НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Исполнилось 100 лет человеку, узаконившему джаз в СССР

С отцом Иосифом Конен 20-е годы США

11 августа 2009 года – 100 лет со дня рождения Валентины Джозефовны Конен (1909-1991) – выдающегося отечественного музыковеда или, как она сама себя называла, «историка музыки». Мало кто из специалистов в области истории зарубежной музыки может сравниться с ней по популярности среди читателей – музыкантов и не музыкантов. Помимо многочисленных ее заслуг и открытий (о них нужно говорить особо), ей принадлежит честь «открытия музыкальной Америки», и в том числе – джаза. Ее имя было известно в 1950-80-е годы самому широкому кругу любителей джаза, когда одна за другой выходили ее книги и статьи на американскую тему - их список насчитывает 24 названия из почти 150-ти ее работ, охватывающих период от Средневековья до конца ХХ века.

В своей музыкальной американистике Валентина Джозефовна была у нас первой в разных «жанрах». Ей принадлежат: первая музыковедческая статья «Легенда и правда о джазе» (1955), первые статьи о Гершвине (1956 и 1959), первая докторская диссертация об американской музыке (1947) и на ее основе – первая монография «Пути американской музыки» (1961), первая книга об истоках джаза «Рождение джаза» (1984) и так далее. Работы В. Д. Конен, написанные живым и ярким языком, не только представляют разные сферы американской музыки, но и включают их в мировой музыкально-исторический процесс, что по силам было сделать только ученому высочайшей эрудиции, культуры и оригинальности мышления.

Начало работы над американской темой в докторской диссертации было, без преувеличения, подвигом. Валентина Джозефовна писала ее в голодное и холодное время первых военных лет в эвакуации в Казани. Выкраивая время между работой медсестрой в медсанбате и педагогом Казанского музыкального училища, она через весь город ходила пешком в библиотеку университета, где была возможность подумать, обобщить свои американские впечатления, изучить американские музыковедческие журналы.

Интерес к джазу в творчестве серьезного, академического музыковеда возник не случайно: с 1921 по 1931 годы Валентина Джозефовна прожила в США. Ее се семья была вынуждена эмигрировать из России еще в царские времена, поскольку отец был революционером-подпольщиком. Она была свидетельницей того, как из «запретного плода» джаз становился любимой музыкой, как восходила звезда Гершвина.

В своих воспоминаниях о жизни в Америке В. Д. Конен пишет о том, как в 1920-е годы джаз начинал внедряться в жизнь американцев. В нью-йоркской школе, где она училась, даже произносить это слово считалось неприличным. Пресса кипела от негодования по поводу его морально разлагающего воздействия. Но в жизни американцев эта музыка уже завоевала свое место. Юная Валентина видела, как темнокожие уличные мальчишки танцевали под звуки джазовых мелодий, бывала на менестрельных представлениях перед киносеансами, слышала, как студенты бренчали нечто джазовое тайком от старших. В конце 1920-х она посещала со своими кузенами (одной в такие места ходить было неприлично) «Коттон-клуб», где слушала молодого Эллингтона.

Валентина Джозефовна помнила появление «Рапсодии в блюзовых тонах» Гершвина, произведшее эффект разорвавшейся бомбы. В дальнейшем она посвятила этому композитору немало страниц в своих работах и оценивала его вклад как уникальный в процессе обогащения музыки ХХ века внеевропейскими традициями.

К сожалению, переезд в СССР отстранил В. Д. Конен от подлинного американского джаза, и в 1930-50-е годы она не находила у нас в стране ничего, подобного ему. Об этом она написала в окончании статьи «Легенда и правда о джазе». Эту статью, кстати, высоко оценивал, зная ее по дайджесту советской прессы, один из крупнейших джазовых музыковедов США Маршалл Стернс. В своей книге «The Story Of Jazz» (1955) он дал ей высокую оценку. Правда, о Конен он писал, как о мужчине, видимо не представляя, что женщина способна на такой смелый шаг в такие сложные для джаза времена в СССР. И ошибка эта повторилась в двух последующих изданиях его книги (1958 и 1970 гг.)

В своих работах о джазе, со свойственной ей научной принципиальностью, В. Д. Конен касалась, в основном, тех явлений, которым была свидетелем, и не считала возможным для себя анализировать более поздние явления джаза. Для написания приложений к своим книгам она приглашала других, более молодых авторов – Леонида Переверзева и Дмитрия Ухова.

В деятельности по распространению знаний об американской музыке и джазе В. Д. Конен не ограничивалась только написанием работ. Она принимала участие в издании нот американской музыки, в различных лекциях, обсуждениях, концертах. А. Н. Баташев вспоминает, как они вместе ходили к какому-то начальству хлопотать по поводу возможности существования джаз-клуба «Синяя птица», и В. Д. Конен старалась всячески помочь этому своим авторитетом доктора наук. Был такой интересный случай: на праздновании одного из ее юбилеев в Рузе в Доме творчества композиторов среди других шутливых лозунгов коллеги написали: «Усильями Конен был джаз узаконен». И это правда.

Была в жизни Валентины Джозефовны еще одна жестокая правда Проживание в США, интерес к американской музыке и джазу (вместе с ее еврейской национальностью и с тем, что ее отец был арестован и расстрелян как «враг народа») сделали В. Д. Конен в 1949 году объектом жестокой травли. Она была уволена из Московской консерватории и Института им. Гнесиных с запретом преподавания в Москве. Ей разрешено было в 1951-53 г.г. преподавать лишь в Уральской консерватории. В ее классе учился мой отец, который познакомил с ней и меня.

С Валентиной Джозефовной мне довелось близко общаться в течение почти 25 лет, а после ее кончины иметь доступ к ее архивам и вместе с ее супругом, физиком Евгением Львовичем Фейнбергом, готовить сборник ее памяти. Все, кому довелось быть знакомыми с этой удивительной женщиной, благодарны судьбе за счастье общения с нею и за те горизонты для творчества, которые она умела открывать.

с мужем Евгением Львовичем Фейнбергом (физик-ядерщик, академик, друг Сахарова) и дочкой Таней. 1975C мужем Евгением Львовичем Фейнбергом (физик-ядерщик, академик, друг Сахарова) и дочкой Таней. 1975

С братьями Фейнбергами
С братьями Фейнбергами

С физиком Гинзбургом
С физиком Гинзбургом

К сожалению, среди молодого поколения музыкантов и любителей джаза с работами В. Д. Конен знакомы лишь те, кто наиболее серьезно подходит к этой теме и самые любознательные. Имя ее и ее вклад в изучение джаза не должны забываться. Это было бы неправильно и несправедливо

© Зинаида Карташева


Из официальной биографии:

Родилась в Баку 29 июля (11 августа) 1909 в семье революционера-подпольщика, который был вынужден в 1921 эмигрировать в США. Окончила Джульярдскую школу в Нью-Йорке по классу фортепиано, начала выступать в американской периодике как музыкальный критик. В 1931, после возвращения семьи в СССР, поступила в Нефтяной институт, но затем вновь обратилась к искусству, в 1938 окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. В 1940, в связи с арестом отца, была уволена из консерватории, в 1944 вернулась к работе, в том же году приступила к преподаванию в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, в 1949–1951 выезжала с лекциями также в Уральскую консерваторию (Свердловск). С 1960 до последних лет жизни работала в Институте истории искусств (ныне Государственный институт искусствознания). Супруга известного физика академика Е.Л.Фейнберга.

Конен – автор множества книг и статей по истории западноевропейской и американской музыки, от 18 в. до современности, и учебников для музыкальных училищ и консерваторий по этому же периоду. Ввела в российский научный обиход ряд тем, ранее в нем отсутствовавших или представленных слабо. В частности, большое влияние на целые поколения музыковедов оказали ее монографии о К.Монтеверди (1971) и Г.Пёрселле (Пёрселл и опера, 1978), такие книги, как Театр и симфония (о роли оперы в формировании классического симфонического цикла – 1968), Пути американской музыки (1961; здесь в академическое музыковедение впервые была введена проблематика джаза), Рождение джаза (1984), Этюды о зарубежной музыке (1968).

Умерла в Москве 8 декабря 1991.
Tags: 100-летие, Валентина Джозефовна Конен, Консерватория, СССР, архивы и документы, джаз, фоторепортаж, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments