НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

ко дню рождения Станислава Говорухина





architip: Военная Москва в 1989 году.


В 1989 году Станислав Говорухин экранизировал повесть писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева "Отпуск по ранению". История нескольких недель, которые провел после лечения в госпитале молодой лейтенант Володя в Москве летом 42-го года. Отпуск короткий, а у герояя впереди много дел и встреч, поэтому он часто путешествует по Москве, нравы и быт которой хорошо описаны в повести. Поэтому важной задачей для авторов фильма стало воссоздание картины военной Москвы. Им это удалось: улицы приобрели "оборонный" вид, по ним ездят характерные автомобили 1930-40-х. Упомянут и частые герои кондратьевских произведений - пивные, продуктовые лавки, бар "Коктейль-холл" и кинотеатр "Уран".
В общем, Москва показана в кадре интересная.
Отпуск начинается для лейтенанта Володьки с неприятного известия. Только он приехал, как узнаёт, что его любимая девушка Юлька решила тоже уйти на войну добровольцем.
Призывной пункт по книге располагался в Останкине. В фильме его сняли между Крымским мостом и Парком Горького, около здания по адресу Крымский вал, 9 с. 45.



Крымский мост легко угадать по ограде и прямоугольным аркам.


Проводив Юльку, Владимир возвращается на родную Сретенку. И мы тоже узнаём её по кинотеатру "Уран". В 1989 г.он ещё существовал.
Этот кинотеатр неоднократно упоминался в произведениях Кондратьева:
Проходя около «Урана», подивился он на рекламы и на то, что крутят тут фильмы, несмотря на войну.
В фильме отрезку Сретенки по возможности вернули вид 1942 года. Поставили круглый деревянный киоск Союзпечати.


Со Сретенки лейтенант сворачивает в подворотню купить водки.
— За чем очередь? — поинтересовался он.
— Водку без талонов дают.
— А сколько она стоит без талонов?
— Вы что, с неба свалились? — обернулась женщина. — Ах, простите, вы, наверное, недавно в Москве, тридцать рублей бутылка.
— Дешевка! — поразился Володька. — Я в деревнях за самогон пятьсот платил.
— Так на рынке у нас столько же берут. Мы стоим-то, думаете, чтоб выпить? Нет. Ну, мужики, те, конечно, в себя вольют, а мы, женщины, только посмотрим — и на рынок...

Подворотня с продмагом живописная, но аттрибутировать я её не могу. Может быть, кто-то сможет опознать?
Вот сам двор:


Это вход в него:


То же с другой стороны:


Взяв по две бутылки, Володька с новым знакомым инвалидом Николаем Егорычем одну из них расписили, и лейтенант отправился на встречу с другом Сергеем.
Поначалу не слишком понятно, где он его ждёт (по книге - на Кузнецком мосту). Подъезжает старый автомобиль с фонарями от "Волги" (Газ-24), из которого высыпает делегация американцев.


Потом камера разворачивается, и становится ясно, что место встречи - около Александровского сада на месте нынешней "Неглинки" с церетелевскими истуканами.


Во времена съёмок - площадь 50-летия Октября. В кадре довоенные здания - Совета труда и обороны и гостиница "Москва" и множество старых авто. Кабриолет, интересно, не трофейный ли?


Дальше друзья идут в "Коктейль-холл", о котором уже говорилось подробно (см. тут).
Из бара Володьке и Сергею пришлось бегом спасаться от военного патруля. Снимая побег, авторы показывают очередные живописные подворотни.
Сначала герои сбегают по этой лестнице:


Попадают в небольшой двор:


Снова по пути америкацы:


Дальше виден выход в переулок:

Подворотня весьма любопытная и незаурядная. Но я никак не могу сообразить где это. Есть мысли?
Похоже на Китай-город или ещё какой-нибудь торговый квартал, судя по окнам.
На другой день Володька отправился к Юльке в училище, трёхатажное здание которого находилось на Матросской Тишине. Авторы фильма хорошо воссоздали "тишину": зелёный проезд с трамвайными путями, на котором действительно стоит красное трёхэтажное здание.



Где снимали - опять не знаю. На севере столицы, видимо, если это вообще Москва.
Навестив Юльку, Владимир возвращается в центр и идёт по Лубянке. Тема репрессий, которая присутствует и в книге, возникает и в фильме. На тротуаре дежурит чекист в штатском, а в здание НКВД въезжает чёрная "маруся-эмка", а следом хлебный фургон.




Встреченный тут же инвалид Егорыч замечает: "Не много ли хлеба-то едят? Хороший, видать, паёк."
С Егорычем Володька отправляется в пивную. Воссоздана красиво - массивные столы и кафельная плитка.






Выпив пива, приятели идут к Егорычу. Тот живёт в старомосковской "галдерейке".




Со двора виден переулок или улица. Это.. Что это?))




Переночева в доме Егорыча, лейтенант отправляется к своему вузу - МАрхИ на Рождественке. Ну там и сейчас ничего не изменилось. Интересно, окна не студентов заставляли крестами заклеивать?




Кадр симпатичный. Советский офицер на фоне старорежимного дома.




Около вуза, в котором Володьке так и не удалось пока поучиться, он встречает новую любовь - Тоню, которая приглашает его к себе в гости. Тонин отец - важная "шишка" в военном ведомстве, и по книге их семья живёт в роскошной квартире на Пироговке. В фильме Тоню поселили в Доме на набережной.




А дальше началась кратковремення любовь-морковь, и съёмки стали происходить, в соновном в павильонах.
Вот так, например, на Дне рождения Тони Станислав Говорухин передал привет своему же "Месту встречи изменить нельзя".




"Кюрдамир" пил Фокс, которого играл Александр Белявский. После убийства Ларисы Груздевой сотрудники МУРа говорят: "На бутылке ваши отпечатки пальцев!". А он: "Да, я пил это вино, но это было на Пасху."
Москву больше в фильме особо не показывают. А последний вопрос, который у меня остался - где жил сам Володька?
Вот он выбегает из дома:



Виден бульвар, по которому ездит трамвай. При этом как-то лысовато для Бульварного кольца.

Вот. На этом спасибо за внимание. Все картинки есть в большем размере на Яндекс.Фотках.


_____________________________

фильм снят по повести Вячеслава Кондратьева "Отпуск по ранению"

краткая биография Вячеслава Леонидовича в Вики:
Родился 30 октября 1920 года на Полтаве, в семье инженера-путейца. В 1922 семья переехала в Москву. С первого курса Московского архитектурного института в 1939 году был призван в армию. Проходил службу в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке.
В декабре 1941 года направлен на фронт. В 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжёлые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу». После окончания отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, комиссован с инвалидностью.
В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Продолжительное время работал художником-оформителем.

Покончил жизнь самоубийством, застрелившись из пистолета, в 1993 году, 23 сентября. Ему было 72 года.
Tags: 80-е, 90-е, Великая Отечественная война, МАРХИ, кино, режиссёр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments