие чувства..










Tags: Конкурс имени Чайковского, Медведев, Министерство культуры, Путин, Рахманинов, Российская империя, Чехов, благотворительность, законы, кино, книги, концерт, коррупция/воровство/казнокрадство, литература, музей, образование, преступление, фестиваль, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment