НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Category:

Неизвестные страницы в жизни Романовых

Лауритс Туксен. Император Александр III с супругой Марией Федоровной и сыном Михаилом. 1885
Факт выступления телепата Вашингтона Ирвинга Бишопа перед царем Александром III и его супругой Марией Федоровной широко растиражирован западными исследователями истории иллюзии. Однако, как правило, никаких документальных подтверждений состоявшегося сеанса не приводится. В качестве наиболее «весомого доказательства» иногда выступает отпечатанный в Нью-Йорке рекламный плакат работы американского графика Мэтью Моргана.

Очевидно, заказчиком плаката и инициатором распространения сведений о сеансе в резиденции российского монарха был сам Бишоп. Вопрос в том, имелись ли у артиста основания для подобной саморекламы или это целиком фальшивка? Ответ следует искать здесь, в России. В данном случае заграница нам не поможет...

Несколько слов о том, почему важно получить этот ответ. Не секрет, что выступления перед сильными мира сего считаются убедительным свидетельством высокого профессионализма и успешности артиста. При ознакомлении с биографиями зарубежных фокусников конца XIX — начала XX веков создается впечатление, что русские цари были заядлыми фанатами западного иллюзионного искусства, в то время как мастерством отечественных магов наслаждались преимущественно восточные правители, в частности, персидский шах и эмир Бухары. Эта географическая девиация напоминает евангельский тезис «Нет пророка в отечестве своем» применительно к иллюзионному жанру. Вряд ли дело тут в прихотях придворной конъюнктуры. Скорее, истинные причины явления более прозаичны — многие фокусники банально врали, пытаясь поднять свой рейтинг среди публики и коллег-конкурентов. Расчет строился на том, что никто не потрудится проверить достоверность голословных рекламных заявлений. Естественно, нельзя огульно отвергать все сведения об иллюзионных представлениях для монархов. Просто к ним нужно подходить с определенной долей скептицизма и подвергать тщательной проверке. В отношении Бишопа этим, похоже, никто всерьез не занимался, поэтому более чем с вековой задержкой попытаемся наверстать упущенное.



Рекламный плакат, изображающий представление Бишопа перед российским императором и его женой

Рекламный плакат, изображающий представление Бишопа перед российским императором и его женой
Художник Мэтт Морган (Нью-Йорк, США)


В глазах западных коллег представленный постер является веским аргументом в пользу бишоповского «сеанса на высшем уровне». Попробуем выяснить, насколько обоснованна такая оценка. В первую очередь обратимся к текстовым данным. Вспомогательные сведения о типографии и художнике нас не интересуют, а вот основные надписи желательно перевести дословно.

A Mental Assassination Revealed As Exemplified with the Cooperation of Their Imperial Majesties the Emperor and Empress of all the Russias In the Imperial Palace Gatchina Nov. 17th. 29th 1884. Mr. Washington Irving Bishop The first and World Eminent Thought Reader

Раскрытие мысленного убийства. Демонстрировалось при участии Их Императорских Величеств Императора и Императрицы всея Руси в Гатчинском императорском дворце 17 (29) ноября 1884 года. Мистер Вашингтон Ирвинг Бишоп. Первый и всемирно известный чтец мыслей.

Текст содержит три достойных внимания факта. Во-первых, назван ментальный эффект, который Бишоп якобы демонстрировал монарху — «раскрытие мысленного убийства». Во-вторых, указано место сеанса — Гатчинский дворец. Наконец третий и самый важный факт — дата представления. Увы, на постере она указана двусмысленно и вполне может быть интерпретирована как две отдельные даты 17 и 29 ноября или даже как период с 17 по 29 ноября. Однако вряд ли заморскому телепату было дозволено «копаться в самодержавных мыслях» в течение 12 дней, к тому же из прошлой публикации нам известно, что 20 ноября Бишоп уже находился в Москве, где выступал в театре Корша. Таким образом, наиболее правдоподобным вариантом прочтения даты на постере является 17 (29) ноября, где число 17 соответствует старому стилю (по Юлианскому календарю), а 29 — новому (по Григорианскому).

полностью увлекательное расследование здесь


Tags: "Романовы", Александр Третий, Москва, Петербург, живопись, история, плакат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments