?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Колесо построено по проекту инженера Георгия Семёновича Хромова. К его личным разработкам относятся уникальные 9-метровые барометры, термометры и часы на башнях главного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова, система трансформации арены в Цирке на Вернадского.

- Георгий Семенович, Москва строилась на ваших глазах. Каким вы помните город?

- Хорошо помню Москву 20-х годов, хотя тогда я был маленьким мальчиком. В то время город чуть выходил за пределы Садового кольца. Жили мы в доме на Волхонке, который принадлежал купцу, ведавшему ямщиками. Во дворе стояла конюшня. Там были оборудованы широкие открытые террасы, где ямщики готовились к поездкам. Из транспорта тогда были только телеги да немногочисленные трамваи - знаменитые «аннушки». Автомобили (только импортные!) встречались крайне редко.
В нижней части Знаменки около Дома Пашкова был крутой спуск. Здесь мы катались на санках. Правда, внизу проходила трамвайная линия, поэтому разгоняться было опасно. Но это никого не смущало: трамваи ходили редко. В Лебяжьем переулке, куда выходил наш двор, всю зиму лежал снег. И это рядом с Кремлем!


- Да, вам есть что правнукам рассказать...

- Сейчас такого не увидишь. Вот, например, ледоход на Москве-реке. Раньше Каменный и Москворецкий мосты стояли на «быках». Это промежуточные опоры, располагающиеся в центре реки. Мы с ребятами не отрываясь смотрели, как льдины налетают на эти «быки», ломаются об них, встают дыбом. Иногда вспоминаю, как мы бегали вокруг храма Христа Спасителя, пытались забраться на большие гранитные шары диаметром по метру, которые были около храма. Их не стали восcтанавливать. А жаль...


- Разве вы могли подумать тогда, что станете автором уникальных конструкций 16 врат восстановленного храма! Своей работой гордитесь?

- Конструкции врат действительно заслуживают внимания. Они выполнены из высокопрочной нержавеющей стали, обеспечивающей их долговечность. Створки врат весом около тонны каждая с легкостью открываются и закрываются.
- Вам не раз доводилось работать над проектами, не имеющими аналогов.
- Да. Например, раздвижная стена «Олимпийского», позволяющая поделить огромную арену (25 тысяч мест) на два самостоятельных зала. Длина конструкции 152 м, высота - 25 м. Для сравнения, в США максимальная высота подобной стены 13 м! Или художественно-инженерная композиция «Русский сувенир» в атриуме Центра международной торговли. Она состоит из театра сказок (несколько скульптурных групп по мотивам народных сюжетов) и трехсторонних часов. Композицию венчает 2-метровый петушок, который машет крыльями, вытягивает шею и кукарекает, когда бьют куранты. Механизм петушка признан государственным изобретением. Прошло почти 30 лет, а петух по-прежнему оживает каждый час. Сейчас, честно говоря, даже не вспомню, как я такое сделал.


- А какой именно механизм вы разработали в Большом театре?

- Придумал систему хранения и подъема декораций. Больше ста лет в трюмах под сценой работали люди, которые «ловили» опускаемые декорации и распределяли их по полкам. Это очень тяжелый и вредный труд. Декорации имели огнестойкую пропитку с резким запахом. Когда моя система была установлена, вместо людей в трюмах стала работать автоматика.

- На ваш взгляд, есть в Москве проекты, интересные с инженерной точки зрения?

- Очень мало. Недавно был создан проект 145-метрового Колеса обозрения. В старых моделях аттракциона вращается обод с кабинами. В этом проекте - обод статичен, а по нему движется конвейер с кабинами. Колесо планировалось установить в ЦПКиО им. Горького, но парк предпочел ему иностранное. Мы в глубочайшем техническом застое. Движение мысли влечет за собой умение создавать. У нас же произошла подмена понятий. Зачем мне думать? Когда есть деньги, я куплю! Поэтому собственные умы перестали изобретать, и стартовала бесконтрольная скупка иностранных моделей.

- Как вам нравится новый облик Москвы, сформировавшийся в период «правления» мэра Ю. Лужкова?

- Я рад, что продолжает держать марку московское метро. Открываются новые великолепные станции. В Европе метро - транспортное средство, а у нас - часть архитектуры. Приятно, что даже в центре сохраняются зеленые зоны: Патриаршие пруды, Александровский сад...
Однако в Москве совсем не берегут исторический центр. Я вообще не понимаю, как можно было снести гостиницу «Россия»! ГЦКЗ считался лучшим в Европе. Там была потрясающая акустика. Система трансформации зала, с помощью которой партер на 900 мест превращался в огромную паркетную площадку, считалась уникальной!
(За эту разработку Г.С. Хромов был удостоен Премии Совета министров СССР. - Прим. авт.).
Какая-то стихийность руководит городской застройкой. В результате бесконтрольного роста численности населения Москва наводнилась автомобилями. Чтобы как-то «переварить» машины, строят жуткие эстакады, бетонные развязки. Раньше все имели возможность полюбоваться городом - сейчас добрая его половина скрылась за звукопоглощающими щитами.

  • вспомнить детство золотое полюбоваться Московским ПКиО «Измайлово» здесь 
  • прочитать про историю парка и неосуществлённую детскую железную дорогу здесь
  • забавный разговор просто старого москвича и очень старого москвича за жизнь про "чёртово колесо"

Байздренко Очень старый москвич , 
Эх, молодежь! Не знаете вы, племя младое, что «чёртово колесо» в ЦПКиО им. Горького (оно же аттракцион «Колесо смеха») не имело ничего общего с колесом обозрения возле Большого Голицынского пруда. О причине перепутаницы названий двух совершенно разных аттракционов сказано вот тут - http://www.oldmos.ru/photo/view/15309 - в комментариях к фотографии конца 1920-х гг.
Так что, уважаемый г-н Воробьёв, Вы помните в ЦПКиО не «чёртово колесо» (оно исчезло задолго до Вашего рождения – примерно в начале 1950-х гг.), а колесо обозрения, что в этой подборке оказалось на фото № 38. Утверждаю это, как очень давний посетитель парка ЦПКиО им. Горького - аж с 1943 года, когда моя мама водила меня, тогда трёхлетнего, на выставку трофейного немецкого вооружения на набережной парка, а когда отец был демобилизован в мае или июне 1945 г. по скверному состоянию здоровья, то уже он водил меня не раз на эту выставку, которая существовала ещё несколько лет после войны).
Такое «обозренческое» колесо (не «чёртово»!) было поначалу выстроено в ЦПКиО им. Горького до войны и просуществовало до второй половины 1950-х гг., после чего было демонтировано, а рядом с этим «староколёсным» местом (чуть ближе к Голицынскому пруду) было воздвигнуто новое колесо обозрения гораздо более крупного диаметра (см. http://www.oldmos.ru/photo/view/57395 или http://www.oldmos.ru/photo/view/57751).

Воловников Владимир
Упоминаемое Вами "чертово колесо" не исчезло в начале 1950-х годов. Этот аттракцион существовал и в конце 1950-х и в начале 1960-х. В то время он не назывался "чертовым колесом", а имел название "коврики", потому что каждый катающийся садился перед разгоном на маленький коврик (я сам не раз бывал здесь в детстве). "Чертовым" же все называли тогда именно большое "колесо обозрения". "Колесо обозрения" - официальное название, согласитесь, что в атеистическом государстве "чертовым" оно официально называться никак не могло, москвичи же говорили про него: "чертово колесо". И было это задолго до появления одноименной песенки в исполнении Муслима Магомаева. Вы ссылаетесь на комментарий в сайте oldmos.ru, они, в свою очередь, на фильм аж 1927 года, но, уверен, что Вы сами как "очень старый москвич" говорили "чертово колесо" именно в отношении "колеса обозрения".
отсюда, там ещё комментарии
* * *
и чтоб 2 раза не вставать))

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner