НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

эффективные мерзавцы озвучивают «признаки неэффективности» нашего образования

g_nina: К итогам мониторинга деятельности вузов России
К итогам мониторинга деятельности вузов России
1 ноября были обнародованы итоги Мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, который проводился Министерством образования и науки Российской Федерации по нескольким основным критериям:

1. Средний балл ЕГЭ студентов, поступивших в вуз;
2. Объём НИОКР в расчёте на одного научно-педагогического работника;
3. Удельный вес численности иностранных студентов, окончивших вуз;
4. Доходы вуза в расчёте на одного научно-педагогического сотрудника;
5. Общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчёте на одного студента.

По итогам мониторинга Литературный институт им.А.М.Горького оказался в списке двадцати вузов г.Москвы, в работе которых отмечены «признаки неэффективности».В последние четыре дня в адрес администрации Литературного института им. А.М. Горького поступило большое количество обращений от его выпускников, в России и за рубежом, от государственных и общественных деятелей, писателей и учёных, в разной форме выражающих чрезвычайное недоумение: почему в списке «неэффективных вузов» оказался единственный в мире, легендарный и знаменитый Литинститут, выпускники которого составили и составляют славу отечественной литературы, передают молодым поколениям столь необходимые в настоящее время духовные ценности и критерии подлинной культуры и сохраняют национально-культурный код нации? 


Подобными же вопросами задаются и члены Учёного совета, преподаватели, сотрудники и абитуриенты Литинститута. Ведь весной этого года в нём была успешно проведена плановая аккредитация на очередные шесть лет работы, получена бессрочная лицензия Министерства образования и науки, утверждена новая программа, по которой, наряду с рядом стратегических вузов, Литинститут получил возможность вести учебный процесс в рамках специалитета, без разделения на бакалавров и магистров, что является косвенно высокой оценкой его деятельности. Такой же косвенной оценкой можно счесть и увеличение количества бюджетных мест в текущем году, хотя налицо тенденция их сокращения в других гуманитарных учебных заведениях. О привлекательности для настоящих и будущих поколений свидетельствует большой растущий конкурс, несмотря на так называемую демографическую яму, и, по данным самого Министерства образования и науки, он занимает 7-ое место среди всех вузов нашей страны по среднему баллу ЕГЭ.

Высокая оценка деятельности Литинститута выражена и господдержкой в виде гранта Президента РФ, вот уже четвертый год предоставляемого его профессорско-преподавательскому составу, а также его включением по поручению Президента Р.Ф. Путина в Федеральную адресную инвестиционную программу для реконструкции комплекса зданий, работа по которой переходит сейчас из стадии составления проектно-сметной документации в стадию её конкретной реализации.

Не вдаваясь сейчас в вопросы адекватности в предложенном мониторинге критериев предметного своеобразия и содержательной специфики учебного процесса в нашем институте и оставаясь в рамках этих критериев, необходимо учесть следующие обстоятельства и некоторые факты:

Если говорить о научной и творческой работе, то следует подчеркнуть, что 80 процентов преподавателей института имеют докторские и кандидатские научные степени. В институте сформированы три основных направления научно-исследовательской работы:

- филологические науки (изучается язык как материал словесности: история русского литературного языка, его современное состояние; теоретическая стилистика; язык русской художественной литературы прошлого и настоящего; язык отдельных писателей);

- литературоведение (изучается литературный процесс: теория, история, практика; современное состояние зарубежной и русской литературы и критики);

- русская литература (изучается история (и современное состояние русской литературы).

Сформировались научные школы.

Проф. А.И. Горшков разработал научно-методический и учебный комплект «Русская словесность», за который удостоен Премии правительства РФ в области образования.

Проф. Ю.И. Минералов написал и издал 5 учебников для высшей школы по истории русской литературы XVIII-XX веков.

Проф. А.Н. Ужанков разработал новую теорию стадиального развития русской литературы XI – первой трети XVIII в. и теорию литературных формаций, опубликованные в трех монографиях. Подобные теории выдвигаются и разрабатываются один-два раза за столетие. Теории А.Н. Ужанкова признаны как у нас, так и за рубежом, и могут стать базовыми в отечественном литературоведении.

Проф. Б.Н. Тарасов разработал антропологический подход к феноменам культуры и литературы, проблематику соотношения «психологии» и «истории»

Всего за пять лет подготовлено и издано более 100 монографий общим объемом около 2788 п. л. Также за пять лет опубликовано более 1 тысячи статей, заметок и рецензий и т. п. общим объемом не мене 1500 п. л..

Функционирует диссертационный совет Д 212.109.01 по защитам докторских диссертаций по трем специальностям: 10.01.08. Теория литературы. Текстология; 10.02.01. Русский язык;10.01.01 Русская литература (по филологическим наукам)

За 5 лет проведено 29 успешных защит, из них 8 докторских (на рассмотрении находится еще одна докторская диссертация).

В последние пять лет Диссертационный совет заметно активизировал свою работу. Количество аспирантов и соискателей кандидатских и докторских степеней в Литературном институте им. А.М. Горького возросло с 19 человек (2006 г.) до 45 в 2011 г.

Увеличилось количество изданий издательского отдела Литературного института. Если в 2006 г. были изданы 4 книги и пособия, то в 2011 уже 14. Регулярно издается научный «Вестник Литературного института им. А.М. Горького» и студенческий альманах «Тверской бульвар 25», альманах «5х5».

Всего за 2011 г. сотрудниками опубликовано 11 монографий, объемом 275 п.л., 8 учебников, которыми пользуются многие вузы, общим объемом более 200 п.л., 15 учебных пособий, общим объемом 70 п.л. Кроме того, преподавателями института было издано 36 книг и художественных переводов общим объемом свыше 330 п.л.

Значительно увеличилось количество конференций, проведенных в вузе. Только в 2011 г. были проведены 14 конференций и 30 круглых столов. За пять лет – более 100 конференций и круглых столов!

Значительно увеличилось количество студенческих конференций. Если в 2006 г. была проведена всего одна конференция, то в 2011 уже семь! Уже 4-й год в Литературном институте им. А.М. Горького успешно работает Студенческое научное общество, которое проводит ежегодные студенческие конференции и научные семинары и принимает участие в работе Московского СНО.

Следует отметить активную научную работу Совета молодых ученых и специалистов, созданного в 2009 г., который ежегодно проводит несколько конференций в Литинституте и за его пределами, а также семинар в лингвистическом кружке «Живое слово Древней Руси».

В них принимают участие молодые доктора и кандидаты наук, аспиранты Литинститута, ИМЛИ РАН и других московских вузов.

Сотрудники института работают в составах специализированных (диссертационных) советов ряда учреждений: МГУ, МПГУ, РУДН, РГГУ, ИМЛИ РАН и др., выступают в качестве официальных оппонентов, готовят отзывы ведущего учреждения; являются главными редакторами и членами редакционных коллегий и общественных советов ряда журналов («Новый мир», «Наш современник», «Юность», «Московский вестник», «Детская литература» «Литературная Учеба» и др.). Многие преподаватели-писатели входят в руководство (правление) Союзов писателей, проводят совещания молодых писателей, выездные пленумы и семинары.

Б.Н. Тарасов – Сопредседатель Союза писателей России, глава экспертов Патриаршей литературной премии.

С.Н. Есин – председатель жюри ежегодного кинофестиваля «Литература и кино», член Коллегии Федерального агентства по культуре, член Комиссии по культуре при Мэрии г. Москвы, вице-президент Академии Российской словесности.

Е.Ю.Сидоров – экс-министр культуры, чрезвычайный и полномочный посол, представитель России в ЮНЕСКО возглавляет союз писателей Москвы.

В.П. Голышев – президент гильдии литературных переводчиков России.

Л.И. Скворцов – председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (до 2005 г.); он же – председатель секции Федерального экспертного совета Минобразования по присвоению грифов учебникам по русскому языку для средней школы (до 2005 г.).

А.М. Камчатнов - председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (с 2005 г.).

В.А. Костров – более 20 лет возглавляет Международный Пушкинской комитет по проведению праздников русской поэзии.

В.И.Гусев – председатель Московской писательской организации.

С.Ю.Куняев, А.Н.Варламов, А.В.Василевский возглавляют журналы «Наш современник», «Литературная учёба», «Новый мир».

Многие сотрудники Литинститута стали лауреатами различных литературных премий всероссийского уровня, премий, журналов и газет; получили звания «Заслуженный работник высшей школы», «Заслуженный деятель искусств», знак «Отличник образования», почетные грамоты Министерства образования РФ.

Профессор А. И. Горшков удостоен премии Правительства РФ в области образования за научно-методический и учебный комплект «Русская словесность» - первый в нашей стране. Пособие рекомендовано Министерством образования РФ и переиздается в качестве стабильного учебника для общеобразовательной школы.

Поэты В.А. Костров и В.В.Сорокин удостоены Государственной премии.

Званием «Заслуженный работник высшей школы РФ» удостоены: А.Е. Рекемчук Т.А. Архипова, А.И. Горшков.

Званием «Почетный работник высшего образования РФ» удостоены: Н.В. Баранова, Н.А. Бонк, С.Б. Джимбинов, Ю.И. Минералов, Г.И. Седых, Л.И. Скворцов, Л.М. Царева.

Звание «Заслуженный деятель науки РФ» присвоено Ю.И. Минералову, Б.Н. Тарасову.

М.П. Лобанову присвоено звание «Заслуженный работник культуры Москвы», С.Н. Есину - «Почетный работник образования Москвы», «Заслуженный деятель искусств», Е.Ю.Сидорову - «Заслуженный деятель искусств».

Медалью М.А. Шолохова награждены: Р.Киреев, А.Рекемчук, С.Кочерина, И.Болычев, С.Толкачев, А.Горшков, Ю.Минералов, М.Стояновский.

Медалью А.С. Пушкина награжден Л.И. Скворцов.

Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ были награждены: Ю.С. Апенченко, С.П. Толкачев, Н.М. Годенко, Ю.П. Кузнецов, В.Е. Матвеев.

Лауреатами престижнейших международных литературных премий являются С.Н. Есин, Е.Б. Рейн, И.Л. Волгин, А.Н. Варламов, П.В. Басинский, О.А. Николаева, Б.Н. Тарасов, Е.М. Солонович, В.П. Голышев и другие.

--Объем финансовых средств (доходы вуза из всех источников), приходящийся на одного работника ППС.

Если принимать этот критерий, конечно разный для технических вузов и прочих, то наши показатели здесь должны быть положительными: более 129 млн. руб. на 74,5 штатных единицы дают 1 млн. 733 тыс. руб. на человека, что больше «порога» 1,5 млн. Минобрнауки. Надо отметить, что ППС вуза получает дополнительное финансирование в рамках господдержки вузов искусства («Президентский грант», как его называют, Указ Президента РФ от 02.04.2012 №374, Постановление Правительства РФ от 31.05.2012 №537), поэтому и средняя зарплата работников ППС у нас выше, чем в среднем по отрасли.

Мониторинг дает некорректную цифру, т.к. делит доходы вуза не на ставки ППС, а на общее количество человек, не учитывая 0,5 или же 0,25 ставки они занимают. На долях ставки у нас работают немалое количество мастеров, возглавляющих крупные издательства представителей потенциальных работодателей («Новый мир», «Дружба народов», «Литературная учеба» и др.), что приветствуется в рамках модернизации образования. Всегда был значительный штат преподавателей из других вузов, которые читали спецкурсы, вели спецсеминары, давали оригинальные учебные курсы – в основном это как раз специалисты филологической науки, доктора и кандидаты из ИМЛИ, МГУ. Это необходимо для поддержания нашего образования на должном уровне, обмена свежими идеями, что как раз востребовано в научном и образовательном сообществе. Отмечу, что эта часть контингента господдержку – по Положению – не получает, но это в расчет опять же не берется… При этом в 2012 г. мы снизили численность совместителей с 21 до 18 человек.

Указанный критерий не совсем корректен и потому, что есть дифференциация вузов в отношении количества ППС к количеству студентов: у нас этот показатель 1:4. Это, например, сказывается на относительный объем стипендиального фонда: финансирование в стипендиальном разделе имеет иные пропорции, чем у вузов с показателем 1:10.

Как видим, у нас объективно для эффективной деятельности должно быть больше преподавателей, чем в «стандартном» вузе, но это авторами Мониторинга не принимается в расчет.

И еще: мы не имеем возможности наращивать коммерческие структуры в ущерб качеству творческого образования: отбор диктуется не только общими способностями и наличием финансовых возможностей, но и, главное, талантом, творческим даром; иначе не работает творческий семинар, не тянут к высшей планке студенты, не находит отклика, не реализует свой потенциал мастер.

--Инфраструктура. Учебно-лабораторная площадь, приходящаяся на 1 студента.

Тоже интересный показатель эффективности деятельности вуза. Но если его принимать, то именно Литинституту в последнее время удалось эффективно решить эту проблему. 20 лет вуз искал возможность приступить к реставрации и приспособлению под учебные нужды одного из служебных корпусов. Мы ведь находимся на территории памятника архитектуры. Что усложняет любые работы в их привязке к исторической застройке, согласовании и финансировании. Наконец, нам удалось в 10-м году добиться участия в ФАИП и провести работы по проектированию, а в 13-м году переходить к стадии строительства.

Отметим, что показатель площадей по мониторингу не учитывает сменную разнесенность групп студентов, снижающую нагрузки на площади вуза. (Мы, по рекомендации Службы надзора МОН, именно это и предприняли еще 7-8 лет назад и дважды аккредитовывались и лицензировались в этих показателях!)

Мы жестко выполняем лицензионный показатель, установленный ранее на эти учебные площади и действовавший до июля 12г.: не превышаем предельный контингент - 440 человек (в 11-м г. приведенный контингент составил 393,4 (чел.)

Некоторые факты:

Вуз подготовил за 80 лет более 6,5 тысяч специалистов - литературных работников. Среди них представители более 50 национальностей России и других стран.

В Литинституте преподавали и учились: Н.Н. Асеев, Ч.Т. Айтматов, М.И. Алигер, Э.Л. Асадов, В.П. Астафьев, Б.А. Ахмадулина, Б. Бедный, Г.Я Бакланов, Ю.В. Бондарев, В.Боков, В.И. Белов, А.Г. Битов, А.В. Вампилов, К.Я. Ваншенкин, Р.Виненон, В.Галактионова, Ф.В. Гладков, С.М. Городецкий, Р.Г. Гамзатов, М.Годенко, Н.Н. Добронравов, Е.А. Долматовский, Ю.В. Друнина, А. Дементьев, Н.К. Доризо, Е.А. Евтушенко, С.П. Залыгин, Л.Зорин, Т.Зульфикаров, Вс. Иванов, Е.А. Исаев, А. Кешоков, Ю.П. Казаков, Л. Кассиль, А.А. Ким, В. Курочкин, Н. Коржавин, Д. Кугультинов, Ю.П. Кузнецов, Ф. Кузнецов, В.А. Каверин, К. Кедров, Ю.Д. Левитанский, Л.М. Леонов, В.Г. Лидин, В.В. Липатов, В.В. Личутин, В.А. Луговской, М.К. Луконин, С. Лесневский, В.С. Маканин, М.Л. Матусовский, А.П. Межиров, С.В. Михалков, С.С. Наровчатов, Л.А. Озеров, Л.И. Ошанин, А.А. Проханов, Г.К. Паустовский, В.Г. Распутин, В.С. Розов, Н.М.Рубцов, М.А. Светлов, К.М. Симонов, И.Л. Сельвинский, Я.В. Смеляков, А.А. Сурков, О. Сулейменов, В.А. Солоухин, Н. Старшинов, В.Н. Соколов, Н.И. Тряпкин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Тушнова, К.А. Федин, О. Фокина, С.И.Шуртаков, А.Б. Чаковский и многие другие выдающиеся писатели. Здесь читали лекции видные ученые: В.Ф. Асмус, С.М. Бонди, Г.О. Винокур, М.Л. Гаспаров, В.А. Дынник, М.П. Еремин, А.А. Зиновьев, В.Я. Кирпотин, Л.И. Климович, Г.Н. Поспелов, А.А. Реформатский, С.И. Радциг, В.А. Сурганов, А.А. Тахо-Годи, Б.В. Томашевский, И.И. Толстой, А.П. Чудаков и другие. Помимо широкого литературного и научного признания, почти все – лауреаты государственных премий, отмечены орденами и другими наградами страны.

И сейчас в вузе преподают известные писатели, деятели культуры и науки:

Э. В.Балашов, П.В. Басинский, А.В. Варламов, И.Л. Волгин, А.И. Горшков, В.И. Гусев, С.Н. Есин, М.И.Иванова, А.М.Камчатнов, Р.Т. Киреев, В.А. Костров, С.Ю. Куняев, Б.А. Леонов, М.П. Лобанов, В.С.Модестов, О.А. Николаева, А.С.Орлов, А.Е. Рекемчук, Е.Б. Рейн, Е.Ю. Сидоров, А.Ю.Сегень, Л.И. Скворцов, В.П.Смирнов, М.О. Чудакова, ректор института Б.Н. Тарасов, переводчики В.П. Голышев, Е.М. Солонович, а также и многие другие.

Институт всегда объединял людей самых разных, порой, противоположных взглядов: от лириков до критиков, от классиков до поставангардистов - их огромный жизненный и творческий опыт, знание литературной действительности и вера в свое дело создавали и создают неповторимую и единую духовную среду вуза. Она, эта духовная атмосфера, имеет свою образовательную ценность.

И сейчас славу институту приносят более молодые поколения выпускников: Басинский Павел (лауреат премии «Антибукер», Национальной литературной премии «Большая книга»), Светлана Василенко, Зоберн Олег («Дебют» 2004), Павлов Олег (лауреат премии «Русский Буккер» - 2002 и премии им.А.И.Солженицына- 2011), Пеленягрэ Виктор, Давыдов Данила и критик Ганиева Алиса (лауреаты премии «Дебют»), прозаики, поэты и драматурги Нина Садур, Роман Сенчин, Николай Коляда, Максим Курочкин и Владимир Малягин , Виктор Куллэ, Маргарита Хэмлин, Маргарита Шарапова, Илья Кочергин, Мария Ватутина, Максим Замшев, Мария Степанова, Мария Степнова, Василий Киляков, Коваленко Денис, Латынина Юлия, Нарбикова Валерия, Максим Лаврентьев и многие другие. Недавними лауреатами Михалковского конкурса по детской литературе стали Эдуард Веркин, Ирина Дегтерёва, Славянского литературного форума «Золотой витязь»: Илья Луданов, Сергей Мурашев, Анастасия Чернова, Елена Яковлева, Екатерина Ратникова, Григорий Шувалов, Попов Василий, который является и лауреатом Бунинской премии 2012г., как и выпускники Ната Сучкова, Максим Амелин, Мария Степанова; лауреатом Российско-итальянской премии - Юрий Лунин. Демахин Александр - победитель конкурса Учитель года России - 2012. И многие другие.

Образовательный и научный потенциал вуза подтверждает результаты только что прошедшей аккредитации 2012 г.. Основа этого потенциала - высокопрофессиональный преподавательский коллектив.

В настоящее время из 75 штатных преподавателей 62 человека(81,58%) имеют ученые степени и звания. В институте работают 25 штатных докторов наук и профессоров.

Многие преподаватели работают по грантам (РГНФ и др.), участвуют в научных конференциях и издательских проектах. Вуз регулярно проводит целый ряд научных (в том числе студенческих) конференций, посвященных творчеству русских писателей, переводчиков 19-20 веков, современности.

В Литературном институте на регулярной основе (ежегодно) проводятся 4 научных конференции:

Язык как материал словесности (октябрь);

Озеровские чтения (проблемы художественного перевода) (ноябрь);

Литературное наследство древности (март);

Современный литературный процесс (май)- и более 17 по годовому плану научной работы.

В вузе проходят стажировку преподаватели других вузов России и обучаются и стажируются зарубежные студенты (Корея, Китай, Япония, Германия, Франция, Италия, Ирландия, США и др.).

Учебный процесс по двухлетней программе идет на Высших литературных курсах (профессиональная переподготовка для писателей, имеющих высшее образование). Они действуют с 1953 года.

В вузе есть Лицей и подготовительные курсы для поступающих, а также Курсы корректоров, Курсы редакторов и Курсы иностранного языка Н.А. Бонк. Работает семинар жанровой беллетристики.

Проводятся конкурсы молодых дарований (два раза в год) и занятия литературных кружков-студий «Кипарисовый ларец», «Литературная студия Белкина». Реализуются издательские проекты «Повести Белкина», «5х5», «Лампа и Дымоход», литературный альманах «ЛитЭра», публикуются альманахи выпускных работ студентов.

О качестве подготовки говорит тот факт, что на выпускных курсах не менее 1/5 студентов – члены союзов писателей, большинство имеет публикации в центральной прессе, успешно реализовали какой-либо издательский проект. С целым рядом издательств газет и журналов институт установил партнерские отношения: «Литературная газета», «Московский литератор», «Молодая гвардия», «Литературная учеба», «Москва», «Знамя», издательский дом «Славянка», редакция «Русского журнала» и др.

О востребованности вуза говорит и неубывающий, несмотря на демографическую ситуацию, конкурс - около 9 человек на место, а на семинар художественного перевода и выше.

На базе вуза работает УМО вузов в области литературного творчества.

За период 2006-2011 гг. были изданы 49 учебников и учебно-методических пособия (включая дополненные переиздания), многие с грифом Минобразования РФ, УМО Литинститута, других вузов.

Кафедрами института за 5 лет подготовлены 64 программы по всему циклу соответствующих учебных (академических) дисциплин. Программы утверждены Министерством.

В 2011 г.в вузе разработаны и внедряются программы дисциплин по ФГОС специалиста

Анализ учебных данных по курсам показывает устойчивую тенденцию к улучшению показателей от младших курсов к старшим. Так, процент отличных и хороших оценок по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин изменяется от 60 на первом курсе до 98 на четвертом курсе, по циклу общепрофессиональных дисциплин – от 55 на первом курсе до 86 на пятом курсе, по циклу специальных дисциплин от 48 на первом курсе до 78 на старших курсах. Соответственно по курсам снижается процент неудовлетворительных оценок.

Так же стабильны и показатели итоговой аттестации выпускников института.

В 2006г. 100% дипломных работ были оценены на «отлично» и «хорошо» (9% отличных и 91% хороших оценок – по квалификации «Литературный работник», 95% отличных и 5% хороших оценок – по квалификации «Литературный работник, переводчик художественной литературы»). В 2011г. - 96%: на «отлично» - 48%, на «хорошо» - 48%. По итогам выпускных квалификационных экзаменов в 2006 году было 79% отличных и хороших оценок, в 2011г. – 82% отличных и хороших оценок. Результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне подготовленности выпускников.

Особую и существенную часть, помимо научно-фундаментальных исследований, составляет творческая деятельность преподавателей Литературного института: художественные и критические книги и статьи; публицистические издания, художественные переводы, стихотворные сборники, антологии, публикации стихов и прозы в периодической печати (нашей и зарубежной) (более 200), выступления в постоянных программах или рубриках радио и телевидения преподавателей Литинститута (около 100).

Преподаватели Литературного института активно участвуют в организационно-творческой работе литературных и государственных учреждений г. Москвы и федерального уровня (по линии Союза писателей России, Московской писательской организации, Международного союза писательских союзов, мэрии Москвы, Министерства культуры РФ, Международного общества книголюбов и др.).

Активно работает Российское Байроновское общество (проект Литературного института и МГУ), поддерживающего Байроновскую страницу в Интернет-сайте, идет работа над созданием сайта "Англо-русские литературные связи".

Научные доклады и лекции читались сотрудниками Литинститута в 2006-2011 гг. в странах СНГ (Украина, Молдавия, Армения), а также в Германии, Китае, Италии, Южной Корее и других странах.

По линии научных, педагогических и творческих связей преподаватели Литинститута читали или читают лекции для студентов и преподавателей в МГЛУ, МГИМО, в вузах различных регионов России. Сотрудники института работают в составах специализированных (диссертационных) советов ряда учреждений: МГУ, МПГУ, РУДН, РГГУ, ИМЛИ РАН и др., выступают в качестве официальных оппонентов, готовят отзывы ведущего учреждения; являются главными редакторами и членами редакционных коллегий и общественных советов ряда журналов («Новый мир», «Наш современник», «Юность», «Московский вестник», «Детская литература» и др.). Многие преподаватели-писатели входят в руководство (правление) Союзов писателей, проводят совещания молодых писателей.

Институт развивает двусторонние связи с такими зарубежными вузами, как: Кельнский университет (Германия), Тринити-колледж (Ирландия), Университет г. Бергамо (Италия), Университеты Конкук и Чосон (Республика Корея), Университет «Париж-8» (Франция), Университет г. Сучжоу (Китай).

Академический и научный обмены с зарубежными вузами проводится согласно условиям договоров в следующих формах: взаимный обмен студентами и аспирантами; чтение лекций преподавателями; проведение совместных научных конференций, обмен научной информацией; издание научных и творческих сборников с включением разделов, имеющих обоюдную научную ценность; проведение стажировок, научных консультаций и Летних школ русского языка для зарубежных учащихся.

В 2006-11 гг. институт принимал участие в нескольких международных научных, академических и культурных проектах, связанных с творческим профилем вуза (литературным творчеством, переводом художественной литературы, филологическими и лингвистическими научными изысканиями).

В период с 2006 г. по 2011 г. по линии академических обменов в иностранных вузах стажировались 22 студента Литинститута, командировались за рубеж для чтения лекций и проведения занятий 16 преподавателей.

В это же время в Литературном институте обучались иностранные студенты из Кореи, Турции, Японии, Дании, Италии, Англии, США, Германии и Ирландии.

Для участия в международных конференциях преподаватели вуза командировались в Аргентину, Германию, Болгарию, Италию, Великобританию, Вьетнам.

С сентября 2006г. по ноябрь 2011 г. в Литературном институте проходили стажировку, получали консультации и обучались в летних школах граждане Италии, США, Кореи и Дании.

Организован и функционирует Российско-корейский культурный центр

Литературный институт выступил соучредителем и организатором деятельности АНО «Институт перевода» (совместно с Роспечатью, ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН и др.), а также российско-итальянской премии «Радуга» (совместно с итальянской ассоциацией «Познаём Евразию»), а также российско-белорусской премии «Мост дружбы» (под патронажем Секретаря Союзного государства Г.А. Рапоты). Осуществляются совместные издательские проекты с РГТЭУ, университетом г.Аугсбурга (ФРГ), Российско-баварским исследовательским центром им.А.А.Зиновьева.

К 75-летию вуза было Создано Содружество выпускников Литературного института, которое совместно с Клубом писателей вуза проводит большую социально-культурную и творческую работу, только за два текущих осенних месяца были проведены открытые лекции, круглые столы и семинары по следующей тематике:

Писатель на службе Отечеству и России, Сергей Есенин и русская история, Великая эпоха в жизни России – 1812г., О природе творчества, Духовное воспитание воина: уроки победы в русской литературе, Образ Наполеона в публицистике Тютчева, Мемуарная литература о войне 1812 года, сравнительная характеристика воспоминаний очевидцев с русской и французской сторон.

В связи с годом российской истории объявлены и проводятся в этом году конкурсы:

- малой прозы и поэзии им. Ф.И.Глинки, посвящённого победе русского народа в войне 1812 года;

- философско-исторический конкурс «Былое и Думы», посвящённый 200-летию А.И.Герцена;

- литературно-исторический конкурс «Воинская Слава России», посвящённый году российской истории;

В марте подведены итоги первого Международного конкурса ЛИТОДРАМА, выявившего талантливых студентов и выпускников вуза. (Так в исторической номинации лауреатами стали – А.Матюшина, студентка сем.Малягина, выпускница ВЛК -2005г. Галина Переверзева, Николай Переяслов), в номинации детская пьеса – Е.Щербакова, студентка з/ф.

Осуществляются проекты «Наш выпускник», «Россия в журнальном варианте», работает литературно-музыкальный лекторий для школьников, работает ежемесячный семинар драматургов в ЦДЛ, на базе библиотеки им. А. Бебеля, ведется лекторий для учащихся «За строкой школьного учебника», осуществляются поэтические десанты в Центры социального обслуживания населения (ЦСО «Коньково»), работают литературно-музыкальные гостиные в основном здании института и в общежитии.

По мнению заместителя министра образования и науки РФ А. А. Климова, высказанного им на Совещании ректоров 8 ноября 2012г., такой богатый традициями и достижениями, авторитетный и единственный в мире вуз, как Литературный институт им.А.М. Горького, не должен быть присоединён ни к какому другому, а отмеченные выше содержательно-предметные особенности его специфической деятельности, не входящие в обозначенные в самом начале параметры и критерии, будут обязательно учтены в ближайшее время при дальнейшем рассмотрении вопроса о «признаках неэффективности».

http://www.litinstitut.ru/index.php?p=news&newsid=1122&area=1

_____________________________________

Неэффективным признан и ЛГИТМИК

Министерство образования и науки РФ составило список неэффективных вузов России. Из 502 государственных учебных заведений таких оказалось 136, причем в список вошли 10 питерских университетов. Такой вывод, основанный на данных министерского мониторинга, озадачил преподавателей, студентов и общественность Северной столицы.

В черном списке оказалась Санкт-Петербургская академия театрального искусства, которую в разное время оканчивали Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Георгий Товстоногов, Алексей Герман, Сергей Юрский, Лев Додин, Алиса Фрейндлих и другие знаменитости. Наш корреспондент связался с ректором Александром Чепуровым.

— Александр Анатольевич, почему знаменитая академия признана неэффективной?

— Предложенные министерством критерии оценки не отражают специфики нашего вуза. Возьмем, например, средний балл ЕГЭ — для нас результаты творческого конкурса важнее, чем отметки в аттестате. Победитель олимпиады по русскому языку может оказаться бесталанным актером или нулевым театральным художником.



— Тогда как определить эффективность художественного вуза?

— Она определяется качеством выпускников. Мы воспитываем для искусства театральных звезд, причем работаем на всю страну. В числе педагогов — самые авторитетные сценографы, театроведы, менеджеры. По всем театральным специальностям мы являемся одним из ведущих вузов, на базе наших творческих программ разработаны образовательные стандарты по театральным направлениям нового поколения.

А выдача машинных данных без определенного комментария очень серьезно вредит самой системе художественного образования. На основании неких методик выдали статистические данные, как среднюю температуру по больнице.

— Похоже, решение Министерства образования стало для вас полной неожиданностью...

— Это не решение. Машина посчитала, а людям делать выводы. Важно, чтобы хватило разума принять правильное решение. У нас очень серьезные планы по модернизации материально-технической базы академии, развитию новых направлений, связанных с мультимедиаобразованием, работой актеров в интернет-пространстве. Я надеюсь, эти планы останутся в силе.

— Вы считаете, что это еще не приговор вузам?

— Если б это был приговор, это было бы просто безумие. Это просто данные, которые следует анализировать. Реструктуризация или закрытие вуза не могут быть целью. А если цель — помочь, тогда мониторинги должны быть регулярными, специфичными для каждой группы вузов. Вот тогда это будет инструмент помощи, а не топор палача.

— А что будет с преподавателями и студентами, если представить, что вуз все-таки закроют?

— Это преподавателей и студентов никак не касается. Сейчас речь идет не о неких карательных мерах, а о некорректных, неправильных оценках. Лидер театрального образования представлен в виде вуза с признаками неэффективности. Мы уже пересчитали многие показатели с учетом разных аспектов нашей деятельности и готовы свою точку зрения защищать.

* * *

Tags: вандализм, литература, образование, преступление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment